Этапы анализа текста на уроках литературного чтения в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: Урок литературного чтения.

Цель: Изучить этапы анализа литературных произведений в начальной школе, с целью развития интереса к чтению, научить его анализировать художественный текст, сформировать читательские умения.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 59.87 Кб (Скачать)

В процессе беседы ученики узнают, что автор  в драматических произведениях  только поясняет актерам, режиссерам, художникам, как осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует. Здесь в беседе возникает слово "ремарка" – пояснение, которым  драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе (можно это  слово не говорить). Обычно в ремарках пьесы дается описание места действия, обстановки, одежды действующих лиц, а также их душевного состояния, движений, жестов, интонации.

Полученные  знания учащиеся закрепляют, читая  по ролям и инсценируя пьесу. Ребята с интересом ищут составляющие элементы нового для них литературного  рода, оценивают чтение и игру каждого  актера, судят своих товарищей  гораздо строже учителя, подмечают  малейшие неточности в действиях  актеров. Так в процессе работы учащиеся постигают особенности этого  непростого и неизвестного для них  литературного рода и, играя роли, входят в образы героев на самом  высоком уровне освоения текста. Главная коррекционная донести до ребенка мораль, смысл произведения, воспитывать нравственно – эстетическое чувства, так же тренировка памяти, логического мышления, выразительность языка, механического чтения. 

Вывод:

Теперь, после  того как сложилось представление  об основных родах литературы, их задачах  и особенностях, можно сказать:

Что изучение различных родов литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника. Она воспитывает такие качества как, самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к изучаемой литературе, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе. Подобная работа с текстом не только формирует читательские навыки, но и способствует развитию ведущих читательских качеств: развивает воображение, мышление, способность эмоционально отзываться на чужое чувство, чужую мысль, оценивать себя и других, а главное, преобразовывать нравственный урок художественного произведения в личный жизненный опыт. В этом основное воспитательное значение чтения и анализа различных текстов с детьми, которое просто трудно переоценить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Практическая  

3.1 Характеристика  базы исследования.

Опытно - практическая работа по теме: «Анализ художественных произведений разных родов и жанров как одно из средств коррекции  обучающихся в начальной школе» проводилась в МБОУ СОШ №188 города Новосибирска Ленинского района. 

В опытно –  практической работе принимали участие  учащиеся 4 «А» класса.    

 Классный  руководитель Леонова М. Р.

В классе 32 учащихся: 17 мальчиков и 15 девочек. Отношения между детьми доброжелательные.  Конфликтные ситуации возникают редко, а если такие случались, то их разрешали сразу на месте. Мальчики уважительно относятся к девочкам, стараются не обижать их. 10 детей воспитываются в неполных семьях (нет отцов).

      Детям нравится учится в школе, любят рисовать, заниматься математикой, делать работы на уроках технологии.

Ребята с  удовольствием принимают участие  в классных мероприятиях. Любят танцевать, рассказывать стихи, участвовать в  конкурсах.

      У учащихся данного класса  наблюдается средний уровень  учебной активности, поддерживание  внимания на каждом уроке ставится  как целью, при этом можно  отметить высокий уровень самостоятельной  организационной деятельности.  Наблюдается высокий и средний  уровень развития мелкой моторики.  Обучающиеся проявляют активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. У детей хорошая устойчивая самооценка. Они уютно чувствуют себя в школе , им нравится общение с педагогом и со сверстниками. Дети выполняют школьные и общепринятые нормы поведения.

      Родители принимают активное  участие в жизни класса: помогают  проводить праздники, ходят вместе  с детьми в театры, регулярно  посещают родительские собрания  ( но не все потом приходится проводить индивидуальную беседу), следят за обучением и воспитанием своих детей.

       Наиболее уязвимы в классе Вадим Б. и Настя Ш. Вадим добрый мальчик, но не всегда находит общий язык с одноклассниками, часто ссорится. На уроках разговаривает. Это связано с тем, что мама не уделяет должного внимания сыну. Ребенку не хватает общения и по этой причине, он ведет беседы с первого и по последний урок.

     У Насти Ш. была родовая травма, по этой причине она не всегда  управляет своим поведением, вредничает, крутится, всегда хочет быть «в  центре внимания». Мама уделяет  внимание Насте, старается помочь  в преодолении возникающих проблем.

    Во внеурочное время многие  ученики занимаются  в кружках  по интересам, получают дополнительное  образование , увлекаются спортом и посещают секции.

3.2  Методы и  методики психолого-педагогического  обследования. 

Учителя средних  образовательных учреждений встречаются  с детьми, у которые не  умеют  работать с текстом а именно анализировать, выделять главную мысль, давать правильную характеристику  героев произведения. Именно педагогам принадлежит решающая роль в первичном выявление таких детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей   работе. 

Педагогический  подход в оказании помощи (коррекции) исследует и организует педагогические принципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания детей.

Цель исследовательской  работы - выйти на более глубокое освоение художественных произведений детьми испытывающие трудности в  обучении, расширить их литературоведческие  знания и нравственные представления.

Задачи опытно – исследовательской работы:

  1. провести  диагностическое исследование уровня сформированности читательских умений младших школьников при работе с текстом.
  2. провести  с детьми на уроках литературного чтения занятия с применением творческих работ с целью повышения уровня сформированности читательских умений школьников с трудностями в обучении.
  3. Провести повторное диагностическое исследование уровня сформированности читательских умений младших школьников с работе с текстом и выявить произошедшие изменения, если таковые будут.

    Для достижения целей исследования проводилась  коррекционно – развивающая работа на уроках литературного чтения с различными видами текста.

    а) лирическое произведение (приложение 1) 

    Готовясь  к уроку литературного чтения по теме «Рассказ танкиста» я ставила  такие цели:

  1. расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

       способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому  

       слову; 

  1. совершенствовать  умение размышлять над содержанием  произведения,    

       определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое

       отношение к прочитанному; 

  1. создавать условия  для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной  отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.
 

Тип урока: изучение нового материала.

Для достижения данных целей я использовала наглядный  и словесный метод, приемы - рассказ, показ, беседа (Верзилин Н. М). Так же был использован наглядный материал, для привлечения внимания учащихся и для лучшего усвоения материала.

Урок начинался  с организационного момент, настраивающего детей на рабочий лад. Следующий  этап артикуляционная разминка –  разрабатываем артикуляционный  аппарат, для более выразительного чтения, улучшения произношения. На этом же этапе проводится коррекционная  работа у детей с  дислалией. Следующим этапам будет чтение лирического произведения учащимися, после чтения обязательно выдержанная пауза для первичного восприятия стихотворения детьми. После первого прочтения произведения учителем через вопросы и ответы детей мы достигаем поставленных воспитательных, развивающих  целей. Через рассказ учителя о творчестве писателя мы достигаем образовательных целей. Так же мы воспитываем внимание, память. При чтении стихотворения детьми мы учим их воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении, умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, устанавливать причинно - следственные связи, воспринимать и оценивать образ – персонаж, умение видеть авторскую позицию и уметь соотносить ее со своей, видеть и осознавать идею произведения. Большая опора идет на устное словесное рисование представившихся картин как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя.

 В лирическом  тексте присутствует много приемов  сравнения которые способствуют развитию мышления, воображения. Так же младшим школьникам лирическое произведение дается на дом для заучивания с целью тренировки памяти, понравившийся фрагмент из произведения дети могут изобразить в рисунке, что способствует развитию воображения учащихся. С помощью закрепления нового материала, то есть через прием беседы учитель пытается понять понравился ли сегодняшний урок, достигли ли дети поставленных целей. 

б) эпическое  произведение (приложение 2)

Урок литературного  чтения по теме: рассказ М. М. Пришвина «Моя Родина».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  1. Ввести в круг чтения новое произведение М. М. Пришвина «Моя Родина»

    Познакомить с понятием «очерк».

  1. Развивать навыки осознанного, правильного выразительного чтения, монологическую речь, мышление, воображение.
  2. Воспитывать интерес к чтению, правильное отношение к природе, осуществлять нравственное воспитание.
 

Для достижения данных целей я использовала такой  прием как беседа и наглядный  и словесный метод. Урок начинался с организационного момент, настраивающего детей на рабочий лад. Следующий этап артикуляционная разминка – разрабатываем артикуляционный аппарат, для более выразительного чтения, улучшения произношения. На этом же этапе проводится коррекционная работа у детей с  дислалией. Ведется словарная работа, с детьми разбираются непонятные слова что способствует развитию словарного запаса. Через рассказ учителя о творчестве писателя мы достигаем образовательных целей. Так же мы воспитываем внимание, память. Следующим этапом является  чтение произведения учителем, для первичного восприятия текста детьми. Далее текст разбивается на абзацы для лучшего усвоения и запоминания произведения. Далее идет выразительное чтение, чтение по цепочке, чтение по ролям (коррекция внимания, тренировка механического чтения) детьми текста и работа с ним. Через вопросы и ответы детей мы достигаем поставленных воспитательных, развивающих целей. Пытаемся найти с детьми идею произведения. По мере прочитанного с детьми ведется беседа по тексту, задаются вопросы учителем дети отвечают – развитие мышление, умения быстрой ориентировки в тексте. Заканчиваем урок пословицей подходящий по смыслу к изученному материалу, просим детей подумать над смыслом пословицы – тренируем логическое мышление. Через рассказ мы воспитываем в детях эстетически нравственные чувства. После всего изученного детям дается дополнительное задание на развитие воображения, дети должны представить какой будет их Родина через много лет. С помощью закрепления нового материала, то есть через прием беседы учитель пытается понять понравился ли сегодняшний урок, достигли ли дети поставленных целей.

в) драматическое  произведение (басня, приложение 3)

Урок внеклассного чтения по теме: басня И. А. Крылова  «Стрекоза и Муравей».

Тема урока: изучение нового материала.

Информация о работе Этапы анализа текста на уроках литературного чтения в младших классах