Этническая толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 139.10 Кб (Скачать)

Мы провели небольшой, но значимый эксперимент и уже прослеживается динамика в понимании младшими школьниками нравственного понятия этническая толерантность. Для эффективности проделанной работа педагогу нужно продолжить серию мероприятий по формированию этнической толерантности.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

 

Вторую главу мы посвятилиизучению этнической толерантности у младших школьников. Разработка и реализация народных праздников по формированию этнической толерантности младших школьников рассмотрели теоретическую основу цели, задачи, основные методы воспитания этнической толерантности.Далее нами была проанализирована исследовательская работа, проведенная во 2 «а» классе НМБОУ «Гимназия №11». И сделали вывод, что народные праздники влияют на формирования этнической толерантности, в зависимости от нравственного жизненного опыта каждого ребёнка. В экспериментальной группе детей был выявлен высокий уровень этнической  толерантности.

Несмотря на то, что дети понимают и осознают определение этнической толерантности. Они не употребляют, не применяют свои знания на практике.Это подтверждает тот факт, необходимость целенаправленной работы с младшими школьниками в школах по усвоению этнической толерантности актуальна.

Работа по воспитанию этнической толерантности должна быть системати-ческой, основанной на возрастных особенностях, учитывающей национальный состав класса. Работа с младшим школьником должна опираться на эмоциональную сферу, иначе эта работа имеет малый процент эффективности.Наиболее благоприятной форма работы с детьми для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных  взаимоотношений между людьми. Однако школьная программа представляет широкий диапазон тем, где можно акцентировать внимание на толерантном отношении к другим национальностям.

Для положительных результатов воспитания большое значение имеют организационные формы внеклассных мероприятий, особенно праздников, на которых изучаются традиции и обряды народов мира, происходит анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, встречи, обсуждения, изучение других культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитание межэтнической  толерантности у учащихся, как  основы национального самосознания народов, является одной из актуальных проблем современности. Острота  этой проблемы обусловлена теми процессами, которые тревожат не только российское общество, но и мировую общественность: рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных  ситуаций.

Данная проблема изучена  такими учеными, как П.Ф.Каптеревым, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским. В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы. Среди этих исследований необходимо отметить труды А.Г.Асмолова, Ю.В.Арутюняна, Л.М:Дробижевой, М.С.Джунусова, Р.Р.Валитовой, в которых разрабатываются важнейшие теоретические проблемы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания. Исследование отечественных ученых А.М.Байбакова, Е.Г.Виноградовой, Д.В.Зиновьева,О.А.Овсянниковой, О.Б.Скрябиного, Г.У.Солдатовой, О.А.Спицына, Ковальчук М. легли в основу определения компонентов этнической толерантности.

На основе этих компонентов (когнитивный, эмоционально-оценочный) были проведены три серии эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

На этапе констатирующего  эксперимента был изучен национальный состав класса с помощью таких  диагностических средств, как анкетирование  и беседа, тест, автор которого  Ковальчук М.А. На этом этапе было выявлено, что уровень сформированности этнической толерантности ниже среднего, что обусловило разработать и реализовать «Народные праздники» с целью формирования изучаемого процесса. В ходе формирующего эксперимента, совместно с учителем и родителями нами были организованы и проведены следующие мероприятия«Я в мире... Мир во мне... Толерантность - путь к миру», «Праздники и обычаи русского народа» «Татарский праздник «Сабантуй»»,  «Казахский праздник «Наурыз».

В ходе организации проведения праздников у детей наблюдался  интерес, желание побольше узнать о традициях и культуре разных национальностей. Песни, сказки, предметы быта, обычаи- вот основные средства формирования знаний, понимания, а следовательно и этнической толерантности школьников. Активная роль в ходе организации внеклассной работы отводилось родителям, их активное участие явилось примером для подражания.

После проведения контрольного эксперимента была выявлена динамика повышения этнической толерантности  у младших школьников, таким образом  можно считать, что организация народных праздников влияет на повышение этнической толерантности детей.

Анализ результатов нашего эксперимента на заключительном этапе  позволяет сделать вывод: если систематически и целенаправленно проводить  работу по воспитанию этнической толерантности  у детей младшего школьного возраста, то уровень этнической терпимости будет  на достаточно высоком уровне. Таким образом, выдвинутая гипотеза частично подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С.58-69
  2. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А Асмолов // Мемориал.- 2001.- №24.- С.61-63.
  3. Березина, В. Социальный педагог в школе [Текст] // Березина, В., Ермоленко Г. Воспитание школьников, 1994.- № 2. - С.205.
  4. Бруднов, А. Социально-педагогическая работа в школе [Текст]  // Бруднов, А., Березина В. - Воспитание школьников, 1994.- №1. - С.2-3.
  5. Викулина, М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов [Текст] // М.А. Вакулина. - Педагогическое обозрение. - 2007. - №3.
  6. Вульфов, Б.З. "Воспитание толерантности, сущность и средства"[Текст] // Б.З. Фульфов. - Внешкольник - 2002 г.- № 6. – С.
  7. Гаврилова, Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Е.В. Гаврилова. - Социальная педагогика. – 2010.- № 1.
  8. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников. // Педагогика, 2009, №5
  9. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в с10.Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ИПП, 1998
  10. Межкультурный диалог: исследования и практика/ Под.ред. Г.У.Солдатовой.- М.: Владос, 2004.- 356 с.
  11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.. Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.овременной школе. – 2003. – № 7. – С 68-72
  12. Опыт разработки концепции воспитания. / Под ред. В.И. Цивилевой. -  С-Пб.: Элит-М, 2001.- 196с.
  13. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости.// Директор школы. – 2003. – № 5. – С.27-33
  14. Поштарева Т. В. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – 116 с.
  15. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетенции/ Педагогика.-2005.-№ 3. - С. 35-42
  16. Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.
  17. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. – С.191
  18. Рожков М.И,. Байбородова Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: методические рекомендации - Ярославль : Академия развития: Академия холдинг, 2003. - 191 с.
  19. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.- С.35
  20. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы) от 25 августа 2001 г. № 629
  21. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, - 128
  22. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе/Вестник университета.- 2001.- №2.- С.135
  23. Шишковец Т.А. справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. (22)

Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию// Вопросы психологии.- 1999.- №4.- С.65

Как воспитать толерантность http://ypk.yspu.org/tolerance/3.htm 32

Урок толерантности http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица (Компоненты и уровни этнической толерантности младших школьников)

Компоненты

Уровни

Методики

Когнитивный

- высокий уровень –  знают и могут назвать свою  национальность, знают и могут  назвать народы, проживающие в  нашей стране 

- средний уровень -знают и могут назвать с ошибками свою национальность, допускают ошибки в названиях народов, проживающие в нашей стране

- низкий уровень –  не знают и не могут назвать свою национальность, не знают и не могут назвать народы, проживающие в нашей стране.

Анкета

Эмоционально-оценочный

- высокий уровень: ребенок всегда   принимает различия между нациями,  всегда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимает национальную многополярность;

–  средний уровень: ребенок иногда   принимает различия между нациями,  иногда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимает национальную многополярность;

–       низкий уровень: ребенок  не принимает различия между нациями,  не испытывает интерес  к культуре, быту и истории других народов, нетерпим к обычаям и  условиям жизни других народов, не понимает национальную многополярность.

Ковальчук М.А. «Тест на определение  уровня толерантности»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тест на определение уровня толерантности

Проявлять толерантность  – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить  мирное будущее.

Выбери тот ответ, который  ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того чтобы люди  не убивали друг друга

а) Нельзя ничего сделать  – так будет  всегда!

б) Нужно понимать, почему они это делают.

2. В школе говорят о  толерантности и терпимости:

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этом побольше.

3. Когда тебя обижают:

а) Ты обижаешь в ответ.

б) Ты стараешься уйти от этого.

4. Друг тебе сделал  что-то плохое:

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться  с ним.

5. Когда говорят о детях  других народов, которые пострадали:

а) Ты об этом услышал и  забыл.

б) Ты ищешь возможность  для того, чтобы помочь им.

6. Человек другого цвета  кожи – это 

а) друг,

б) враг.

7. В классе появился  мальчик негритенок:

а) Тебе хочется подружиться  с ним,

б) Ты постоянно шутишь над  ним

8. Дружба с чукотской  девочкой:

а) фу, она не такая как  я

б) интересно узнать о  ней побольше.

Если у тебя одни «б»: «Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается» -  данная формулировка соответствует высокому уровню сформированности межэтнической толерантности: ребенок всегда   принимает различия между нациями,  всегда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимает национальную многополярность.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: «Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью» - данная формулировка соответствует среднему  уровню сформированности межэтнической толерантности: ребенок  иногда   принимает различия между нациями,  иногда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимает национальную многополярность.

Если у тебя менее 3 «б»: «Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий» - данная формулировка соответствует низкому  уровню сформированности межэтнической толерантности: ребенок  не принимает различия между нациями,  не испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, нетерпим к обычаям и условиям жизни других народов, не понимает национальную многополярность.

Информация о работе Этническая толерантность