Этническая толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 139.10 Кб (Скачать)

Дети приводили примеры из известных произведений: «Гадкий утенок», «Чучело», «Волк и ягненок» и т.д.

    • Как вы думаете, о чем мы можем поговорить на классном часе?

Ответ детей прозвучал  такой: о бережном отношении к внутреннему миру человека.

Мы подвели детей к тому, что все такие разные: взрослые и дети, блондины, брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на стенде). Как вы его понимаете? Ребята пытались объяснить это понятие, такими словами как «доброта», «честность», «отзывчивость».

Описать толерантность довольно трудно возможно из-за того, что в  разных языках она определяется по-разному. Мы предложили учащимся термин «толерантность» на разных языках. В английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском языке определение толерантности звучит следующим образом - это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение», в персидском - «готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость - способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Затем  ребята, разошлись  по группам. У каждой группы на столе лежали положения, взятые из мировых религий. Учащимся было задание подумать, о чем говорит каждая из них.

    • «Не делай другому того, от чего больно тебе»
    • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
    • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей»
    • «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
    • Передайте эти мысли своими словами.
    • Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Ответ детей прозвучал  так, люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

Но ведь у толерантности  должно быть лицо! Как вы думаете, как  должна выглядеть толерантность? Давайте  попробуем составить образ толерантности.

Дети  в группах составляли   образ толерантности .

Ребята рисовали образ  солнца, цветов, делали  аппликацию, лепили композицию из пластилина, использовали маски, фотографии, мягкие игрушки.

После того, как группа справилась с заданием, шла защита своего образа толерантности (работы вывешивались на стенд).

Рассмотрели всероссийский конкурс семейного плаката «Школа толерантности».  В ходе работы был задан вопрос

    • Как вы их понимаете?

Ученики рассматривали  плакаты, высказывали свои мнения: «...на земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, ... они должны уметь договариваться между собой».

 Образ толерантности мы составили, затем  попробовали дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

Качества толерантности (Работа в группах)

На столах лежали конверты с различными качествами человека. Задание было таким: попробуйте выбрать  пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным  отношением.

В каждом конверте по 10-12 слов.

Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт №2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт №3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт №4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, лож, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Дети назвали такие  качества как:

    • Уважение
    • Милосердие
    • Миролюбие
    • Великодушие
    • Сострадание.

В дальнейшем были заданы такие  вопросы, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

Ребята говорили о том, что бывает так, что они ссорятся, не могут выслушать друг друга до конца, не уступают в играх товарищам.

Следующие вопросами были звучали так: можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим? Как мы это можем сделать? Когда мы это будем делать и кто будет участником? ( Работа в группах).

У каждой группы на столах лежат  вопросы, на которые они должны ответить:

1.     Необходимые  действия:

Что мы можем сделать? Как  представить результат?

2.     Когда сделать? 

3.     Кто будет  участником?

Дети  предлагали изучить качества личности: уважение, милосердие, миролюбие, великодушие, сострадание (провести тематические классные часы, тесты, различные игры, конкурсы, диспуты), посмотреть, а есть ли в ребятах нашего класса эти качества, выработать действия по воспитанию этих качеств (договорились провести народные праздники, узнать культуру других национальностей).

На заданный нами вопрос:а зачем мы это будем с вами делать? Какой результат мы ожидаем?

Учащиеся ответили:  может, мы изменимся сами в лучшую сторону, поможем измениться товарищу, Мир станет светлее, добрее.

В завершение  мы играли в игру «Все мы поможем друг другу вырасти»

  • Ребята, встали  в круг друг за другом. Прикололи  чистый лист бумаги, который лежал рядом с ними, на спину впереди стоящему ученику. Взяли фломастеры и написали своему товарищу  хорошее о нем - комплимент. Например:

     Спасибо за  то, что ты такой добрый и  внимательный друг.

  • Мне нравится, как ты смеешься, шутишь.
  • Ты здорово помогаешь другим.

Следующее мероприятие называлось "Праздники и обычаи русского народа" (Приложение 4)

Мы рассмотрели и изучили исторические и культурные традиции русского народа, увидели влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.

Для проведения праздника ученикам предлагается межгрупповая деятельность. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместной работы. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.

Представитель от каждой группы, одетый в народный костюм, рассказывал об обычаях, которые изучили.

Итог занятия подводили беседой:

С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?

– Как исторические события  влияют на культуру человеческого бытия?

– Что воспитывают в  людях народные традиции?

Далее следовал праздник «Наурыз». ( Приложение 5)

На этом праздники мы поставили  следующие цели:

1) Познакомить учащихся с казахскими обычаями и обрядами, национальными блюдами, ритуалами встречи праздника «Наурыз»;

2)Воспитывать культуру  общения, толерантности, уважения  к семейным традициям.

В процессе нашего мероприятия  познакомились с казахскими обычаями, с ритуалами и обрядами праздника «Наурыз». Наше занятие проходило за праздничным столом:

- Исполнялась песня на казахском языке.

- Ребята читали  небольшие стишки-потешки на казахском языке.

-Девочки исполняли танец.

-Посмотрели  инсценировку сказки на казахском языке «Лиса и муравей»

-Проводились народные игры .

Ребята узнали много нового и интересного из обычаев казахского народа.

Работа по воспитанию этнической толерантности младших школьников подразумевает постоянный поиск, применение таких педагогических находок, которые будут служить приемом или методом для решения некоторых затруднительных вопросов в воспитании детей. 

 

2.3 Результаты  контрольного эксперимента

 

На заключительном этапе  мы провели повторное тестирование и сделали выводы обо всем эксперименте.  Детям был предложен тест на определение  уровня межэтнической толерантности по методике Ковальчук М. А. Критерии остались прежними (Приложение 2). Тестирование показало, что в классе детей с высоким уровнем развития толерантной культуры общения стало 21% высокий уровень, дети всегда   принимают различия между нациями,  всегда испытывают интерес к культуре, быту и истории других народов, всегда терпимы к обычаям и условиям жизни других народов, всегда понимаютнациональную многополярность;62 % средний уровень, ребенок иногда   принимает различия между нациями,  иногда испытывает интерес к культуре, быту и истории других народов, иногда терпим к обычаям и условиям жизни других народов, иногда понимает национальную многополярность; 17% низкий уровень дети  не принимают различия между нациями,  не испытывают интерес к культуре, быту и истории других народов, нетерпимы к обычаям и условиям жизни других народов, не понимаютнациональную многополярность.

В ходе контрольного опроса учащимися были заданы следующие  вопросы:

1. Какой ты национальности?

2. Что ты о ней знаешь?

3. Какие народные праздники вы празднуете в семье?

4. Дети, каких национальностей учатся в твоем классе?

5. Как должны общаться люди разных национальностей?

Дети с легкость отвечали на вопросы, каждый ребенок смог привести примеры о своей национальности, а так же национальности своих  одноклассников.

Например, на  вопрос как  должны общаться люди разных национальностей  дети отвечали:

- хорошо

- приветливо

- вежливо

- принимать таким, какой  он есть

- уважительно, не ругаться.

В ходе наблюдения мы заметили, как дети стали относится друг другу, дети которые вообще не общались стали проявлять дружеские отношения, стали обмениваться информацией, играть на переменах, рассказывать о традициях  в семье.

В ходе проведения народных праздников мы выявили что представление о этнической толерантности изменилось, но не у всех.

В процессе нашего исследования мы выявили следующие проблемные зоны, над которыми необходимо работать и сформулировали методические рекомендации:

1. Развивать в учителе  способность к  толерантности. Педагог должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду ученика его внутреннее состояние. Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности учителя, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации.

2. Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.

3. Процесс воспитания толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях вероятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

4. Полноценное воспитание  происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – семьи и образовательного учреждения. Речь идет о диалоге между детскими садом, школой и семьей, который строится на основе, прежде всего, диалога, осознания семья как ячейки общества и основного источника воспитания.

Информация о работе Этническая толерантность