Этапы анализа текста на уроках литературного чтения в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: Урок литературного чтения.

Цель: Изучить этапы анализа литературных произведений в начальной школе, с целью развития интереса к чтению, научить его анализировать художественный текст, сформировать читательские умения.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 59.87 Кб (Скачать)

                                                                ВВЕДЕНИЕ

Трудно  переоценить роль школьного предмета «Литература», потому что по сути своей  она является частью Культуры, видом  искусства. В начальной школе сегодня уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в создание образовательного пространства, в котором младший школьник  выступает как субъект, обладающий правом выбора вида и форм учебной работы, в нравственности воспитания и развития детей на основе полноценного воспитания художественного текста, освоение учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности.

Ребенок к первому классу уже готов  к серьезной и  осмысленной  читательской деятельности, поскольку  в это время неосознанное восприятие художественного текста у дошкольников заменяется – художественно аналитическим. В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания  при чтении художественных  произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте у детей  появляется  способность наслаждаться художественным словом.  Значит, с  этого времени ученик сможет полноценно воспринимать  художественный текст, «в себя принимать»  нравственные ценности, заключенные в произведениях.

В учебной  работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней свидетельствуют факты снижения качества образования школьников. По данным международных социологических исследований, наши дети отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста.

Необходимо  пробудить в ребенке интерес  к чтению, научить его анализировать  художественный текст, сформировать читательские умения.  От уровня читательской  грамотности  зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, степень переживания и осмысления им нравственных проблем, поставленных автором. Организовать и координировать данный процесс должен учитель на уроках литературного чтения. Учитель, овладевший основами теории литературы и технологии анализа текста, открывает вместе с детьми такие нравственные ценности и такую Красоту, что и для него урок литературного чтения  превращается в дело творческое, радостное и духоподъемное. На примере работы с художественными произведениями, которые изучают в 1 – 4 классах, показывается методика и технология организации литературного чтения в начальной школе и этапы анализа текста. 

Объект  исследования: Урок литературного чтения.

Цель: Изучить  этапы анализа литературных произведений в начальной школе, с целью развития интереса к чтению, научить его анализировать художественный текст, сформировать читательские умения. 

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме, этапа анализа текста на уроках литературного чтения у младших школьников;
  2. Раскрыть сущность понятия этапов анализа текста на уроках литературного чтения у младших школьников;
  3. Коррекционная.

Методы  исследования:

- анализ  научно -  методической литературы;

- тезирование;

- цитирование;

- наглядно  – иллюстративный. 
 
 
 

1 Глава: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

ОЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

«Планета знаний» - новый учебно-методический комплект для начальной школы. Основная его  особенность – единство структуры  учебников, сквозных линий типовых  заданий, подходов организации урочной  и внеурочной деятельности. В учебник  «Литературное чтение»  включены произведение различных жанров. Весь материал разделен на инвариантную  и вариативную части. В инвариантной части находятся тексты и задания, обязательные для всех учащихся. В вариативной части – задания, выполненные по выбору учителя.

Система и задания нацелены на обучение эмоционально – эстетическому восприятию художественных произведений, развитие способностей детей к литературному творчеству, обогащение словарного запаса учащихся и формирование  навыков выразительного чтения. Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания. В них ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Данное пособие «Планета знаний» не перегружает учащихся. Целью комплекта является создание образовательного пространства, в котором младший школьник  выступает как субъект, обладающий правом выбора вида и форм учебной работы, партнера, средств и пр. Образовательное пространство УМК  обеспечивает формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности; интеллектуальное, эмоционально – ценностное, социально – личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка; создание условий для проявления им самостоятельности и творческих способностей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого ученика своей траектории усвоения учебного материала.  Содержание учебных предметов помогает ребенку воссоздавать и удерживать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, формирует умение видеть один и тот же предмет с разных сторон. Одна из ведущих особенностей этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и вне учебной деятельности. 
 
 
 
 

1.2 Глава. Взгляды ученых на методику преподавания  литературного чтения.

К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения. Ставив цель, создавая хрестоматии для классного чтения, хотел научить детей сознательному чтению. Он говорил, что надо  «учится не только думать, но и созерцать, и прежде созерцать, чем думать». В его хрестоматии «Детский мир» шесть отделов, включающие статьи о природе, о детском мире, о географии и русской истории. Ушинский включил в круг детского чтения произведения русского народного творчества, и после этого уже немыслимо было представить книгу без пословиц, загадок, сказок.  Было положено включать в хрестоматию научно  -  познавательные статьи,. Он разработал специальную методику чтения научно – познавательных текстов. Ушинский дает учителю указания о методике чтения статей. Чтение с объяснением подкреплялось беседой, в ходе которой детям задавались вопросы двух видов.

1. Испытательные  – с помощью них учитель выяснял, поняли ли дети о чем читали или нет.

2. Наводящие на правильное понимание принятого – они служили отправным для объяснения учителя.

К.Д. Ушинский писал о двух видах чтения и их необходимости, логическом и эстетическом.

Против  «словотолкования» выступал Л. Н. Толстой  в середине 19 века. Он высказывал оригинальную мысль о создании «переходной литературы», которая должна помочь ребенку постепенно перейти от чтения знакомых слов и близких ему фольклорных жанров к чтению художественных произведений, то есть подготовится к уяснению литературного языка, и понимание условного мира художественной литературы. Эта идея была реализована а «Книгах для чтения». Л. Н. Толстой противопоставляет постепенное чтение механическому. Постепенное чтение рассказов, содержание которых от текста к тексту углубляется, а язык усложняется, способствует росту понимания прочитанного и формированию умения читать сознательно. Многие рассказы Л. Н. Толстого, написанные им с учебными целями, вошли в круг детского чтения.

Надо  заметить, что многие методисты 19 века, в том числе и В. П. Шереметьевский, считали, что объяснительное чтение в начальной и средней школе  преследуют разные цели и решает различные  задачи. В начальной школе объяснительное чтение противостоит механическому, бессознательному и призвано , в первую очередь, дать ученикам знания в их различных научных областях, а в средней школе объяснительное чтение в качестве остановочного противопоставляется безостановочному, призванному приобщить детей к литературе. Можно говорить о трех направлениях, которые сложились к моменту практики использования метода объяснительного чтения:

  1. Традиционное, сторонники которого рассматривали объяснительное чтение как средство сообщения учащимися различных знаний, в нем выделялось два аспекта: сообщение научных сведений из жизни природы и общества, получение учениками конкретных практических знаний, необходимых им в повседневной трудовой жизни.
  2. Направление для которого главным было нравственное воздействие произведение на учеников, анализ художественной стороны произведения в связи с раскрытием воспитательного потенциала текста.
  3. Направление, предполагающее развитие логического мышления, его приверженцы заботятся в основном о логическом чтении, при котором предполагалось разложение произведения на части, сопоставление плана, логическая переработка текста для пересказа.

Как видим  лучшие методисты 19 века в объяснительном чтении видели метод, который, во –  первых, поможет ребенку овладеть сознательным чтением, во – вторых, может явится  способом сообщения знаний из разных областей науки, и наконец, в третьих, может стать первой ступенью в осознанном чтении художественной литературы.

В начале 20 века Ц. П, Балталон выступил с резким отрицанием самой идеи объяснительного чтения, считая, что чтение с объяснением противоречит психологии ребенка, которого, прежде всего, интересует целостное содержание, а не части. Постоянное прерывание мелкими вопросами разрушает восприятие литературного произведения и уничтожает  воспитательное воздействие литературы на формирующуюся личность.

Балталон раскрыл целый ряд принципиальных положений обучения чтению по методу, которое получил название воспитательного чтения. Он выступил противником хрестоматии, справедливо пологая, что оказать воспитательное воздействие может тот целостный мир, который создан художником слова. Ц. П. Балталон  был первый в методике чтения, кто указал на искусственность хрестоматии и высказывался за издание отдельных брошюр (книг), содержащих лучшие произведения детской литературы. Эти брошюры должны были предоставляется ребенку в полную собственность. Критиковал систему логического чтения, считая, что даже плохо читающий восьмилетний ребенок способен слушать «живое чтение» учителя и переживать читаемое. Заслуга Ц. П. Балталона  в том, что он вскрыл противоречие, которые сложились в системе обучения чтению на рубеже 19 – 20т веков. Его метод воспитательного чтения нашел много сторонников, однако не закрепился в школьной практике.

В конце 60 –х.  годов  исследование Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова подготовили почву для перехода на трехлетнее  обучение в начальной школе и для выработки новых взглядов на процесс обучению чтения. К началу 70 – х.  из литературы исчезнет термин объяснительное чтение и обучение чтению начнет, рассматриваться как трехуровневый сложный процесс, включающий в себя учение грамоте, классное и внеклассное чтение. Однако первыми учебниками нового поколения принято считать «Книги для чтения» трехлетней школы авторов В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, Л. К. Пискуновой. В этих книгах, кроме сезонного и тематического, реализовался литературоведческий принцип структурирования учебного материала – они включали в себя отдельные разделы « Устно народное творчество» , «Великие русские писатели», «Классики русской и советской литературы», «Классики зарубежной литературы». Впервые авторы для начальной школы представили, богатое разнообразие различных родов, типов, жанров. Методический аппарат был нацелен на анализ текста по трем уровням:

  1. На выявление фактического содержания произведения.
  2. На уяснения позиций автора.
  3. На осознании собственного отношения к читаемому.

Сохранить и обогатить традиции совместного  чтения и обсуждение книг взрослыми  и детьми – одна из актуальных задач, ждущих в решении методики чтения. 

В данное время современные методисты отталкиваясь от взглядов ученых 19 – 20 годов разрабатывают новые методы обучения литературе. Остановимся на одном примере, который строит классификацию методов обучения литературе в основу которой положен совместной деятельности учителя и ученика в выборе метода постижения литературы.

Его задача — не только и не столько учить  и разъяснять, сколько показывать и внушать. Целью их является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения, и после анализа. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы. Виды учебной деятельности школьников: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций. В целом речь идет о первой ступени в логике познания литературы. Более углубленный анализ текста неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе. Приемы: построение логически четкой системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту, постановка проблем. Виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода, анализ образа-персонажа, составление плана к выступлению, к сочинению, постановка проблемы.

Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного  произведения. Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Исследовательский метод имеет много общего с эвристическим. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение знаний.

Учитель ведет учащихся от непосредственных жизненных впечатлений, от активизации образов памяти к восприятию образов, созданных поэтами.

Информация о работе Этапы анализа текста на уроках литературного чтения в младших классах