Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей 6-7 лет.

Предмет исследования – педагогические условия эстетического воспитания детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического воспитания дошкольников………………………………………………………………... 1.1. Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследований…………………………………...

1.2. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста……..…………………………………………

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

2.1. Анализ опыта работы педагогов по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности

Заключение

Список литературы………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая ворд03 новая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)
justify">     Существует  множество определений понятия  «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно  выделить основные положения, говорящие  о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

     Своеобразное  понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

     В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов  бытует ошибочное мнение о тождестве  эстетического и художественного  воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, В.Н. Шацкая ставит следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [19, c. 65]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

     «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного  воздействия средствами искусства  на личность, благодаря которому у  воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве». [4, c. 87]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством.

     В «активизации способности творчески  трудиться, достигать высокой степени  совершенства своих результатов  труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [23, c. 87].

     Н.И. Киященко придерживается той же точки  зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания». [7, c. 65]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

     Помимо  формирования эстетического отношения  детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно  вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: «Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». [17, c. 43]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

         1.2. Изобразительная деятельность как средство  эстетического воспитания детей дошкольного возраста

         Важность изобразительного искусства в эстетическом воспитании дошкольников не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность изобразительного искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [14, c. 98]. «В изобразительном искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы» [23, c. 76].

         Изобразительное искусство  как вид деятельности объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной  деятельности, освоение навыков практического  изображения, изобразительной грамоты  и творческого самовыражения.

         Изобразительное искусство  знакомит дошкольников не только с  живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных  искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством.

         Занятия изобразительным  искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают дошкольника художником.

         Изобразительное искусство  дает детям развитие психических  свойств, умение творчески и эстетически  подходить к решению жизненных  задач.

         Программа по изобразительному искусству в детском саду формулирует  следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности [11, c. 54].

         Таким образом, главная  цель изобразительного искусства как  вида деятельности в детском саду - духовно обогатить ребенка, научить  проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. В процессе общения ребенка с явлениями изобразительного искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

         Занимаясь изобразительным  искусством, дошкольник не только замечает общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следит за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает ему реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. На уроках изобразительного искусства в качестве дополнительного задания Б.Т. Лихачев советует использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности [27, c. 23].

         В процессе обучения изобразительному искусству дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.

         Таким образом, учитывая эстетическую сущность изобразительного искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках программы детского сада изобразительное искусство является основным средством эстетического воспитания.

         В результате проделанной  работы мы разработали комплекс следующих  методических условий, способствующих эстетическому воспитанию детей 6-7 лет средствами изобразительного искусства.

         1. Первое условие  - развитие эстетического воспитания нетрадиционными техниками и материалами.

         Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий  эстетического воспитания - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное  начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

         Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

         Особый интерес  у детей вызывает создание изображений  на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят  детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и  сказочные герои, поэтому предложение  нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

         Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить и материалы [27, c. 32].

         Чем разнообразнее  будут условия, в которых протекает  изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее  станут развиваться детские художественные способности.

         Доступность использования  нетрадиционных техник определяется возрастными  особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении  следует с таких техник, как  рисование пальчиками, ладошкой, обрывание  бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. (Приложение «1)

         2. Второе психолого-педагогическое условие - проведение занятий по рисованию, как основной формы работы по эстетическому воспитанию.

         При рассмотрении понятия  «занятие по рисованию как основная форма работы», следует различать  типы и виды занятий по изобразительной  деятельности.

         Типы занятий дифференцируются по характеру вещей, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

         - занятия по сообщению  детям новых знаний и ознакомлению  их с новыми способами изображения;

         - занятия по упражнению  детей в применении знаний  и способов действия, направленные  на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

         - занятия творческие, на которых дети включаются  в поисковую деятельность, свободны  и самостоятельны в разработке  и реализации замыслов.

         Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам, в зависимости от критерия выделения. Так, по содержанию изображения различают рисование по представлению, по памяти, с натуры, а так же предметное, сюжетное и декоративное [10, c. 20].

Информация о работе Эстетическое воспитание детей 6-7 лет средствами изобразительной деятельности