Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является показать приёмы взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи.
Следующие задачи были поставлены для достижения цели:
— раскрыть понятие речевой деятельности;
— подробно изучить письменную и устную речь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Речевая деятельность и её виды……………………………………………. 5
1.1 Общая характеристика речевой деятельности…………………………..... 5
1.2 Устная речь как вид речевой деятельности…………………………........ 8
1.2.1 Лингвистическая характеристика монологической речи…………….. 10
1.3 Письменная речь как вид речевой деятельности………………………... 13
1.3.1 Психофизиологическая характеристика письменной речи…………… 15
1.4 Различия между письменной и устной речью………………………....... 17
2.
Заключение……………………………………………………………………. 42
Список использованных источников………………………………………... 44

Работа содержит 1 файл

организация урока англиского языка.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

 

      1.  Устная речь как вид речевой деятельности

 

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность раскрыть человеку свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение  между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной  и самой распространенной. Без  нее невозможна ни какая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.)[2,с.3].

Принято различать две  основные формы речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает в  себя:

  • Устную речь
  • Письменную речь

Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные  компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

 Устная речь обычно  рассматривается как более древняя,  по сравнению с письменной. Письмо  рассматривается как добавочный, вторичный способ общения. Отсчет  времени возникновения письменной  речи обычно связывают с находками древних текстов на камне, глиняных табличках, на папирусах.

В обыденной жизни  преобладает устная речь, поэтому  ее и считают ведущей. Но постепенно все большее влияние на устную речь начинает оказывать письменная. Письменная речь – речь подготовленная. Ее можно проверять, исправлять, отредактировать, показать специалистам и неоднократно усовершенствовать, добиваясь улучшения содержания и формы изложения. Все это невозможно сделать, если держать речь только в уме. Кроме того, написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает речь более уверенной. Нормы, литературные нормы письменной речи более строгие, курсы грамматики строились обычно на структурах письменной речи.

Устная речь имеет  некоторые преимущества: в ней  больше непосредственности, живого чувства. При этом она требует большой  тренировки: почти автоматизма в  выборе слов. В устной речи проще  синтаксис, не столь строги литературные нормы; в ней используются многочисленные средства звуковой выразительности: интонации, различные паузы; она сопровождается жестами, мимикой. Именно устная речь обеспечивает больший контакт при общении.

Устная речь занимает важное место в педагогическом процессе при обучении иностранному языку. Устная речь является главнейшим и самым естественным путём к развитию большинства языковых навыков и к закреплению всех языковых навыков. Устные проработки должны предшествовать чтению текста; письменные работы должны проводиться на материале, предварительно пройденном в устной форме; единственным путём к активному овладению словарным запасом и необходимым минимумом грамматических конструкций является их употребление в живой речи.

Устная речь в преподавании иностранного языка имеет две главные функции. Прежде всего – это метод подхода ко всякой языковой деятельности, самый основной и естественный способ подачи и введения нового материала. Второй функцией устной речи является создание самого разговорного навыка, привитие учащимся привычек активного выражения своих мыслей на иностранном языке, привычек чёткого и быстрого понимания речи собеседника[6,с.165].

Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую речь.

Монологическая речь – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Речь в монологической форме в рамках программы средней школы сводится к распространенному ответу на вопрос, сообщению на определенную тему, описанию кадров фильма, рассказа по картине или по серии картин.

Для овладевания монологической речи необходимо развить у школьников следующие умения:

  • Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.
  • Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.
  • Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).
  • Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.
  • Строить сообщения с элементами сужения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры[18].

Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.

 При обучении диалогической  речи нужно развить следующие  умения:

  • Запросить информацию, уметь задать вопрос.
  • Ответить на вопрос собеседника.
  • Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики).
  • Употреблять необходимые выражения,  установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников.
  • Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д[17].

Делая выводы по данному  изученному материалу нам следует  ещё раз заострить внимание на том, что такое “устная речь”. Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. В обыденной  жизни преобладает устная речь, поэтому ее и считают ведущей по сравнению с письменной речью. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую речь и каждый из этих видов имеют свои характеристики.

 

 

      1. Лингвистическая характеристика монологической речи

 

 

Монологическое высказывание — это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. В лингвистическом плане усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического  и стилистического 
построения, в экстралингвистическом — на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме.

Монолог, по мнению ряда исследователей, относится к числу недостаточно разработанных проблем. До сих пор он не нашел еще своего единого определения (ср. «непосредственно обращенный к собеседнику непринужденный рассказ»; «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника»; «организованный вид речи, предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенного к аудитории» и др.).

Н. И. Гез под монологом понимает организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории.

Монологическая речь представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора.

Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какую-то тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом.

Производительность монологической речи предполагает умение избирательно пользоваться языковыми средствами aдeкватнo коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (прежде всего интонацией)[10,с.252-253].

Также монологическая речь имеет следующие характеристики:

  • целенаправленность/соответствие речевой задаче;
  • непрерывный характер;
  • логичность;       
  • смысловая законченность;
  • самостоятельность;
  • выразительность.

Действительно, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет, выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное[19,с.172].

Что касается непрерывного характера высказывания, мы можем сказать, что процесс его порождения длится определённое время, не будучи прерванным кем-либо (чем-либо). Данное качество определяет, прежде всего, весьма специфическую психологическую настроенность говорящего, а также организацию его высказывания. Главный механизм здесь – это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему монологическое высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов.

Такие характеристики как последовательность, логичность проявляются в развитии идеи ключевой фразы в последующих. “Развитие идеи” не следует понимать буквально. Имеется ввиду её уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней. Поэтому ключевая фраза может находиться в любом месте монологического высказывания. Для обучения очень важно знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности, какие модели лежат в основе разных видов монологических высказываний[13,с.177-178].

Принципиально важное значение имеет положение о том, что всякий монолог в общем плане — это какое-то «словесное воспроизведение знаний», а всякое «словесное воспроизведение знаний требует всякий раз словесной импровизации, форма и объем которой меняются в значительных пределах в зависимости от ситуативных условий и стратегии говорящего»[10,с.253].

Прежде всего, давайте определим те разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:

  • приветственную речь;
  • похвалу;
  • порицание;
  • лекцию;
  • рассказ;
  • характеристику;
  • описание;
  • обвинительную или оправдательную речь и т. д[19,с.171-172].

Монолог, протекающий в форме беседы, выступления, доклада или лекции, приближаясь к ораторской речи, отличается усложненным синтаксисом и усложненными лексическими конструкциями. Здесь находят свое место такие экспрессивные средства, как повторы, риторические вопросы, восклицания, перебивы мыслей и ритма, вводные слова и предложения, эллипсы и др.

В специальной литературе существует классификация монологов в зависимости от типов их общественного воздействия, а также от их стилистических особенностей. Условно выделяет монологи четырех типов: монолог-убеждение, монолог лирический, монолог драматический, монолог сообщающего типа.

Также можно встретить следующую классификацию монолога:

  • монолог стилистически нейтральный, когда по какой-либо причине избегают обращения ко второму лицу, все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности изложения;
  • монолог разговорный, ведущийся от 1-го лица и непосредственно обращенный к реальному или предполагаемому в ораторской речи второму лицу. Такой монолог рассчитан на вовлечение слушателя в процесс речевого общения. Это монолог в диалоге, и здесь особенно интенсивно исполь- 
    зуются различного рода средства воздействия на аудиторию, характерные для ораторской речи вообще: восклицательные предложения, побудительные и обобщающие предложения, ораторские речевые фигуры, внутренний диалог, меткие афористичные выражения и др.

При этом объем и характер информации, а также выбор языковых средств определяются самим говорящим. Основная трудность для говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения.

В условиях естественного речевого общения монолог в чистом виде встречается редко, чаще всего он сочетается с элементами диалогической речи, являясь, по сути дела, монологом в диалоге[10,с.253-254].

Подводя итоги, следует отметить, что монолог – это организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории. Монологическая речь имеет свои определенные  характеристики. К ним мы относим целенаправленность, непрерывный характер, логичность, смысловая законченность, самостоятельность и выразительность. Так же следует отметить, что в монологической речи выделяют различные виды монологов: приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, описание, обвинительная или оправдательная речь и т.д.

 

 

    1. Письменная речь как вид речевой деятельности

 

Вряд ли кто-либо станет оспаривать тот факт, что роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика, едва ли не больше, чем роль устного общения. Правда, письменное общение значительно шире распространено в рецептивном плане (чтение). Тем не менее, необходимость письма также неоспорима. Письмо служит нам незаметно, но верно[13,c.210].

Информация о работе Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы