Школа, просвещение и педагогическая мысль в славянском мире (IX – XVIIв.в)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:56, сочинение

Описание работы

Рассуждая об актуальности «Поучения» Владимира Мономаха, приходится задуматься о ценностях современного мира. Остались ли хоть какие-нибудь общечеловеческие ценности в наше время, или наш век смело можно назвать веком нигилизма?

Работа содержит 1 файл

Ценности современного мира и.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

                УСР №2 по теме: «Школа, просвещение и педагогическая мысль в славянском мире (IX – XVIIв.в.)». 

                                             Студентки 2 курса

                                                                     122 группы факультета СиИЕ

                                                     Щербаковой Алисы 
 

Ценности  современного мира и «Поучения Владимира Мономаха» 

 Рассуждая  об актуальности «Поучения» Владимира Мономаха, приходится задуматься о ценностях современного мира. Остались ли хоть какие-нибудь общечеловеческие  ценности в наше время, или наш век смело можно назвать веком нигилизма?   

Наши  дома стали больше, но семьи – меньше;

Больше  удобств, но меньше времени.

Мы  имеем все больше ученых степеней, но все меньше чувств;

Больше  знаний, но меньше мудрости;

Больше  экспертов, но еще  больше проблем;

Больше  лекарств, но меньше здоровья.

Мы  проделали путь до Луны и обратно,

Но  нам трудно перейти  улицу, чтобы встретиться  с новым соседом.

Мы  создаем все больше компьютеров для  хранения все большего объема информации, чтобы производить больше копий, чем когда-либо, но все меньше общаемся.

Мы  преуспели в количестве, но потеряли в качестве.

Это время быстрой  еды, но медленного пищеварения;

Высоких людей с низкими  душами;

Невероятных доходов, но поверхностных взаимоотношений.

Это время, когда так  много всего в  окне, но ничего нет  в комнате.

(Его Святейшество Далай Лама XIV) 

  По каким параметрам мы можем судить о ценностях современного мира? По моему мнению, культура является отражением духовности общества. Как известно, культура подразделяется на: материальную, духовную, художественную и физическую.

 Материальная культура. 

 К этому  типу культуры относится:

• культура повседневности – материальная сторона человеческого  быта

• культура места  поселения

• культура труда 

  Наиболее точно о материальной составляющей культуры выразился современный русский писатель Виктор Пелевин:

То, что называют "прогрессом", опустило человека гораздо  ниже живущего на свободе  животного. Образ  жизни зверя - есть экологически чистую пищу, жить в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться и никогда ни о чем не волноваться — сегодня доступен только ушедшему на покой миллионеру. А обычный человек всю жизнь работает, высунув язык от усталости, а потом умирает от стресса, успев только кое-как расплатиться за норку в бетонном муравейнике. Единственное, что он может, - это запустить в то же колесо своих детей.

  Как ни печально, но я вынуждена согласиться с мнением Пелевина. О том, что современному человеку уже недоступна не только экологически чистая пища, но и экологически чистая одежда трубят все средства массовой информации. Мировая статистика показала, что в РФ за последние 10 лет пищевые заболевания возросли в 5-7 раз. В Швеции и США - в 3-5 раза. Ученые связывают это с употреблением ГМО продуктов. В погоне за прибылью производители одежды всё чаще используют синтетические материалы, вредящие здоровью потребителя.

  В связи  с непрерывной урбанизацией населения большинства стран мира (около 60% населения мира живут в городах) возникают проблемы со строительством жилья. Ещё в советские времена началось ускоренное строительство коммунального жилья, «хрущёвок». Темпы жизни не позволяли тщательно продумать архитектуру домов. Люди вынуждены жить в серых коробках или, как высказался Виктор Пелевин, в «бетонных муравейниках». Нарушение эстетики природного ландшафта отрицательно действует на психику человека. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему, положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. После пребывания в городе, человек, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда чувствует облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто испытывал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть.

    Благодаря бурному развитию высших технологий 21 век называют информационным. Информационные технологии развиты настолько сильно, что их воздействие порождает современного человека нового типа «гомутера» (гомо + компьютер) – рационализированный техногенный человек, у которого вместо морали расчёт,  вместо долга – программы, вместо счастья – успех. Благодаря интернету простое человеческое общение заменено виртуальным.

   Сегодня  можно часто увидеть на улице  или в транспорте молодых людей  в наушниках. Глядя на них, создаётся впечатление, что эти люди не хотят ни видеть, ни слышать того, что происходит вокруг. Они погружены в свой собственный мир музыки. Если раньше по дороге домой или во время прогулки мы погружались в свой внутренний мир, свои размышления о жизни, то сегодня траекторию нашим мыслям задаёт голос из плеера. Часто на улицах можно наблюдать «меломанов в наушниках» танцующих под музыку, которую слышат только они сами. Такое зрелище напоминает аборигена из племени Тумбо-Юмбо. Смею предположить, что современные технологии располагают к зомбированию человеческого сознания.

   Таким  образом, технологизация всех  сторон жизни приводит к выхолащиванию  человеческого начала, рационализации  отношений к себе, миру, окружающим. 

Духовная  культура.

  К этому типу культуры относятся:

• религиозная культура

• нравственная культура

• правовая культура

• политическая культура

• педагогическая культура

• интеллектуальная культура

  Сравнивая  роль религии во времена жизни  Владимира Мономаха и в нынешние  времена, то априори религия на сегодняшний день утратила огромную долю влияния на общество. Если на протяжении многих веков настольной книгой европейцев была Библия, то сегодня настольная книга современного человека - «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги. Человек-манипулятор занял место человека-верующего.

  Современный манипулятор развился  из нашей  ориентации на  рынок, когда человек  - это  вещь,  о которой  нужно  много знать  и которой нужно  уметь управлять.

     Эрих  Фромм   говорил,  что   вещи  можно   расчленять,   вещами  можно

манипулировать  без  повреждения  их природы. Другое  дело  - человек. Вы не сможете  расчленить   его,   не   разрушив,  не   умертвив.  Вы  не  можете манипулировать им, не причиняя ему вреда, не убивая его.

     Однако главная   задача  рынка  - добиться от  людей того, чтобы они были вещами! И - небезуспешно.

     В условиях  рынка  человек не столько  человек,  сколько  потребитель. Для

торговца  он  -  покупатель.  Для  портного -  костюм.  Для коммивояжера -банковский счет. Мне кажется, что манипулятивное  отношение  можно сравнить  с  отношением  "Это  -  Это",  а актуализационное - "Ты - ТЫ". Только личность,  относящаяся к другому, как к "ТЫ",  а не  как  к "ЭТО", способна обрести свое "Я".  Если же вы видите  в других  "ЭТО",  то есть вещь, то и  сами  неизбежно станете "ЭТИМ", то  есть вещью.

(Эверетт Шостром  – автор книги «Человек-манипулятор  или Анти-Карнеги») 

   Капитализм  диктует миру свои ценности. Сегодня можно услышать, что в наше время без цинизма и лицемерия человек выжить не может. Но стоит ли совершать «духовное самоубийство» ради такого «выживания»?

   В 1948 году  была принята Всеобщая декларация  прав человека. В ней закреплены  абсолютные ценности мирового  сообщества. Но везде ли соблюдаются законы? Как показывает практика стран бывшего СССР, в тюрьмах сидят те, кто украл ради того, чтобы выжить. Например: в нашей стране не так давно на 5 лет осудили укравшего бутылку подсолнечного масла. Те же, кто украл у страны миллионы, находится на свободе. Закон существует, но не каждый пред ним равен. Хотя 7 статья Декларации гласит:

  « Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона».

Выходит, что  богатым и обладающим властью  закон не писан.

  Современная  педагогическая система на данный  момент нацелена на развитие  технических наук. Гуманитарные  же науки отходят на второй  план.

  Наверное,  я не сообщу что-то особенно новое, если скажу, что проблемы, которые особенно интенсивно обсуждаются сегодня в молодёжной среде, это – продолжение образования, возможности профессионального самоопределения, вопросы материального благополучия. Создается впечатление, что общение и интересы ребят укладываются в простейшую поведенческую модель людей, замкнутых на самих себя, потребителей. Не просматривается главный мотив образованного, культурного, интеллигентного человека – проявление интереса к другим людям, процессам, происходящим в обществе, в стране, способность к сопереживанию, заинтересованному диалогу, соучастию, то есть все то, что составляет истинную духовность личности.

Художественная  культура.

  Культура, основанная на творческом типа деятельности. Подразделяется на элитарную и массовую. Начиная с 20 века, благодаря СМИ, широкое распространение в обществе приобрела массовая культура, рассчитанная на массового потребителя и отвечающая его сиюминутным запросам.

  К сожалению, мне не пришлось далеко ходить за примерами безнравственности современной музыкальной массовой культуры. Не так давно просматривая белорусское музыкальное телешоу на первом национальном канале, выбирающее «лучших из лучших» для выступления на популярном музыкальном конкурсе «Евровидение» я была немало шокирована. Самые высокие оценки получила девушка, одетая для выступления как куртизанка, певшая (далее цитирую):

Миллионы

Не  прощают таких, как  я

Миллионы

Глупо прячут свои тела

Миллионы

Безнадёжно  больны душой...

Я не такая, мне хорошо!

  (E.V.A Миллионы)

  Меня поразил не столько текст песни и внешний вид «певиц», сколько реакция на эту песню судейства, которое было представлено лучшими музыкантами, продюсерами страны, а также интеллектуальной элитой.

  Цитата судей: «Хорошая песня, красивые ноги» (Инна Афанасьева)

 Судя по уровню нынешней западной массовой культуры, порочность сегодня не только является нормой, но и поощряется.  

   

Физическая  культура.

• культура физического развития.

• рекреационная  культура – поддержание и восстановление здоровья.

   В эпоху научно-технического прогресса физическая культура и спорт приобретают всё большую популярность. Если раньше люди ходили на работу пешком, на работе требовалось применение большой физической силы, а в быту женщины не могли обойтись без выполнения трудоёмких работ, то на сегодняшний день объём движений сведён к минимуму. Технологизация и урбанизация жизни современного общества неизбежно ведут к гиподинамии. Решить проблему недостатка двигательной активности без участия физической культуры и спорта не представляется возможным.

   Здоровье  – основная ценность   человека. Но так сложилось, что современная медицина обходит здравоохрение стороной. Так как медицина мало помогает поддерживать человеку своё здоровье, в больницы часто попадают люди уже сильно заболевшие, иногда уже довёдшие себя до инвалидности.

      Современная медицина находится в глубоком кризисе благодаря коммерциализации фармакологии.  Нам предлагается огромное количество «чудодейственных препаратов», которые не способствует улучшению здоровья, но способствуют бесполезному опустошению кошельков. Если во все времена считалось, что здоровье за деньги не купишь, то современная фармакологическая реклама всяческими уловками старается опровергнуть эту простую истину.

      Проанализировав культуру современного  общества, я пришла к неутешительным  выводам. На сегодняшний день  система духовных ценностей утрачена. Обществу при помощи средств  массовой информации активно навязываются псевдоценности. Рынок формирует удобного для себя человека-потребителя – жадного, эгоистичного, слабого и завистливого, а главное зависимого. Больного как духовно, так и физически. Вместо любви у современного человека – удовольствие. Вместо веры – одержимость. И если любовь и вера – это отношения человека к человеку, то одержимость и удовольствие имеют иную природу – это отношение к качеству или свойству. Таким образом, произошло разодушевление человека в мире. Нынешняя культура, судя по всему, направлена на уничтожение общества.  Безусловно, такую плачевную ситуацию нужно срочно менять.

Информация о работе Школа, просвещение и педагогическая мысль в славянском мире (IX – XVIIв.в)