Этапы анализа текста на уроках литературного чтения в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: Урок литературного чтения.

Цель: Изучить этапы анализа литературных произведений в начальной школе, с целью развития интереса к чтению, научить его анализировать художественный текст, сформировать читательские умения.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 59.87 Кб (Скачать)

В заключение хочется сказать о позициях ученых, в основном дидактов, о проблемном обучении. Одни (например, В. М. Вегасов) прямо говорят о «методе проблемного обучения», другие (М. И. Махмутов) убеждены, что нет проблемного метода, а есть проблемное обучение. Можно спорить о терминах, ибо речь идет о сути явления, не нашедшего адекватного терминологического решения. Эта работа оказывается частью того или иного метода преподавания. 
 
 
 
 
 
 

2 Глава: МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО                      ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССХ.

Задача  современного учителя не только научить  детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать  его, видеть за строчками переживания  автора, понимать то, о чем он хотел  сказать.

Современная методика выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный  синтез, анализ, вторичный синтез. Ведущей деятельностью учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, затем идет анализ произведения и вторичный синтез.

Первичный синтез: Как правило обеспечивается таким приемом, как чтение учителя в слух. Во время чтения учителя книги у учеников закрыты, их внимание полность направлено на слушание произведения и сопереживание учителю- чтецу. Выбор такого приема для первичного восприятия аргументируется несовершенством навыка чтения детей младшего школьного возраста. Однако на поздних этапах обучения могут быть использованы и другие приемы чтения текста специально подготовленными детьми, чтение текста детьми по цепочке, комбинированное чтение. В этом случае учитель для своего чтения выбирает:

  1. Диалоги;
  2. Описательные отрывки;
  3. Начало произведения;
  4. Заключительные строки произведения.

Иногда  для первичного восприятия может  использоваться аудиозапись текста мастером художественного слова.

Проверка  первичного восприятия- это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.

Здесь используется словесный метод обучения, а именно рассказ,  в ходе которого идет разъяснения преподавателем  посредством слов излагает, объясняет учебный материала, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

Цель  подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования. Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.

Коррекция: эмоциональное восприятие, память, внимание, усидчивость, воображение.

Анализ  художественного  произведения на уроке  чтения.

Анализ  художественного произведения ведется  по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Каждая часть читается в слух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге. После завершения чтения осуществляется обучение «думанью во время чтения», т. е. производится анализ прочитанной части. Аналитическая деятельность организуется таким образом, что бы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому.

Самый распространенный прием анализа - постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения,

Осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения т. е. понять причинно- следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому. Кроме постановки вопросов могут быть использованы и другие приемы, такие как выборочное чтение, словесное рисование, чтение по ролям.  Неотъемлемым элементом анализа в каждой части произведения должна стать словесная работа. В ходе анализа текста она предполагает и наблюдение за изобразительно- выразительными средствами языка произведения.

Для лучшего  усвоения текста и его анализа  на уроках литературного чтения можно  использовать такой метод как  беседа, который предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.) приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы формулирования выводов из беседы. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных ответов. Можно использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы. В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности обучаемых беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи. 

Коррекция: память, мышление, воображение, речь.

Вторичный синтез

Этап  работы, который предполагает обобщение  по произведению, его перечитыванием и выполнением детьми творческих заданий по следам прочитанного. В  обобщении предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на таком этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

Перечитывание- особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышление, то после завершения чтения он испытывает потребность еще раз вернутся к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки. У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать. 

В конце  изучения и закрепления текста можно  использовать иллюстративный метод, показать детям одну или несколько картин по данной изученной теме и предложить придумать и нарисовать к тексту свою картину.

Коррекция: развитие творческих способностей детей.

Вывод:

- при  анализе произведения нужно разводить  понимание того, о чем произведение  и как об этом говорится  в произведении, таким образом,  помогать вассоздавать форму произведения;

- при  анализе произведения внимание  детей должно привлекается к  структуре произведения;

- нужно  активизировать в речи детей  слова, обозначающие эмоциональные  и моральные качества, уделять  внимание коррекционной направленности;

- при  анализе произведения должны  учитываться и рекомендации методические. В частности, учителю надо иметь в веду учение о правильной читательской деятельности, диктующее необходимость думать над произведением до чтения, в процессе чтения и после чтения, а также не забывать  о принципе продуктивного многочтения, который предполагает обращение к перечитыванию фрагментов текста, важных для усвоения идеи произведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Глава:  ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧАЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД АНАЛИЗОМ ТЕКСТА.

  1. Уметь прочитать текст.
  2. Уметь воспроизвести, что знают об авторе. Если не знают об авторе, то они должны узнать о нем из другого пособия.
  3. Уметь определить какого типа текст. Описание, повествование, рассуждение.
  4. Уметь определить жанр текста. Сказка, притча, легенда, стихотворение.
  5. Уметь определить тему текста.
  6. Уметь озаглавить текст. Если заглавия уже есть, то подумать над его смыслом.
  7. Уметь разделить текст на смысловые части.
  8. Уметь определить соотносится начало и конец текста.
  9. Уметь определить основные образы текста, и не забыть об образе автора.
  10. Уметь работать над непонятными им словами: найти незнакомые или непонятные слова и установит их значения по словарю.
  11. Уметь сформулировать идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст)
  12. Уметь рассказать о своих впечатлениях о тексте.
  13. Уметь сравнить данный текст с другим, для сравнения.

    Вывод:

    Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Анализ текста – обязательный вид работы, так как он помогает до конца понять особенности текста, и грамотно пересказать его устно, письменно, сохраняя его своеобразие. 
     
     
     
     
     
     
     
     

ОССОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ  И ЖАНРОВ

Художественная  литература в зависимости от целей  и способов изображения жизни  делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры.

Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хода жизни, где автор "является как бы простым повествователем того, что совершается само собой" (В.Г. Белинский). Главное в эпическом произведении – изображение событий, действий героев, их характеров и взаимоотношений между собой. Определенная последовательность событий называется сюжетом.

Автор эпического текста как бы скрыт от читателя за сюжетом, но задача учителя научить  детей в работе с произведениями этого рода – увидеть позицию  автора, его отношение к изображаемому, осмыслить эту позицию, согласиться или не согласиться с ней, выяснить его идею, главную мысль произведения, то, ради чего оно было написано.

Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ, сказка, басня, былина, загадка, пословица и т.д. 

Анализ эпического текста

Сюжет является основой эпического текста, он его  цементирует. Развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа  произведения, поэтому очень важно, особенно если читатели еще малы и  неопытны, чтобы они ясно и четко  его себе представляли. Самым распространенным приемом осмысления сюжета является составление плана. Он может быть традиционным, а может быть "картинным", то есть рисованным, когда все пункты плана, кроме заголовка, дети рисуют.

Большое значение в работе с эпическим текстом  имеет и осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает  сюжет, проявляются его главные  позиции в оценке героев и их поступков. В финале произведения автор "награждает" своих любимых героев и наказывает злых, неприятных ему персонажей. Так  поступает А.С. Пушкин в своих  сказках, наказывая жадную старуху, злую, завистливую мачеху.

Прежде чем  приступить с детьми к анализу  текста, учитель должен, во-первых, сформулировать для себя те нравственные идеи и  ценности, ради утверждения которых  автор написал это произведение. Во-вторых, ему нужно четко понимать, какой шаг в литературном образовании  учеников будет сделан при изучении этого рассказа. И тогда можно начинать выстраивать систему анализа, в результате которого дети извлекут и усвоят нравственные уроки, после этого откроют для себя новое.

Чтобы читатели поняли роль и значение финала в  произведении, применяется следующий  методический прием – какой-нибудь небольшой рассказ не дочитывается до конца, закончить его должны учащиеся. После того как выслушаны ответы, зачитывается авторский вариант. Далее  идет сравнение. Этот прием помогает выявить авторскую идею. Для этой работы очень подходят миниатюры  В.А. Сухомлинского: они небольшие  и просты по сюжету, что позволяет  использовать их в работе с самыми маленькими читателями.

Приведем  пример.

СТАРЫЙ ПЕС

Был у Человека верный друг – Пес. Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал  из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился и спросил:

– Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!

Через несколько  дней Человек принес откуда-то маленького Щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну, маленькую, и сказал Щенку:

– Живи здесь.

Старый Пес  спросил у Человека:

– Зачем  тебе еще один пес?..

                                                                                               (В.А. Сухомлинский)

Дочитав до этого момента, просим детей придумать, что сказал Человек старому Псу.

Когда мы читаем и обсуждаем с детьми авторское  окончание миниатюры, дети волнуются, переживают, умом и сердцем постигая истинную доброту.

Иногда в  эпическом тексте автор сознательно  нарушает ход событий. С детьми нужно  осмыслить причины такого построения произведения, разобраться в его  композиции. Ведь если "форма –  это дело авторских рук", то всякая ее необычность (особенно "непонятное", "излишнее") должна заставить читателей очень внимательно всматриваться в нее и постараться понять, почему автор именно так выстроил свое произведение или "заставил" героев совершать непонятные поступки.

Информация о работе Этапы анализа текста на уроках литературного чтения в младших классах