Управление ДОУ

Автор: Вероника Владимировна, 31 Августа 2010 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Один из важнейших аспектов управления – организация методической работы в детском саду, связанной, в первую очередь, с развитием профессионализма и повышением квалификации педагогов.

Работа содержит 1 файл

Управление методической работой 2003.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

     Управление  методической работой в ДОУ  позволяет  оптимизировать педагогический процесс  посредством реализации эколого-педагогического проекта.

     Следовательно, особую актуальность приобретает проблема управления методической работой в ДОУ.

     В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить управление образовательными учреждениями, придать ему строгий, научно обоснованный характер.

     В настоящее время накоплен научный фонд, характеризующий философские и социальные аспекты теории управления (Н.Т. Абрамова, В.Г. Афанасьев, Д.Н. Бобрышев, Д.М. Гвишиани, А.М. Омаров, Г.Х. Попов, Ю.А. Тихомиров и др.)

     Вместе  с тем, анализ литературы и потребностей массовой практики показал, что специальные исследования, направленные на изучение управления методической работой в дошкольном учреждении на диагностической основе не проводились.

     Управление  методической работой в ДОУ, ее содержание и формы рассматривались В.Г. Алямовской, Л.А. Бахтуриной, К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, А.И. Васильевой, Е.Ю. Демуровой, В.П. Дубровой, Т.С. Комаровой, И.И. Кобитиной, Е.П. Милошевич, Л.Ф. Островской, Л.В. Поздняк и др., О.И. Соловьевой, Л.П. Тарасовой и др.

     Вместе  с тем, анализ массовой практики показал, что широкого распространения проектная деятельность не получила.

     Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью практики в управлении методической работой  в ДОУ, через реализацию эколого-педагогического проекта.

     Несмотря  на значительное расширение исследований в области управления ДОУ, наблюдается и все более осознается противоречие между современными требованиями к управлению методической работой и недостаточным использованием проектного метода в методической работе

     Это обстоятельство обусловило выбор темы: "Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении, через реализацию эколого-педагогичееского проекта ". Оно обращено к решению следующей проблемы: повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интеграционное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: детей, родителей, педагогов, социум.

     Решение данной проблемы составляет цель нашей работы.

     Объект- процесс управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.

     Предмет –   система работы эколого-педагогического проекта

     Гипотеза: эффективность управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении может быть значительно повышена если:

     - разработанная модель управления методической работой в ДОУ включает создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта;

     - подготовка специалистов является основным условием перехода к новой модели управления;

     процесс подготовки специалиста обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, и способствует развитию профессиональной активности и интереса к решению задач методической работы в ДОУ, через реализацию эколого-педагогического проекта.

     Задачи  исследования:

     1. Дать характеристику управления методической работой

     2. Разработать модель управления  методической работой в ДОУ, через реализацию эколого-педагогического проекта

     3. Определить структуру и содержание деятельности творческих групп и старшего воспитателя.

     4. Исследовать структуру управления методической работы  ДОУ № 26 "Ветерок";

     5. Разработать методические рекомендации по совершенствованию управления в МДОУ "Детский сад № 26 "Ветерок".

     Методологической  основой исследования выступают: системный, личностно-деятельностный и профессиографический подходы, психолого-педагогическая концепция теории деятельности, положения теории педагогического управления, теория социально-педагогического управления профессиональной подготовкой кадров, теория формирования педагогических умений, концепция моделирования и проектирования педагогической деятельности.

     Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов: системный  анализ изучаемой проблемы, методы педагогического моделирования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), метод самооценки, опросные методы (анкетирование, беседа), метод экспертных оценок, изучение результатов деятельности старшего воспитателя, мониторинг результативности и удовлетворенности подготовкой.

 

     

     Основная  часть 

     Для организации эффективной методической работы необходим глубокий научный  анализ закономерностей и принципов  построения системы управления методической службой района.

     Перечислим  ряд закономерностей процесса управления методической службой:

  • Закономерность  единства управления методической службой
  • Закономерность сочетания централизации и децентрализации в управлении методической службой
  • Закономерность соотношения управляющей и управляемой систем
  • Закономерность воздействия общих функций управления на конечный результат.

     Эти закономерности определяют требования по всей системе управления методической службой и находят свое отражение  в принципах, составе и содержании функций, формах и методах управления. За основу лучше взять принципы, которые позволяют методическим службам руководствоваться в своей  деятельности и применять их в качестве критериев при оценке конечных результатов. В методической работе  с педагогическими кадрами и руководителями ДОУ может быть реализована система принципов:

  • Принцип научности. Он предполагает опору в управлении на достижения науки, прежде всего педагогики, психологии, дидактики, менеджмента.
  • Принцип системности управления. Необходимо охватить управлением всю совокупность целостной системы образования.
  • Принцип регионализации. В условиях децентрализации управления и передачи ряда управленческих полномочий “сверху вниз”, появляется право выбора собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития в соответствии  с региональными, социально-экономическими, демографическими, национальными и культурными особенностями.
  • Принцип горизонтальной координации. Предусматривает полное взаимодействие с основными, дополнительными учреждениями образования.
  • Принцип гибкости и вариативности. Требует периодического пересмотра организационной структуры, содержания и технологии в системе методической работы  в соответствии с потребностями и интересами кадров, федеральной и региональной стратегией образования и т.д. Вариативность предусматривает наличие максимального выбора  и разнообразия структур, содержания, форм и технологий в совершенствовании профессиональной компетентности.
  • Принцип непрерывности и преемственности. Обеспечение непрерывности развития методической и общей культуры, выбор в течение всей своей карьеры видов, темпов и сроков повышения квалификации.

     Среди ведущих факторов, составляющих основу в организации методической службы, выделяются следующие:

  • Социальный заказ на творческую личность учителя нового типа;
  • Личностно-гуманная ориентация образования в условиях непрерывности;
  • Инновационная деятельность в образовании для осуществления личностно-ориентированного подхода;
  • Реализация федеральной и региональной политики в области непрерывного образования.

     В работе методической службы наиболее сложной является аналитическая функция. Для того чтобы методическая служба не столько развивалась сама по себе, сколько оказывала целенаправленное воздействие на общее развитие  образования района необходимо взять подходы, характерные для педагогического проектирования, как одной из возможных теорий управления развития образовательных систем.

     Основной  целью методической службы района является подготовка кадров к достижению требуемого качества образования. Вообще  методическая работа  - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса (Н.В.Немов “Управление методической работой в школе, с.12)

     Цели  повышения качества образования  в районе, координации различных форм методической работы, обеспечение условий для непрерывного образования педагогических кадров района выполняет районный методический совет.

     Значение  обеспечения качества педагогического  процесса в современном ДОУ очень  велико, так как детский сад в последние десятилетия стал социально необходимой и подлинно массовой ступенью системы образования. Не случайно «дошкольное воспитание» все чаще стало называться «дошкольным образованием».

     В отечественной педагогике давно  принято положение о том, что исходным звеном системы образования служит начальная школа. Думается, что это положение следовало бы пересмотреть по существу. Подлинным фундаментом образования постепенно должен становиться детский сад, который является своеобразной первой ступенью образования, как в организационном, так и в содержательном отношении.

     Новый век требует от образованных людей  таких способностей, как способность  самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность  решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Следовательно, задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего самого себя, способного принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Эти новейшие изменения в жизни школы вынужден учитывать и детский сад.

     Основная  цель управления ДОУ - достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований.

     Образование- это процесс передачи определенной общественно значимой информации. Он происходит при обучении детей на занятиях, прогулках, в процессе игр, в процессе общения с родителями. Эффективная технология управления этими процессами в ДОУ предполагает активное совершенствование конкретных профессиональных умений педагогов, поскольку именно они осуществляют педагогический процесс.

     Понятие «организация» в теории и практике управления рассматривается в зависимости  от ситуации в широком или узком  смысле. В широком смысле организацию  понимают как синоним управления в целом, а потому она содержит обширный круг функций: изучение, анализ состояния дел с учетом нового социального заказа, целеполагание - выбор цели и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей, создание рациональной организационной структуры управления, расстановку людей по участкам, постановку перед ними рабочих задач, их инструктирование, стимулирование, оказание им конкретной помощи по ходу работы, контроль, проверку исполнения дел, анализ и оценку результатов и т.д. Все эти функции имеют очень большое значение и в процессе оптимального управления методической работой в детском саду.

     Общеизвестна  прямая зависимость качества образования  от уровня сформированности профессиональных умений педагогов.

     Объективные реалии и потребности совершенствования  образования воспитанников обусловливают  необходимость резкого повышения  роли и значения методической работы в детском саду, делают научный  анализ и практическое совершенствование  этой работы актуальнейшей проблемой. Управление методической работой занимает особое место в системе управления ДОУ, тесно связано с его основными задачами и функциями. Ее особая роль в управлении проявляется в активизации человеческого фактора - личности и в творческой деятельности педагогов и воспитателей, поэтому не текущие поправки и коррективы, а серьезный управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива педагогов - вот главные ориентиры методической работы в детском саду. Руководитель ДОУ должен видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи. Новым требованием в настоящее время стала постановка исследовательских задач.

Информация о работе Управление ДОУ