Этническая толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.
Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 139.10 Кб (Скачать)

В числе активных методов  воспитания толерантности младших  школьников: игровые (дидактические игры, ролевые игры), проектирование, анализ конкретных ситуаций, беседы, социально- педагогические тренинги.

Для воспитания толерантности необходимы следующие педагогические условия (Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова):

• создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;

• формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности учащихся и учителей к равноправному диалогу;

• вариативное использование активных методов обучения и воспитания;

• развитие навыков коммуникативной толерантности учителей и учащихся;

• организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.

Важное условие воспитания толерантности школьников - живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия со стороны учителя, что, в свою очередь, значимо не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г. Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) - М. М. Бахтин, к пониманию через мышление - В. Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если учитель толерантен, он уверен, открыт, не директивен, доброжелателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Одним из типичных проявлений отсутствия у учителя толерантных  установок в отношении с детьми является авторитарность, ориентированность на дисциплинарную модель взаимодействия, ограничивающую свободу учащихся, затрудняющую их личностное развитие. Такой подход проявляется в нежелании аргументировать свое поведение, вникать в доводы других, в неспособности к самоанализу, в зависимости от чужого мнения, закрытости и негативном отношении к детям и собственной личности, скрываемой от других неуверенности, наличии психологических защит. Компенсируется это представлениями о себе как об ответственно-великодушной личности.

В основе поведения, ориентированного на дисциплинарную модель, лежит в той или иной мере сформировавшаяся позиция принуждения, которая ведет к возникновению у школьников агрессии, негативизма, непринятия и нетерпимости к другим, проявляющиеся как в отношении взрослых, так и со сверстниками. Отсутствие толерантных отношений между учителем и учеником обусловливает рост эмоционального напряжения, неуверенности, тревожности, что отрицательно сказывается на психологическом здоровье детей, снижает эффективность образовательной деятельности.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Важнейшей составной частью нравственного воспитания становится воспитание культуры межнационального общения. В начале XX в. П. П. Блонский указывал на то, что путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание.

Сегодня наблюдается стремление к национальному возрождению, что  создает благоприятную почву  для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. У школьников надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур. Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения.

Возникает вопрос: с какого возраста следует начинать формирование толерантности? Мы считаем, что формирование толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Каждый год в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Толерантность нужно воспитывать  с первых дней пребывания ребенка  в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и  осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного  коллектива. И развитие желания ребенка  становится лучше. Самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно  вести себя во время конфликта, завершать  его справедливо и без насилия.

      Большое  воспитательное воздействие учителя  на младших школьников связано  с тем, что учитель с самого  начала пребывания детей в  школе становится для них непререкаемым  авторитетом.  Авторитет учителя  - самая важная предпосылка для обучения в младших классах. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога.

Ученые считают, что культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:

- познавательное (рациональное, интеллектуальное, когнитивное) - обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

- эмоциональное (эмоционально-психологическое) - развитие эмоционально-психологических характеристик;

- поведенческое (волевое, деятельное) — формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности. Культура межнационального общения представляет собой единство знаний истории и культуры своего народа. Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие моральные нормы поведения, от взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремления обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить младших школьников минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов.Поэтому педагогика межнационального общения ставит следующие цели:

• воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;

• культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;

• воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;

• воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.

Таким образом, сотрудничество родителей и педагогов в приобщении детей к традициям народов  - соседей выступает важным условием эффективности воспитания в многоэтническом пространстве. Значимыми решениями в данной задаче являются выводы Л.Н. Гумилёва, который считал принадлежность к этносу и возникновение стереотипов поведения не врождённым, а приобретенным в процессе социализации человека. Дети от рождения интернациональны, они по-доброму относятся к окружающим, не разделяя их по национальному признаку. Национальная неприязнь и расовая нетерпимость- плоды искажённых социальных отношений, в которых происходит развитие ребенка и приобщение его к нормам поведения. Поэтому уважение к традициям других народов, воспитание у детей межнациональной толерантности как культуры мира и равновесия во взаимоотношениях с представителями разных народов теснейшим образом связано с отношением к данному вопросу взрослых из ближайшего окружения ребёнка - его родителей и педагогов.    Государственная позиция в отношении толерантности отражена в разработке федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001–2012годы, одной из задач которой является разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. Неслучайно были объявлены всероссийские конкурсы: «Самая толерантная школа России», семейных плакатов «Школа толерантности» и др. Само появление такой программы свидетельствует о признании существования различных форм нетерпимости в обществе. Однако констатация проблемы не означает, что найдены пути и способы ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы, как в педагогической науке, так и других научных областях.

Изучив особенности формирования этнической толерантности младших  школьников можно сделать вывод, что при воспитании этнической толерантности  необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников.

Младший школьный возраст  представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его  развития происходит изменение всех психических процессов, которые  в свою очередь, коренным образом  изменяют личность ребёнка. В педагогической науке внимание акцентируется на отдельные аспекты, имеющие отношение  к толерантности (агрессия, конфликтность, стрессоустойчивость и т.д.).

 

 

1.3.Методы и  средства этнической толерантности  детей 

младшего школьного  возраста

 

 

Изучив психолого-педагогическую литературу,  мы выяснили, что приоритетным направлением является организация воспитательного процесса школы, что и подтверждено принятой в 2009 году, «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников», в которой сказано, что: «Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации». Однако с решением поставленных задач, у педагогов есть трудности, а именно проблему с личной готовностью к организации данного направления, недостатком и разработанных методических материалах, отсутствием чётких рекомендаций по организации работы в начальных классах по формированию этнической толерантности.

Учитель должен формировать  уважение к правам и взглядам других, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью.  Необходимо, чтобы общение и разрешение конфликтов с учащимися, их родителями, коллегами было цивилизованным, демократичным, основанным на уважительном отношении к признанию прав и достоинства других, независимо от возраста и социального положения. В школе должен быть создан нравственный климат, обеспечивающий уважение прав всех субъектов образования (Г. Е. Илюхина).

Воспитание культуры межнационального общения осуществляется посредством:

• воспитания в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости;

• формирования у них умений разбираться в своем внутреннем мире, выработки навыков самоанализа;

• формирования у детей позитивной «Я-концепции», социальной активности, уверенности в своих силах, способности к самовыражению, выработки умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины;

• внушения детям-мигрантам идей о важности самопринятия;

• выработки у учащихся способности к плюралистическому разрешению споров и конфликтов;

• культивирования у детей чувства симпатии к другим людям.

Организационный процесс  воспитания культуры межнационального общения включает в себя следующее: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление младших школьников с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с одноклассниками разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их общения.

В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы - от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. Рекомендуется использовать три основных пути:

• - в процессе изучения всех предметов;

• - через междисциплинарные связи;

• - в виде специальных курсов и занятий.

Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование. Выделяют пять моделей: межпредметную (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульную (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие наров); монопредметную (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, фольклора как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметов).

Воспитание культуры межнационального общения возможно при условии, что  вся воспитательная система учебных  и внеучебных занятий будет носить гуманистический характер и строиться на принципах воспитательной работы с детьми, обеспечивающих поддержку и защиту личности.Одним из ключевых моментов воспитания культуры межнационального общения младших школьников является приобретение учащимися знаний по истории, культуре, фольклору своего народа и других этнических групп. С этой целью учитель проводит мероприятия, в ходе которых ученики получают знания о культуре, традициях, быте разных народов, учатся культуре межнационального общения.

Важным в разработанной  системе таких занятий является организация группового взаимодействия, которое предполагает обучение детей приемам коллективной работы, создание атмосферы уважения к личности каждого ребенка независимо от национальности. Занятия можно приурочить к народным праздникам. На них можно разыграть театрализованное представление, организовать выставку работ учащихся, на которых представляются поделки, посвященные культуре народов разных национальностей. Это система уроков трудового обучения, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, на которых соответствующим образом организована практическая деятельность школьников по изучению традиций, обычаев других народов. Одна из задач таких занятий - развитие представлений учащихся о себе как представителе той или иной этнической группы, собственной индивидуальности. Важно то, что каждый учитель пытается научить детей с вниманием и уважением относиться к мнению другого человека и к нему самому независимо от его национальной принадлежности. Необходимо стремится к тому, чтобы такие ценности, как толерантность, сочувствие, сострадание, прочно вошли в жизнь каждого ребенка.

Информация о работе Этническая толерантность