Этническая толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 139.10 Кб (Скачать)

Толерантность, как целостное образование, имеет свою структуру, которая выражается в соподчиненности ее компонентов. Ученый-исследователь О.А.Спицына выделяет следующие компоненты толерантности:

• когнитивный компонент, т.е. представления о проявлениях толерантности в поведении; реагировании в ситуациях критики и конфликтов; знания о способах проявления сочувствия, поддержки; о способах вступления в контакт и отказа от него; умение просить и принимать помощь;

• мотивационно-ценностный компонент, т.е. степень принятия толерантности как ценности;

• эмоционально-волевой компонент, т. е. проявление терпимого отношения к другим; восприятие и оценка действий других людей с точки зрения толерантности; уровень тревожности;

• поведенческий компонент, т.е. проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике; конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию.

Обобщение исследований ученых (А.М.Байбаков, Е.Г.Виноградова, Д.В.Зиновьев, О.А.Овсянникова, О.Б.Скрябина, Г.У.Солдатова) позволило выделить критерии и показатели толерантности, в числе которых:

•  социальная адаптированность;

• ответственность за свои поступки;

• доброжелательное отношение к миру;

• эмоциональная стабильность, проявление выдержки, самообладания;

• терпение;

• эмпатия, чувствительность, высокий уровень сопереживания, сочувствия;

• способность к рефлексии;

• способность понять другого;

• любознательность;

• снисходительность;

• способность прощать;

• отсутствие тревожности;

• высокий уровень общительности (коммуникабельности);

• владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов;

• уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия;

• признание существования другой (иной) точки зрения, критичность к своему мнению (рефлексивная активность);

• отсутствие стереотипов, предрассудков;

• признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

По уровню, на котором  проявляется толерантность, выделяют такие виды толерантности, как индивидуальная, межгрупповая, межличностная толерантность (М.Т.Громкова, Е.П.Ильин, М. Ю. Махова, Г. В. Палаткина).

Индивидуальная толерантность  является добродетелью, т. е. формой поведения  ответственной личности. Именно этот уровень выступает фундаментом  толерантных отношений в обществе и заслуживает особого внимания в процессе формирования данного качества личности.

Межгрупповая толерантность  проявляется и возникает в  процессе восприятия одной группой другой, т.е. ее проявлением становятся отношения между группами.

Межличностная толерантность представляет собой отношения между отдельными индивидами.

Этническая толерантность  - это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию этнических культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Профессор В.С.Кукушин  указывает, что этническая общность выбирает ту или иную практику воспитания в зависимости от качеств, необходимых для выживания человека в данной культуре, формирование которых в значительной степени зависит от жизни людей во взрослой жизни: «среди членов земледельческих и скотоводческих общин, прежде всего, требуются и ценятся добросовестность, ответственность, заботливость, а для обществ кочевников, охотников, собирателей необходимы независимость, самостоятельность, готовность пойти на риск, агрессивность. Соответственно в этих обществах выбирается разный тип воспитания, формируются и закрепляются из поколения в поколение определенные черты национального характера».

Профессор Т.Д. Дмитриев в  своей работе "Многокультурное  образование" выделил следующие  уровни развития толерантности в  образовании.

I. Обучение толерантности. Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры. Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий. Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Позитивное понимание  толерантности достигается через уяснения проявлений ее противоположности -интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на негативном, враждебном отношении к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп (Л.С.Колмогорова).

Интолерантность основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует (В.П.Кожевникова). Интолерантность ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения (Н. Г. Капустина). Она может проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим, до умышленного уничтожения людей, это могут быть оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, игнорирование, негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, расизм, дискриминация по какому-либо признаку, преследование, запугивание, крайние формы насилия и террор.

В современной ситуации социальной неопределенности, когда в большей  степени  на передний план выходит проблема взаимоотношений между людьми, когда проявления жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения являются очевидными, особое внимание необходимо уделять задаче воспитания толерантности, толерантного сознания, толерантного поведения, толерантных отношений.

Проблема воспитания толерантности является предметом изучения различных наук. В философии толерантность изучается как исток социальной активности (А. М. Титаренко, В. В. Лекторский, А.В.Шестопал и др.), как особое состояние духовной жизни (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский и др.). В педагогике рассматриваются приемы и средства ее воспитания у детей как результат прямого воздействия взрослого без учета субъектности отношений (Б.С.Гершунский, В.Г.Маралов, В.А. Ситаров и др.). В психологии толерантность исследуется как психологическая устойчивость личности (Г.У.Солдатова, Д.А.Шайгерова, П.А.Черкасов и др.), как личностная характеристика (А. Г. Асмолов, О. А. Кравцова и др.), как система установок и ценностей личности (И. Б. Гриншпун, Г. У. Солдатова и др.). Таким образом, проблема формирования этнической толерантности младших школьников на протяжении многих столетий остаётся актуальной и является предметом изучения, как зарубежных, так и отечественных учёных.

Рассмотрев теоретические  основы этнической толерантности, необходимо остановиться на особенностях их формирования в младшем школьном возрасте.

 

 

1.2.Особенности  формирования этнической толерантности 

младших школьников

 

 

Проблему воспитания этнической толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Реализация педагогики толерантности в образовательном процессе является средством подготовки нового поколения к гармоничному общению. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Младшим школьным возрастом  принято считать возраст детей  примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует  годам его обучения в начальных  классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов  возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

 Воспитание этнической  толерантности зарождается в семье. Сравнительные исследования канадского ученого У. Ламберта  особенностей воспитания в 11 странах показали, что жесткость и требовательность родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что, по-видимому, является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников. В странах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия) дети чаще проявляли дружественные формы поведения, усваивали товарищеские нормы, редко были агрессивными. И наоборот, в культурах с множеством социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники часто выступают в роли конкурентов, у детей воспитывается дух соперничества, умение добиваться помощи для достижения своих целей, эгоистическая доминантность, конкурентность.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе, когда формируется эмоционально-волевая сфера, отношение к себе и другим, в новой для него ролиученика, начинает складываться взаимодействие между 20 - 25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Для плодотворного развития ребенка необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

      Младший  школьный возраст – период достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

      Возрастной  особенностью является и общая  недостаточность воли: младший школьник  еще не обладает большим опытом  длительной борьбы за намеченную  цель, преодоления трудностей и  препятствий. Большие возможности  предоставляет младший школьный  возраст для воспитания коллективистских  отношений. За несколько лет  младший школьник накапливает  при правильном воспитании важный  для своего дальнейшего развития  опыт коллективной деятельности  - деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.

При воспитании толерантности в младшем школьном возрасте необходимо учитывать уровни толерантности, выделенные О. А. Спицыной. Критерием выделения уровней для ученого послужила степень самостоятельности школьников проявления толерантности:

Высокий уровень толерантности характеризуется тем, что учащийся имеет установку на формирование у себя конкретных качеств, у него сформированы фактические представления о ценностях толерантности, устойчиво проявляется терпимое отношение к другим. Ребенок имеет низкий уровень тревожности, агрессивности, высокий уровень эмпатии, самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.

Средний уровень толерантности  предполагает, что знание норм толерантности  носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; эмпатия и выдержка зависят от внешних условий. Ребенок признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

При низком уровне толерантности (интолерантности) ребенок обладает низким объемом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеет различать границы толерантности и интолерантности; у него отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду. При определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наблюдается отрицательное отношение к отличиям других.

Воспитание толерантности  предполагает развитие активной жизненной  позиции, изменение самого себя, своих  стереотипов, своего сознания, а активная позиция развивается активными методами. К активным следует отнести те методы, которые позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Д. И. Кавтарадзе).

Информация о работе Этническая толерантность