Этапы анализа текста на уроках литературного чтения в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: Урок литературного чтения.

Цель: Изучить этапы анализа литературных произведений в начальной школе, с целью развития интереса к чтению, научить его анализировать художественный текст, сформировать читательские умения.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 59.87 Кб (Скачать)

Анализируя  эпический текст, читатели обычно идут вслед за автором, по сюжету. Двигателем сюжета является герой. Его образ  складывается в читательском сознании из описания внешности, поступков, мотивов  и последствий поступков, его  судьбы, придуманной автором.

Идея –  главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает  в сюжете их судьбы определенным образом. Она, глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его  анализа. Это работа трудная, похожая  на разгадывание загадки, решение задачи. Но какое удовольствие, иногда потрясение испытывает читатель от понимания мыслей, чувств, мудрости автора! Это-то все  и вознаграждает. 

Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. В лирических произведениях жизнь, ее закономерности изображаются не через события, как в эпическом тексте, а через восприятие этих событий автором. Поэтому в данных произведениях главное действующее лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. Есть стихи – лирические монологи, где поэт исповедуется, рассказывает о своих переживаниях. Поэтому лирику иногда определяют как "мое слово" о "моем переживании".

Но герой  лирики, лирический герой, и автор  – это не всегда одно и то же лицо. На самом деле если бы в каждом произведении автор рассказывал о себе, о фактах из своей жизни, мы бы решили, что он много раз влюблялся, что жил во многих странах мира, что Пушкин любил, когда в речи допускают грамматические ошибки, ведь пишет же он как бы от своего имени в "Евгении Онегине":

Как уст  румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской  речи не люблю.

"В каждом  лирическом стихотворении у истинного поэта новое "я", – заметил поэт В.Брюсов. В лирическом тексте может не быть сюжета в эпическом смысле этого слова, а если и изображается какое-либо событие, то лишь для того, чтобы показать отношение автора к изображаемому, чувства, возникающие у него при восприятии события. Развитие этого чувства, его переливы, видоизменение – это и есть лирический сюжет. Иногда стихотворение представляет собой описание природы, но это изображение всегда пронизано авторским чувством, поскольку всегда это картина природы, воспринимаемая душой поэта. Если этого чувства нет, у читателя не возникает сопереживания, а значит, это не лирика в истинном смысле этого слова. Передача чувств и настроения в лирическом произведении требует особого мастерства от художника, особых средств художественной выразительности. Это и ритм, и особая экспрессивная лексика, и стихотворный размер, и повторы, и паузы, и поэтический синтаксис. 

Анализ лирического  текста

Чтение и  изучение лирических произведений предоставляет  очень большие возможности для  личностного развития ребенка, поскольку  в процессе восприятия участвуют  воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может  оказывать сильное воспитательное воздействие на личность, поэтому  так важна правильная организация  процесса полноценного восприятия и  глубокого анализа лирических текстов.

Но специфика  этого литературного рода такова, что именно при изучении лирики на уроке должны царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор  для личностной читательской интерпретации  текстов. Восприятие лирического текста субъективно и зависит от множества  факторов, прежде всего от открытости и искренности всех участников диалога (прежде всего от учителя), даже от их настроения, вот почему так важна  создаваемая учителем на этих уроках особая "этико-эстетическая атмосфера".

При изучении лирического текста учитель является таким же читателем, как и ученик, но только с большим жизненным  опытом. И хотя прежде чем идти на урок, учитель, конечно, анализирует  произведение, он заранее не знает  то, к чему может "привести" учеников, ведь коллективное восприятие всегда объемнее и богаче.

Основными методическими приемами работы над  лирикой являются:

- первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживания;

- медленное, филологическое чтение с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств;

- устное словесное рисование представившихся картин (или рисунок) как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя;

- структурно-образная схема (система образов произведения);

- работа над выразительным чтением (как путь и результат анализа).

В работе с  такой поэзией более подходит еще один технологический прием  анализа лирики – медленное чтение с остановками на "непонятных" словах. 

Анализ стихотворения "Черемуха" 

Черемуха  душистая

С весною расцвела (1)

И ветки  золотистые,

Что кудри, завила. (2)

Кругом роса медвяная (3)

Сползает  по коре, (4)

Под нею  зелень пряная (5)

Сияет в  серебре.

А рядом, у  проталинки,

В траве, между  корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный  ручей. (6)

Черемуха  душистая, (7)

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит. (8)

Ручей волной гремучею (9)

Все ветки  обдает

И вкрадчиво  под кручею

Ей песенки  поет.                                                                                 С. Есенин

Вопросы и  задания

(1) Почему  о дереве говорится, как о  цветке? Почему автор говорит: "с  весною расцвела", а не "весною"?

(2) Почему  такое сравнение?

(3) Почему  у поэта роса цвета меда?

(4) Автор  говорит, что "роса сползает  по коре". А если бы поэт  сказал "стекает", была бы другая  картина?

(5) Что означает  слово "пряная"? Почему оно  применимо к черемухе? (Запомним  цвет этой картины – серебряный!)

(6) Каким  нарисован ручей? Каковы его  размеры, цвет?

(7) Какая  часть стихотворения начинается  такими же словами, как вначале?  Почему?

(8) Черемуха  осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в  первой картине. А теперь? Почему?

(9) А ручей  – такой же? (Хотя какой же  он ручей, если у него волна,  да еще гремучая!) Каким он стал? Почему?

Толкование  этого текста, такого знакомого и, кажется, такого простого, оказывается, требует достаточных усилий, причем прежде всего работы воображения, умения представить во всех деталях картину.

Опишем поэтапно технологию работы над стихотворением С. Есенина.

1. Первичное  чтение текста с ориентировкой  учеников на то, чтобы они постарались  в своем внутреннем видении  представить картину. Задание: "Нарисуйте  то, что вы увидели". В большинстве  случаев на рисунках детей  отсутствуют детали, у некоторых  вообще нет ручья, то есть  они при первом чтении этот  образ не увидели. (Можно прочитать  текст второй раз, особенно если дети сами просят и если действительно многие не увидели ручья.)

2. Медленное  чтение текста с анализом системы  образов и "ключевых" слов. Слова  объясняются (почему автор именно  этот эпитет, метафору, сравнение  подыскал). Эти слова подчеркнуты  в нашем тексте. К ним написаны  вопросы.

3. Загадка  этого текста в том, что в  нем две картины, причем разделенные  временем. Особенно это ясно видно  в образе ручья; сначала –  "струится маленький", да еще и рифмуется с "проталинкой", а потом его "гремучая волна" обдает все ветки черемухи ("Это прямо море какое-то!" – сказали дети). Да и отношения с черемухой изменились: то он просто был рядом с ней, а потом – "вкрадчиво под кручею ей песенки поет". Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: "черемуха душистая", как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: "развесившись стоит", уже не в "серебре", а в золоте "на солнышке горит". Эти изменения дети объяснили тем, что прошло время, черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды. Так мы выходим с детьми на понятие времени в тексте, учим их видеть развитие лирического сюжета, сопряженность пространственных и временных отношений в художественном произведении.

4. Возвращаемся  к первым рисункам, оцениваем  их, и дети сами приходят к  выводу, что надо нарисовать два  разных рисунка, что в рисунке  можно запечатлеть лишь один  момент, а поэт рисует картину  в движении. 

Главное в  работе над лирическим текстом –  работа над словом, изображающим картину  окружающего мира и передающим чувство. Самое простое, понятное даже маленьким  детям задание при изучении лирического  текста – найти слова, которыми автор  рисует картину (передает свои чувства, свое отношение к героям, к событию, к миру, к природе). Так дети постепенно учатся вглядываться в слово, видеть то, что за ним стоит, понимать, почему автор подобрал именно это слово. 

Подобная  работа с лирикой не только формирует  читательские навыки, но и способствует развитию ведущих читательских качеств: развивает воображение, мышление, способность  эмоционально отзываться на чужое чувство, чужую мысль, оценивать себя и  других, а главное, преобразовывать  нравственный урок художественного  произведения в личный жизненный  опыт. В этом основное воспитательное значение чтения и анализа лирических текстов с детьми, которое просто трудно переоценить.

Надо сказать  особо и о роли такого методического  приема, как выразительное чтение. Им должна начинаться и заканчиваться  работа над каждым стихотворением. Учитель предваряет анализ текста своим чтением стихотворения, передавая свое внутреннее видение, а выразительным чтением ученика работа над лирическим текстом заканчивается. 

Драма. Лучшее определение этого рода было дано, на наш взгляд, Аристотелем: "Драма – подражание действию действием, а не рассказом". В этом определении выявлено коренное отличие драмы от эпоса: не автор рассказывает о событиях, мыслях, чувствах героев, а герои сами действуют, сами говорят о себе, о своих чувствах и переживаниях. Так создается характер героя в драме и раскрывается для читателя и зрителя. Принципиальное отличие драмы от других литературных родов состоит в том, что она предназначена для постановки на сцене, в театре.

Драма –  развивающийся, трансформирующийся литературный род, в нем, как и в других литературных родах, совершенствуются способы изображения  жизни и человека. 

Работа над  драмой

Знакомство  с этим литературным родом возможно через освоение диалога в эпическом  тексте и чтение по ролям, которое  знакомо учащимся с 1-го класса. Чтение по ролям и инсценирование станут главными методическими приемами работы учащихся над драматическим текстом.

Современные дети, скорее всего, уже видели в  театре или по телевизору драму, но не в полной мере представляют ее специфику. Впервые увидев напечатанную пьесу, дети легко в процессе беседы уясняют, что данное произведение написано не сплошным текстом, а разбито на роли, чтобы их играть. Так ребята выходят  на одну из основных особенностей драмы: произведения эти предназначены, как  правило, для постановки на сцене, это  род литературы, граничащий с двумя  видами искусств – литературой (собственно текст драмы) и театром (возможность инсценировки).

В беседе с  учащимися выясняется, что характер героя в драматических произведениях  раскрывается в действиях, поступках, словах (диалогах и монологах). Далее  можно вспомнить, как раскрывались характеры героев в баснях И.А. Крылова. Конечно, басня – эпический жанр, но почему басни так легко инсценировать? Что лежит в основе развития сюжета басни? Без чего не было бы такого интересного  рассказа? Дети вспоминают: без ссоры, спора (слово "конфликт" может  не вводиться). Так ученики подходят к пониманию своеобразия изображения  характера героя в драме: ситуация столкновения, противоборства, часто  экстремальная, способствует в наибольшей степени выявлению характеров и  жизненных позиций героев.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что они  ни разу не произнесли слово "автор". Но ведь на сцене играют не сочиненное самими актерами произведение, да и актеры говорят не то, что им вздумается, а то, что сочинил автор. Можно задать вопросы: вмешивается ли автор в действия героя, высказывает ли свое отношение к нему? Включили бы вы автора в систему образов драматического произведения?

Информация о работе Этапы анализа текста на уроках литературного чтения в младших классах