Шпаргалка по "Педиатрии и гигиене"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 15:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Педиатрии и гигиене".

Работа содержит 1 файл

педиатрия и гигиена.docx

— 61.98 Кб (Скачать)
1.Значение  изучения пед.  и гиг. для работников ДУ.

Общая задача: воспитание здорового и гармонично развитого подросткового поколения. Педиатрия-имеет дело с отдельным ребёнком (ставится диагноз, назначаются лечебные и проф.мероприятия)

Объектом изучения явл. Ребёнок, при учёте факторов внешн. среды. Гигиена-изучает общественное(групповое) здоровье(сан-эпидем состояние детского коллектива), разрабатывает оздоровительн. или проф. Мероприятия применяемые к детским коллективам. Изучает факторы среды, и то каким образом они влияют на организм ребёнка. Обе науки имеют 2 стороны: РЕБЁНОК И СРЕДА.. Работник ДДУ проводит практич. мероприятия вытекающие из научных достижений гигиены и педиатрии.

2.Система  охраны здоровья  матери и ребёнка  в РБ.

В 1991г. Верховным  советом РБ принято постановление  «О дополнительных мерах по улучшению  охраны материнства и детства» к  закону о здравоохранении, так же принята «комплексная программа  по охране материнства и детства  в условиях воздействия последствий  катастрофы на ЧАЭС (1995г.)». В последнее время совет министров РБ принял постановление о мерах по улучшению работы спец. Уч.-восп. учреждений для детей имеющих недостатки в физ. и умственном развитии, на конституционном уровне провозглашается защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства. Признаётся, что ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению и унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физ., умственному и нравственному развитию. Родители или лица их заменяющие имеют право и обязанность воспитывать детей, заботиться об их здоровье, обучении и развитии. 
 
 
 

3.Основные  закономерности роста  и развития детей.

На всём этапе  онтогенеза рост и развитие ребёнка  протекают в соответствии с объективно существующими законами: 1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие протекают не прерывно, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. 2.Неодновременность развития отдельных органов и систем(закон гетерохронности). 3.Обусловленность темпов развития и роста полом (половой диморфизм).4.Биологическая надёжность функциональных систем и организма в целом. Базируется на представлении о широком диапазоне жизненных возможностей. 5.Генетическая обусловленность роста и развития (наследственность). 6.Обусловленность роста и развития средовыми факторами: абиотическими, биотическими, антропогенными, социальными.

7.Цикличность биолог. явлений (оксилирация и ретардация).

4.Основные  определения и  принципы оценки  состояния здоровья  детей.

Здоровье- это состояние жизнедеятельности, соответствующее биолог. возрасту ребёнка, гармоничного единства физ. И интеллектуальных характеристик и формирование адаптационных реакций в процессе роста и развития. Выделяют индивидуальное здоровье и общественное. Индивид. здоровьем выделяют следующие компаненты: 1. Самотическое. 2. Физическое. 3.Психическое. 4. Нравственное. 5.Факторы определяющие здоровье.

1.Наследственность. 2.Среда. 3.Образ жизни. 4.Система здравоохранений.

Роль тех или  иных факторов в развитии неблагоприятных  эффектов в состоянии здоровья различн. Роль факторов в зависимости от индивидуального  развития ребёнка. К наибольшему  риску развития хронических заболеваний  подвержены дети с отягащённой наследственностью (алкоголизм, наркомания родителей, проф. вредности).

6.Общественное  здоровье. Показатели  оценки общественного  здоровья.

Общественное  здоровье- это качественная энтогративная хар-ка сбалансированности роста и развития чел. популяции с природной средой и её процессами. Для хар-ки используют следующие показатели: 1. Медико-демографические(рождаемость, смертность и др.). 2. Показатели физ. развития возраста  половых групп. 3. Медико-статистические показатели заболеваемости. 4. Учёт данных инвалидизации детей.

7.Физ.  развитие ребёнка.  Показатели физ.развития. Группы здоровья.

Физическое  развитие представляет собой совокупность морфологических функциональных свойств организма, которые характеризуют процессы роста и созревания. Для оценки физического развития ребенка используют показатели роста, массы тела, окружности головы, груди и общее состояние. Интенсивность прибавки массы тела и роста зависит от возраста ребенка.

В зависимости  от состояния здоровья выделяют группы здоровья: 1 группа- Здоровые дети, имеющие нормальное псих. и физ. развитие. 2 группа- практически здоровые дети, отсутствуют хронические заболевания, но имеют некоторые функциональные нарушения. 3 группа- болеющие хроническими заболеваниями, в стадии клинической ремиссии. 4 группа- хронические заболевания в активной стадии. 5 группа- тяжелые хронические заболевания с осложнениями основного заболевания.

8.Понятие  о микроклимате  и важнейших его  показателях, влияние  на здоровье детей.

Микроклимат - это совокупность физико-химических и биологических свойств воздуха, в частности в жилом помещении. Предельная допустимая концентрация углекислого газа в помещениях – 0,1%. Бактериальная обсемененность воздуха в закрытых помещениях  способствует инфекционным заболеваниям детей. Изменение физ. параметров воздушной среды влияет на теплообмен между организмом ребёнка и окружающей атмосферой. Это приводит к нарушениям системы теплорегуляции. Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, т.к.  под воздействие УФ излучений многие бактерии гибнут. На каждого ребёнка должно приходится 7,5-8 воздуха, это возможно когда площадь пола составляет 2,5 на ребёнка при высоте помещения 3м.

9.Основные  принципы построения  режима для различных  возрастных групп.

Физиологической основой режима дня явл. динамический стереотип – это цепь условных рефлексов, сигналов. Для начала след. деятельности явл. либо время, либо окончание предыдущего. При составлении режима необходимо учитывать: 1.Состояние здоровья. 2.Время года. 3.Климатические условия. Основные компоненты режима дня: 1.Сон. 2.Прогулка. 3.Приём пищи. 4.Занятия. Подъём детей в круглосуточных учреждениях: младшие гр.: 6.30, старшие гр.:7.00. Время от подъёма до завтрака: туалет, гимнастика, закаливание. Продолжительность сна и его частота с возрастом уменьшаются. Время приёма пищи и частота изменяются – минимум 4 раза в день. До 1,5 лет прогулки в зимнее время не проводятся, потребность в свежем воздухе обеспечивается во время дневного сна.  В круглосуточном учреждении прогулка до 19.00, ужин в 20.00, вечерний туалет и отбой. Детей, перенёсших тяжелые заболевания, имеющих хронические, необходимо укладывать 1ми, а поднимать последними, уменьшить занятия, в некоторых случаях ввести дополнительный приём пищи. В тёплое время дневной сон увеличивается, ночной укорачивается. Подвижные игры перед сном не допустимы.

10. Значение игр и занятий. Требования к предметам и оборудованию для игр, игрушкам.

Дидактические игры и занятия очень важны  для умственного воспитания маленьких  детей.

Во время занятий  постепенно формируется некоторая  сдержанность, организованность, целенаправленность поведения. Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы. При проведении занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка. Требования для игр, игрушек, дидактического материала: 1.техническо-грамотное оформление, соответствие возрасту, эстетическим требованиям. 2. Разностороннее знакомство с природой, миром животных, трудом людей. 3. Выработка полезных навыков у ребёнка в процессе  игр. 4. Безопасность в использовании. 5. Изготовление без ядовитых веществ.

11.Особенности  приёма новых детей  в ДУ.

При поступлении  ребёнка в ДУ происходит ломка  стереотипов: из знакомой семейной обстановки он попадает в непривычную среду, эти перемены создают для ребёнка  стрессовую ситуацию. Ребёнок находится  в состоянии психо-эмоционального напряжения, потому что оторван от знакомой обстановки, к этому добавляется  и физиологический стресс, вызванный  сменой привычного режима дня. В результате нарушается сон, аппетит, появляются различные  страхи, ребёнок  часто болеет и  т.д.  Сотрудники ДУ должны глубоко  понимать сущность процесса адаптации- процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация явл. активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность) или негативным (стресс) результатам. Хар-р адаптации зависит от: 1.возраста. 2.состояния здоровья и уровня развития ребёнка. 3.биологического и социального анамнеза.  Необходим комплексный подход к решению проблема адаптации: 1.создание эмоционально-благоприятной атмосферы. 2.работа с родителями. 3. правильная организация игровой деятельности.

12.Гигиена  учебной деятельности. Гигиена трудовой  деятельности.

В младшей гр. продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней гр. (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей гр. (5-6 лет) - два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной гр. (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Продолжительность и кратность занятий в течение дня и недели для детей, не посещающих ДУ, должна соответствовать рекомендуемой, как и для детей организованных коллективов. ДУ должно быть обеспечено оборудованием для всех видов труда: для хоз.-быт. необходимы фартуки, щетки; совки, тазики, тряпочки и т. п.; для самообслуживания - щетки для чистки одежды и обуви; для труда в природе-лейки, пульверизаторы, лопаты, грабли и т. п. Воспитатель целенаправленно обучает детей трудовым умениям и навыкам. Ребенок не без труда овладевает новыми действиями, поэтому воспитатель неоднократно показывает и поясняет, как выполнять работу, поддерживает детей, помогая им преодолеть неумелость.

13.Требования  к проведению прогулок, экскурсий.

К прогулкам и экскурсиям допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. При проведении прогулок и экскурсий группу детей  должны сопровождать 2 взрослых. Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа. Необходимо надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. По окончании прогулки или экскурсии

 проверить по списку наличие детей в группе.

14.Понятие  о рациональном  питании. Основные  ингредиенты пищи, их значение.

Рациональное  питание - это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Ежедневно в меню необходимо вводить определённое кол-во белков, жиров и углеводов, необходимо достаточное кол-во воды. В питании должны быть витамины и минералы. Мясные и рыбные блюда нужно подавать на завтрак и обед; молочные, крупяные, овощные-на ужин; фрукты, сладости, ягоды-на полдник. Завтрак: 20-25% суточной ккал., обед: 30-35%, полдник: 15-20%, ужин: 20-25%.

16.Естественное  вскармливание. Его  значение.

Грудное молоко защищает от многих болезней, т.к. богато защитными иммуноглобулинами (антителами). По своей структуре материнское  молоко приближается к составу тканей ребенка, оно полностью лишено аллергенных  свойств. В грудном молоке содержится в несколько раз больше полиненасыщенных жирных кислот, содержание таких биоэлементов, как натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера, селен, оптимально и соответствует потребностям ребенка. Углеводы, главным образом молочный сахар лактоза, в грудном молоке содержатся в относительно большом  количестве. Грудное вскармливание создаёт эмоциональную связь между матерью и ребёнком. Нельзя отучать ребёнка от груди, когда он болен, в жаркое время года, при смене обстановки.

15.Роль  белков, жиров, углеводов.  Роль витаминов  и минеральных  вещ-в для здоровья  ребёнка.

Белки – занимают особое значение, т.к. без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма. Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца. Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%-растительного. Жиры – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возраста дети должны получать растительные масла, т.к. они богаты полиненасыщенными жирными кислотами. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению иммунитета, ведет к развитию атеросклероза. Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала. Избыточное количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ. Витамины представляют собой высокоактивные в биологическом отношении вещества, способные обеспечить нормальное течение биолог. процессов в организме. Они повышают функ-ные способности основных систем организма, его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Витамины считаются основным профилактическим средством против многих болезней, повышают умственную и физическую работоспособность, усиливают силы организма в борьбе с инфекцией. Овощи, фрукты, лесные плоды, травы -источники витаминов. Все витамины делятся на 2 гр.: водорастворимые (С) и жирорастворимые (А, Д, Е, К). Минеральные вещ-ва в зависимости от их кол-ва в организме человека подразделяются на макро- и микроэлементы. Кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене вещ-в, активизируют ферментные вещества. 
 
 
 

21. Организация системы  закаливания в  ДУ.

Закаливание рассматривается  как процесс приспособления организма  к меняющимся условиям погоды и климата. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывать способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Закаливание следует  начинать с раннего детства и  продолжать всю жизнь, изменяя формы  и методы его в зависимости  от возраста. Наиболее широкие возможности  для оздоровления предоставляются  летом. Использование в полной мере таких естественных факторов природы, как солнце, воздух, вода, обогащение питания свежими фруктами, повышение  двигательной активности, все это  благоприятно влияет на здоровье детей.

В ДУ закаливание  осуществляется путем включения закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер. Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему: 1.создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении; 2.рациональная одежда;

3.длительное пребывание на воздухе независимо от погоды ; 4.привычка к прохладной воде.

22. Принципы закаливания.

Принципы: 1.систематичность; 2.непрерывность; 3.комплексность; 4.индивидуальный подход. Самой мягкой закаливающей процедурой явл. воздушная ванна (при смене белья, гимнастике и массаже, во время на  свежем воздухе). Закаливание водой: начинают от местных процедур и переходят к общим (обтирание-обливание).  Обтирание- начинают ослабленным детям , после кожу растирают сухим полотенцем до покраснения. Обливание- начинают с ног, из ковша 0,5 л. t- продолжительность 20 сек., затем обтирание сухим полотенцем до покраснения. Водные процедуры проводят через 30-40 мин. после еды, при t воздуха не ниже .  Купание в открытых водоёмах с 3х лет, t воздуха не ниже, t воды не ниже , продолжительность 3-5 мин. Закаливание солнцем: во время прогулок в весенне-летнее время оголяют руки, ноги (на голове головной убор) на прямых солнечных лучах от 5 до 10 мин. Общее пребывание на солнце не больше 1 ч.

17.Смешанное  и искусственное  вскармливание. Прикорм.

Смешанным называется вскармливание, при котором объем докорма младенцев заменителями женского молока не превышает 50% от общего объема питания, оно предпочтительнее искусственного, т.к. при этом частично сохраняются преимущества грудного молока. Вскармливание ребенка заменителями грудного молока в полном объеме или в количестве 2/3 от всего объема питания называют искусственным.  Недостатки искусственного : 1. большая опасность инфицирования. 2. смеси, в отличие от грудного молока, не содержат защитных антиинфекционных факторов. 3. усвоение некоторых витаминов и микроэлементов из смесей гораздо ниже. 4. ребенок подвергается большему риску развития железодефицитной анемии, развития аллергических состояний. Прикорм - введение новой пищи, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью (с 6 мес.). Сроки введения прикорма : 1-2 мес., ребенок должен быть здоров в период введения прикорма, прикорм ребенку дают до кормления грудью, введение всех блюд прикорма производится дробно, блюда следует давать подогретыми до 37-39° С.

18.Организация  питания в ДУ. Воспитание у детей гигиен. навыков приёма пищи.

Для детей дошкольного  и школьного возраста правильным следует считать распределение  рациона не менее чем на 4 приема пищи. 1ый завтрак должен составлять 25% всего рациона, 2ой завтрак - 15-20%, обед - 35-40% и ужин - 20%. При 3х разовом питании на завтрак приходится 30%, на обед - 45-50%, на ужин - 20-25% суточного рациона. Следует учитывать правильное соотношение основных питательных веществ в рационе - белков, жиров и углеводов ( 1:1:4). Ребенку необходимо прививать определенные привычки, создавать здоровый ритм жизни: кормить в определенные часы, не давать пищи ночью, соблюдать правила гигиены.  Ребёнка нужно приучать мыть руки перед каждым приемом пищи, после загрязнения. Когда ребенка сажают за стол, надевают ему нагрудник, дают еду. Важным гигиен. правилом приема пищи явл. неторопливая еда, тщательное пережевывание. Во время еды не следует отвлекаться, громко разговаривать, смеяться, не следует принимать пищу слишком горячую или очень холодную. Температура пищи: для первых блюд - 75°С, для 2х блюд -65°С, для холодных -7-14°С. 

23.Гигиена  белья, одежды, обуви.

Бельё – это одежда, непосредственно соприкасающаяся с кожными покровами (телом). Для белья

используются  мягкие тонкие ткани трикотажной  структуры, обеспечивающие

воздухопроницаемость, паропроницаемость, влагоёмкость, Для детского белья хороши х/б ткани (трикотаж, фланель). Они отличаются высокими теплозащитными свойствами, хорошо пропускает воздух, и почти не теряют своих качеств после стирки и кипячения. Обувь должна обеспечивать защиту организма от охлаждения и перегревания, предохранять стопу от механических повреждений, помогать мышцам и связкам, удерживать свод стопы в нормальном положении, обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию

необходимого  температурно-влажностного режима при  любых микроклиматических условиях

внешней среды. Обувь должна отвечать гигиен. требованиям  – быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме  и размеру стопы. Тогда пальцы ног располагаются свободно и  ими можно шевелить. Одежда вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, отличающийся от климата внешней среды. За счет этого  одежда снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства t тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды. Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.:  в детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья; дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза; кожа детей нежна и ранима; кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах.

19.Воспитание  правильной осанки, профилактика её  нарушений.

Осанка считается  нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи  находятся на одном уровне, живот  подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Формирование осанки продолжается в течение всего  периода роста. Главным средством  профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое  физическое воспитание. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении и т.д. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной  руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Садиться на стул нужно так, чтобы  вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между  грудью и столом должно быть равно 1, 52 см. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы  в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см).

20.Гигиенические  требования к инвентарю  и оборудованию  в ДУ.

Оборудование  помещений должно соответствовать  росту и возрасту детей, учитывать гигиен. и пед. требования. Оборудование при наличии неисправностей или дефектов не используются. Требования при оборудовании группы: столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места; для леворуких детей рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места; 4хместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда; 2 - не более чем в 3 ряда; расстояние между рядами  - не менее 0,5. Размер настенной доски - 0,75 - 1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7 - 0,8 м. На занятиях детей рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Спальни оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см;

высоту ограждения от пола - 95 см;

ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см. 
 
 
 
 
 
 

24. Готовность детей  к обучению.

Для физической подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошев состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие; характеризуется определенным уровнем псих. развития, кот. определяет мотивационную готовность. Умственая готовность-хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас знаний об окружающем мире, о предметах, материалах и т. д., развитая сенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.

25.Эпидемический  процесс и его  звенья.Эпидемический процесс -распространение заразных болезней путем формирования цепи последовательно возникающих эпидемических очагов. Возникает и поддерживается только при наличии и взаимодействии трех его звеньев: 1.источника возбудителей инфекции , 2.механизма передачи возбудителей, 3.восприимчивости населения к данной инфекции. Источниками возбудителей инфекции являются при антропонозах зараженные люди, при зоонозах - зараженные животные.

27.Понятие  об иммунитете.

Иммунитет - сопротивляемость организма к инфекциям и инвазиям чужеродных организмов (в том числе -болезнетворных микроорганизмов) и относительная устойчивость к вредным веществам. Иммунитет бывает: 1.Специфический (обусловлен наличием Т и В-лимфоцитов): ВРОЖДЁННЫЙ – а)видовой (не болеем многими заболеваниями животных); б)материнский(до 6 -9 мес.) . ПРИОБРЕТЁННЫЙ- естественный и искусственный : а)активный (прививки); б)пассивный (сыворотки с готовыми антителами). 2.Неспецифический  (обеспечивает общ. сопротивляемость организма и повышается при ЗОЖ).

26.Понятие  о дезинфекции  (текущая, заключительная, профилактическая).

Дезинфе́кция  — это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды. Для её проведения обычно используются хим. вещ-ва, растворы органических веществ, обладающих дезинфицирующими свойствами. Различают: 1.Профилактическую - проводится постоянно, независимо от эпидемической обстановки: мытьё рук, окружающих предметов с использованием моющих и чистящих средств, содержащих бактерицидные добавки. 2.Текущую - проводится у постели больного, в изоляторах медицинских пунктов, лечебных учреждениях с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний за пределы очага. 3.Заключительную - проводится после изоляции, госпитализации, выздоровления или смерти больного с целью освобождения эпидемического очага от возбудителей, рассеянных больным.

28.Иммунопрофилактика  в детском возрасте. Виды осложнений  при введении прививок.

Иммунопрофилактика- основной метод, позволяющий резко уменьшить заболеваемость инфекционными болезнями или вообще их ликвидировать.  Все препараты, с помощью кот. вызывают активный иммунитет, наз. – вакцинами, а метод иммунизации- вакцинацией.  Плановая иммунизация: 1е сутки жизни –против гепатита В; 3-4й день – против туберкулёза; 1мес.- гепатита В; 3мес.-коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита; 4мес.- коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита; 5мес.- коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, вирусного гепатита В; 12мес.- кори, краснухи; 18мес.- коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита; 24мес.- полиомиелита; 6лет – дифтерии, столбняка, кори, краснухи; 7 лет -полиомиелита, туберкулёза; 11лет – дифтерии; 13лет – гепатита В; 16 лет и каждые 10 л. до 66 – дифтерии. Побочные реакции при проведении плановых прививок в настоящее время достаточно редки. Различают общие и местные осложнения. Местные :реакции в месте введения вакцины — покраснение, нагноение, лимфаденит; Общие :аллергические реакции, повышение t тела, появление симптомов инфекционного заболевания.

29.Меры  по предупреждению  распространения  инфекции в ДУ.

Важным мероприятием в борьбе с попаданием инфекции в ДУ является правильная организация приема детей. Перед направлением в ДУ ребенок должен быть тщательно осмотрен врачом , обследован на бактерионосительство дифтерии и кишечных заболеваний. Дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком или тыльной стороной ладони и т. д. Правильная планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание с достаточным введением в меню витаминов, физ. воспитание и особенно закаливание, а также хорошая постановка общего мед. обслуживания и воспитательной работы повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешн. среды, в том числе и к болезнетворным микробам.

30.Профилактика  инфекционных заболеваний.

Мероприятия, направленные на профилактику инфекционных заболеваний, называются противоэпидемическими - совокупность рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости и ликвидацию отдельных инфекций. Можно выделить 4 основных метода:

1.ограничение  контактов; 2.иммунизация;

3.химиопрофилактика инфекций: применение лекарственных препаратов для предотвращения заражения и размножения возбудителя;

4.повышение сопротивляемости человека к инфекционному заболеванию(строгое соблюдение правил личной гигиены, рациональное питание, витаминизация, дозированные физические нагрузки и постоянное закаливание организма.).

31. Туберкулёз, признаки, основы диагностики.

Широко распространённое инфекционное заболевание. Возбудитель- микобактерия, открытая Р. Кохом в 1882г. Основной источник инфекции – больные, выделяющие с мокротой микобактерии. Туберкулёз обычно поражает лёгкие, реже затрагивая другие органы и системы. Симптомы : длительный кашель с мокротой, иногда с кровохарканьем, появляющимся на более поздних стадиях, лихорадка, слабость, ночная потливость и значительное похудение. Диагностика : флюорографии и рентгенографии поражённых органов и систем, микробиологическом исследовании различного биологического материала, кожной туберкулиновой пробе (реакции Манту), а также методе молекулярно-генетического анализа.

32. Профилактика туберкулёза.

Основной профилактикой  на сегодняшний день является вакцина БЦЖ. Прививку делают в роддоме при отсутствии противопоказаний в первые 3-7 дней жизни ребенка. В 7 и 14 лет при отрицательной реакции Манту и отсутствии противопоказаний проводят ревакцинацию.С целью выявления туберкулёза на ранних стадиях, всем взрослым необходимо проходить флюорографическое обследование  не реже 1 раза в год. При резком изменении реакции Манту по сравнению с предыдущей может быть предложено провести профилактическую химиотерапию несколькими препаратами в комплексе с витаминами.

33. Рахит и его  профилактика.

Заболевание детей  раннего возраста, связанное с  дефицитом вит. Д, нарушается кальциево- фосфорный обмен, процессы костеобразования и минерализации костей. Степени тяжести: I  легкая - небольшие изменения нервной и мышечной систем; II средняя -умеренные, но отчетливые деформации черепа, гр. клетки и конечностей, изменения в костной, мышечной, нервной и кроветворной системах, умеренное нарушение функции внутренних органов; III тяжелая - резко выраженные изменения ЦНС, костной и мышечной систем, внутренних органов. Из-за деформаций гр. клетки ребенок находится в состоянии гиповентиляции. Профилактика: приём вит. Д3, правильное питание - наилучшим явл. грудное кормление, гимнастика, массаж, УФ ванны, прогулки на свежем воздухе.

34.Глистные инвазии. Профилактика.  Аскаридоз-заболевание обычно протекает с мало выраженными симптомами. Аскарида - крупная нематода червеобразной формы, красноватого цвета, длиной от 15 до 40 см. Паразиты находятся в тонком кишечнике, проникая в отдельных случаях в 12типерстную кишку. Появляются тошнота, неустойчивый аппетит, колико-образные боли вокруг пупка, наблюдаются вздутие живота, диарея, рвота, иногда сопровождающаяся выделением аскарид. Дети раздражительны, нередко жалуются на нарушение сна, худеют. Энтеробиоз. Острица -мелкая нематода длиной 5-12мм. Массовое поражение (сотни паразитов) в нижнем отделе тонких и толстых кишок. Симптомы- зуд в прямой кишке, расстройство сна, учащенное мочеиспускание, иногда появляются боли в животе, диарея, снижение аппетита, тошнота, головная боль, головокружение. Трихоцефалез - особо распространён в южных областях. Власоглав -нематода длиной до 5 см. Паразитирует в слепой кишке и аппендиксе. Появляются приступообразные боли в животе, особенно в правой подвздошной области, колиты. Профилактика: мытьё рук перед едой, тщательное мытьё овощей, фруктов и ягод, термическая обработка сырой рыбы и мяса, воздержание от купания в загрязненных пресных водоемах, расположенных неподалеку от пастбищ, водопоев животных и т.д.

35.Ангина, причины, признаки, осложнения, профилактика.

Общее острое инфекционное заболевание с местными проявлениями в нёбных миндалинах. Возбудители- стрептококки, стафилококки. Передаётся воздушно-капельным путём. Начинается остро, появляются общее недомогание, разбитость, боль в горле, t до 38-, на шее прощупываются увеличенные и болезненные лимфоузлы. Различают катаральную, фолликулярную и лакунарную ангины. Осложнения: околоминдаликовый абсцесс, поражение сердца,  суставов, воспаление почек, мозговых оболочек и др. Профилактика: проведение общезакаливающих процедур, своевременное лечение заболеваний носа и носоглотки, контроль и санация полости рта.

36.Признаки  и виды нарушения  осанки у детей. Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.  Нарушения осанки: позвоночник может изменять свое положение (и  искривляться) в 3 плоскостях. Сагиттальная плоскость- делит тело на правую и левую половины. В этой плоскости происходит сгибание (наклон вперед) и разгибание позвоночника (наклон назад). Нарушения- сутуловатость (плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине), круглая спина (ребенок не может полностью поднять руки вверх), кругло-вогнутая спина (возможно опущение внутренних органов), плоская спина (развивается сколиоз), плоско-вогнутая спина(гр. клетка узкая, мышцы живота ослаблены). Фронтальная плоскость- делит тело на переднюю и заднюю стороны. В плоскости происходят наклоны туловища вбок. Нарушения- нарушается симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника: голова наклонена вправо или влево, плечи, лопатки, находятся на разной высоте, треугольники талии асимметричны. Мышечный тонус на правой и левой половинах туловища неодинаков, сила и выносливость мышц снижены. В горизонтальной плоскости происходит вращение позвонков при поворотах туловища.

37.Сколиоз,  признаки, профилактика.

Сколиоз - сложная деформация позвоночника (боковое отклонение линии позвоночника от оси туловища). Признаки: на начальной стадии, при внешнем осмотре заметны сведенные плечи, сутулость, надплечье на стороне искривления приподнято, есть асимметрия талии. Самым опасным периодом в течение сколиоза считаются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (дев. 10-13 лет, мал. 11-14 лет). Профилактика сколиоза: физическая активность (плавание, хореография и др.) направленная на развитие (укрепление) мышечного корсета.

38.Плоскостопие, признаки, профилактика. Это деформация стопы, заключающаяся в частичном или полном опущении её продольного или поперечного свода. Признаки: быстрая утомляемость ног; возможное появление отека стоп;

ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах; быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы; ребенок ходит с широко наставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;

стопа имеет  неправильную форму или становится шире; врастание ногтей пальцев ног в кожу; искривление пальцев ног; появление мозолей.  Профилактика : ежедневная зарядка (гимнастика), спорт (плаванье),  профилактический массаж,  лечебные ванны (с морской солью),  правильная обувь.

39.Психогенные  нервозы у детей,  виды, признаки, профилактика.

Неврозы – нервно-псих. расстройства, проявляющиеся в нарушениях мироощущения и поведения при отсутствии органических изменений нервной системы. У детей неврозы являются наиболее распространенной формой нервно-псих. расстройства. Они порождаются псих. травмой – тяжелым отрицательным переживанием, вызванным нарушением значимых личностных потребностей и отношений ребенка.  3 основные симптома: снижение настроения, расстройство сна и нарушения аппетита. Различают 3 основные формы неврозов : 1.астенический - возникает на фоне общей ослабленности ребенка, в частности – после перенесенных инфекционных заболеваний. Дети становятся раздражительными, легко огорчаются и плачут. 2.истерический возникает в результате острой, шоковой психической травмы. Его симптомы часто производят впечатление соматических нарушений: у ребенка может нарушиться координация движений вплоть до полной потери моторной активности, снижается чувствительность анализаторов.

3. невроз навязчивых состояний- возникает вследствие хронической травматизации психики, особенно когда потребности и желания ребенка входят в конфликт с принятыми моральными нормами. Чаще возникает у тех детей, для которых характерна мнительность, тревожность неуверенность в себе.

40.Острый  ларингит, причины,  признаки, доврачебная  помощь.

ЛАРИНГИТ - воспаление слизистой оболочки гортани и самих голосовых связок. Заболевание может быть вызвано переохлаждением, инфекцией, а также перенапряжением голосовых связок. Воспалительный процесс может перейти на слизистую носа и глотки, чаще наоборот. Симптомы : боль в горле, хрипота, потеря голоса, кашель (сначала сухой, потом с мокротой), недомогание, головная боль, иногда - температура.

Доврачебная помощь: 1. Устранение внешних причин, вызвавших ларингит (холодная еда, питье, сырой, холодный, пыльный воздух). 2.Уменьшение или полное исключение голосовой нагрузки - молчание. 3. Щелочные теплые ингаляции несколько раз в день (теплые, не горячие). 4. Согревающие компрессы на шею. 5. Полоскания.

6. При повышенной  t - постельный режим, вызов врача.

41.Острый  бронхит, причины, признаки, доврачебная помощь.

Относительно краткосрочное воспаление бронхов, характеризующееся быстрым развитием и продолжающееся  от нескольких суток до 6 недель. Риск заболевания существенно возрастает зимой, ему особенно подвержены младенцы, маленькие дети и люди старшего возраста. Острый бронхит чаще всего является следствием имеющейся в легких инфекции и может развиться как осложнение простуды и гриппа. Больному необходимо пить много воды, чая с малиной, медом или липовым цветом, больше отдыхать, находиться в тепле и не простужаться, больной должен находится в хорошо проветриваемом помещении с высокой влажностью воздуха (до 60%) , показаны щадящий режим.

42.Острая  пневмония, причины,  признаки, доврачебная  помощь.

Острое инфекционное заболевание, при кот. поражается лёгочная ткань. Длится до 6 недель. Симптомы: стойкая лихорадка, интоксикация, дыхательная недостаточность, стойкие локальные изменения в лёгких. Причина: стафилококки, кишечная палочка, стрептококки, вирусы, переохлаждение. Начинается внезапно, появляются  признаки интоксикации, отдышка, кашель, иногда- боли в боку. Больному нужно обильное питье – это повышает выделение мокроты и предотвращает развитие обезвоживания. В период высокой t необходимо выписать до 3 л жидкости в день (молоко, соки, минеральную воду). Соблюдение постельного режима .

43.Бронхиальная  астма, причины,  признаки, доврачебная  помощь.

Хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. ПРИЗНАКИ: Появляются внезапные признаки удушья, связанные с воздействием аллергизирующих факторов, часто на фоне хронических заболеваний бронхов и легких. Больной начинает дышать часто-часто. Появляются свистящее дыхание и сухой кашель. Кожа больного бледнеет, а губы синеют. Приступ может быть кратковременным или длительным. В конце приступа может выделяться вязкая мокрота, после отхождения которой больной чувствует облегчение. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ: Вызвать врача. Исключить аллергизирующие факторы, дать доступ чистому свежему воздуху. Расстегнуть одежду больного. Дать ему противоаллергические препараты.

Можно выполнить  дыхательные упражнения: глубокий вдох и длительный резкий глубокий выдох в течение 3-5 мин.. Такое дыхание позволит отплюнуть мокроту. Можно сделать очень теплые ванны для рук (кисти и предплечья).  Дать больному теплое молоко с содой или с минеральной водой типа «Боржоми». Пить следует малыми глотками. Уложить больного в кровать и тепло укрыть.

44.Обморок, причины, признаки, доврачебная помощь.

Кратковременная потеря сознания из-за спазма сосудов головного мозга. Причины: боль, переутомление, страх, кровопотеря. Симптомы: внезапная бледность кожи и слизистых, слабый, частый пульс, поверхностное дыхание, потеря сознания. Первая  помощь: постараться устранить причину обморока, уложить больного так, чтобы голова была ниже ног на 30 см, что улучшит кровоснабжение головного мозга, обеспечить доступ свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт (с ватного тампона).

45.Анемия  у детей, причины,  признаки.

Патологическое состояние, характеризующееся снижением содержания гемоглобина в крови. У детей часто встречаются анемии, связанные с дефицитом веществ, необходимых для формирования эритроцитов: железа (чаще всего), витамина В12, фолиевой кислоты, белков, меди, кобальта. Причины:  недостаточное поступление железа с пищей, повышенная потребность в железе у детей с ускоренными темпами роста, избыточные потери железа. Симптомы- постоянное чувство усталости, зевота, раздражительность, головные боли, шум в ушах, одышка, сухая кожа, изменение (искривление, поперечная исчерченность, ломкость) ногтей, нарушения процессов пищеварения.

46.Аллергические  кожные заболевания  у детей, причины,  признаки, доврачебная  помощь.

Крапивница – это кожная аллергическая реакция. Появляется внезапно, на любых участках тела. Представляет собой отечные красные и розовые пятна разных размеров от 1 до 2 см. При надавливании на элемент крапивницы в центре появляются белые выпуклые точки. Сыпь сохраняется от нескольких мин. до 24-48 ч. Причины: повышенная чувствительность к некоторым пищевым продуктам, медикаментам, к холоду, теплу, солнечным лучам, а также механическое раздражение кожи, инфекционная аллергия, глистная инвазия, нарушение функции внутренних органов. Может возникать при контакте с растительными аллергенами, шерстью животных, синтетикой. Первая помощь: прекратить поступления аллергена. Не давать ребенку есть в течение 10-12 часов. Дать сорбенты. Атопический дерматит - это развитие аллергического процесса на коже. Заболевание чаще у детей 2-4-го мес. жизни. На лбу и щеках появляется краснота, припухлость, высыпание мелкой пузырьковой сыпи, которая лопается, и на ее месте образуются корочки, ссадины. Пораженные участки кожи чешутся, малыши расчесываются до крови. Различают экзему и нейродермит. Симптомы: зуд пораженных участков кожи,  язык неровный, с участками разного цвета, с неправильным рисунком, а также часто нарушение общего состояния и самочувствия.

47.Ожоги,  причины, признаки, доврачебная помощь.

Повреждение тканей, возникающее под действием высокой  температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. Различают термические, электрические, хим. и лучевые ожоги. Различают 4 степени тяжести: 1-лёгкая форма (покраснение кожи, отёчность, жгучая боль, местное повышение t). 2- повреждение более глубоких слоёв кожи(образование пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью). 3- глубокие, заживление с образованием рубцов. 4- повреждение всех слоёв кожи и глубоколежащих тканей. Симптомы: покраснение, припухлость и болезненность кожи, появление волдырей с последующим их прорывом, обугливание и некроз тканей. Первая помощь: прекращение воздействия температурного фактора, необходимо быcтрое охлаждение пораженного участка тела путем погружения его в холодную воду, под струю холодной проточной воды. Накладывают асептическую повязку.

48.Отморожение,  причины, признаки, доврачебная помощь.

Повреждение тканей, вызванное воздействием низкой t. Обморожению наиболее часто подвергаются пальцы рук, ног, нос, ушные раковины. Выделяют 4 степени отморожения:

I - относится к легким повреждениям организма. Обычно наблюдаются синюшность и отек пораженного участка тела. Через 5-7 дней изменения постепенно исчезают. II - более выраженные изменения тканей, в глубине которых образуются пузырьки, содержащие прозрачную жидкость. Болезнь заканчивается спустя 10-15 дней полным заживлением кожи. III - развитие некроза кожи и подкожной клетчатки. Наблюдается образование пузырей с кровянистым содержимым. Через 5-7 дней заживают постепенно, но уже с образованием рубцов. 4 -происходят обширные омертвления кожи, мягких тканей и даже костей. Симптомы: побеление кожи в зоне переохлаждения и потеря чувствительности, тяжесть в конечностях, потеря чувства опоры, невозможность самостоятельно ходить, мышечная дрож. Первая помощь: пострадавшего моют водой, сначала холодной, а потом  более высокой t до покраснения кожи, напоить горячим чаем, кофе, укутать теплым одеялом.

49.Укусы  и ужаливания, признаки, доврачебная помощь.

Укусы комаров. На месте укуса возникает припухлость, покраснение, зуд. Место укуса необходимо обработать спиртом, для профилактики необходимо смазывать открытые участки кожи репеллентными кремами. При укусах пчелы, осы в организм попадает яд. На месте укуса ощущается боль, кожа вначале бледнеет, а затем краснеет и отекает. Сначала достают жало, затем ранку протирают спиртом, на повреждённое накладывают холод, дают горячее питьё с сахаром, супрастин. Укусы змей. Воздействие яда змей вызывают общие и местные симптомы. Общие: рвота, слабость, головокружение, судороги, отдышка, парезы и параличи. Местные: сильная и продолжительная боль на месте укуса, отёк и синюшность, подкожное кровоизлияние в этом месте. Помощь: необходимо недопускать поступление яда в кровь- немедленно высасываю яд из ранки до появления крови. Ранку обрабатывают йодным раствором или спиртом, накладывают повязку и холод, повреждённую конечность приподнимают, дают обильное питье. Обязательна госпитализация.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Педиатрии и гигиене"