Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является показать приёмы взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи.
Следующие задачи были поставлены для достижения цели:
— раскрыть понятие речевой деятельности;
— подробно изучить письменную и устную речь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Речевая деятельность и её виды……………………………………………. 5
1.1 Общая характеристика речевой деятельности…………………………..... 5
1.2 Устная речь как вид речевой деятельности…………………………........ 8
1.2.1 Лингвистическая характеристика монологической речи…………….. 10
1.3 Письменная речь как вид речевой деятельности………………………... 13
1.3.1 Психофизиологическая характеристика письменной речи…………… 15
1.4 Различия между письменной и устной речью………………………....... 17
2.
Заключение……………………………………………………………………. 42
Список использованных источников………………………………………... 44

Работа содержит 1 файл

организация урока англиского языка.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………   3

1  Речевая деятельность и её виды…………………………………………….    5

    1. Общая характеристика речевой деятельности………………………….....   5
    2. Устная речь как вид речевой деятельности…………………………........    8
      1. Лингвистическая характеристика монологической речи……………..    10
    3. Письменная речь как вид речевой деятельности………………………...   13
      1. Психофизиологическая характеристика письменной речи……………   15
    4. Различия между письменной и устной речью……………………….......   17

2.

Заключение…………………………………………………………………….    42

Список использованных источников………………………………………...    44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной способности является основной и ведущей целью обучения.

Практически владеть  иностранным языком – это значит пользоваться в процессе речевого общения  с другими людьми иноязычными  средствами, в результате чего получается речь на иностранном языке (иноязычная речь). Так как обучение иностранному языку преследует практические цели, а практическое владение языком есть не что иное, как речевая деятельность, то каждому преподавателю должно быть ясно, что учащихся следует обучать именно иноязычной-речевой деятельности.

 Термин "речевая  деятельность" понимается неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это - языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письмо. Такое понимание речевой деятельности используется и в методике преподавания иностранного языка.

Данная работа посвящена исследованию темы «Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы». Эта тема актуальна в наши дни, т.к. она не раскрывается в методической литературе достаточно полно. До недавнего времени в школах письменная речь рассматривалась только как цель обучения, и ко всему этому в школьных программах  цель формулировалась очень скудно: научить писать письмо другу. Но в наши дни письменная речь рассматривается и как цель, и как средство обучения. В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладение графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее письмо рассматривается как важное средство в изучении языка: оно помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков монологической речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их памяти, волевых качеств и т. д.

Что такое речевая деятельность? На какие виды подразделяется речевая деятельность? Различия между устной и письменной речью, а также их взаимосвязь? Какова же роль письма в обучении монологической речи?  На эти и многие другие вопросы я постаралась ответить в данной курсовой работе.

Целью данной работы является показать приёмы взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи.

Следующие задачи были поставлены для достижения цели:

  • раскрыть понятие речевой деятельности;
  • подробно изучить письменную и устную речь;
  • установить различия между письменной и устную речью;
  • показать роль письменной речи в обучении говорению;
  • рассмотреть цели и задачи взаимосвязанного обучения;
  • показать приемы взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи;
  • разработать упражнения для взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи на старшем этапе школы.

При написании данной работы были использованы методы анализа и методы исследования. Эти методы реализовывались при анализе и исследовании научно-методической литературы.

В обучении иностранному языку сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания языков, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который постоянно требует научного обобщения осмысления.

 

Объект  исследования: процесс обучения иностранным языкам в средней школе

 

Предмет исследования: методика взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи у учащихся старших классов

 

Методы  исследования: изучение и анализ научной литературы по проблемам взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи учащихся средней школы; наблюдения разных видов (над процессом преподавания, учебной деятельностью обучаемых; над языковым и речевым материалом, его методической организацией)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Речевая деятельность и ее виды

      1. Общая характеристика речевой деятельности

 

Анализ основных объектов исследования психологии обучения иностранным языкам был бы неполным, если бы не был определен основной объект обучения, другими словами, если бы не ответили на вопрос, чему мы обучаем в процессе преподавания иностранных языков. Ответы могут быть достаточно разные. Самый общий ответ — «обучаем иностранному языку». Но это определение учебной дисциплины, а не того, что в ней изучается. Ответ может быть и более конкретным — «речевым умениям, языковым средствам» и т. д. Но тогда возникает другой вопрос, как это соотнести с личностно-деятельностным подходом. Ответ может быть только один: надо обучать самой деятельности, через овладение средствами, способами, механизмами которой будет формироваться и сам обучаемый[8,с.73].

Мне бы хотелось остановиться на понятии деятельности вообще, как  оно выступает в работах школы  Л.С.Выготского. Деятельность определяется здесь как «сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т. е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта». Из этого определения ясен целенаправленный характер деятельности: она предполагает некую заранее поставленную цель (она же при успешности акта деятельности является ее результатом) и мотив, обусловливающий постановку и достижение данной цели. На отношениях мотива и цели нам еще придется остановиться в дальнейшем, когда речь пойдет о понятии смысла.

Отличительная черта  деятельности — это ее структурность, определенная ее внутренняя организация. Она сказывается, прежде всего, в  том факте, что акт деятельности складывается из отдельных действий («относительно самостоятельные  процессы, подчиненные сознательной цели»). Одни и те же действия могут входить в различные деятельности и наоборот — один и тот же результат, может быть, достигнут путем разных действий. В этом сказывается, между прочим, «метрический» характер человеческой деятельности, позволяющий использовать при фиксированной цели различные способы ее достижения и по ходу выполнения намеченного плана изменять эти способы соответственно изменившейся обстановке.

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов  деятельности по всем своим параметрам. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание — это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Но это означает, что деятельность можно считать законченной лишь в том случае, когда такое регулирование окажется успешным. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, если брать ее как целое, не завершен: цель будет достигнута лишь в том случае, если сосед действительно передаст мне хлеб

[4,с.188].

Речевая деятельность как  один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировка, планирование (в форме внутреннего программирования), реализация и контроль. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

1) подготовка высказывания: осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, для которого характерны быстрые реакции, эти подготовительные решения протекают с большой скоростью на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения;

2) структурирование высказывания: выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит во внутреннем плане. Данный этап наименее изучен в системе речевого действия, поскольку не ясны механизмы выбора слов и грамматического оформления. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается также, что слова в памяти человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. При этом слова, которые неоднократно использовались, являются как бы «индуцированными», поэтому у говорящего прослеживается тенденция их повторного употребления. При выборе слов определенную роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти;

3) переход к внешней речи: звуковое или графическое оформление высказывания. Этот этап самый ответственный, поскольку он определяет положительный или отрицательный результат высказывания. Если переход от внутренней речи к внешней по каким-то причинам нарушен, т. е. внутренняя речь плохо оформляется во внешней, то такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи[5,с.6].

Речевая деятельность –  явление сложное. Оно связано  с понятиями языковой системы, речевого общения, речевого взаимодействия, деятельности человека в целом.

Ещё совсем недавно при  обучении иностранному языку  обращали основное внимание на систему языка, но это редко давало положительные  результаты. Следующим шагом был  переход к коммуникативному обучению. Содержанием коммуникативного обучения является такое владение языком, которое позволяет обмениваться идеями, значимой информацией. Коммуникация стала не только целью, но и средством обучения[15,с.102].

Как известно, общение  осуществляется главным образом  с помощью речевой деятельности, в виде говорения, аудирования, чтения и письма. Это значит, что речевая деятельность (её виды) выступает в качестве средства общения. Но чтобы виды речевой деятельности стали средствами общения, ими нужно овладеть, т.е. сначала сделать их целью обучения. Так цель и средства диалектически взаимопроникаются. Следовательно, чтобы достичь цели – овладеть деятельностью, надо сделать эту деятельность средством овладения ею же самой. В этой имманентности заключена одна из характернейших черт урока иностранного языка[13,с.223-224].

В современной методике всё большее внимание уделяется идее рассмотрения коммуникации в широком контексте человеческой деятельности, как-то: познании, овладении духовными ценностями в труде, учении, игре. Включение речевой деятельности в качестве средств выполнения самой разнообразной работы, интересующей школьника, позволяет полнее учитывать его интересы и склонности в учебном процессе, развивать стремление к самообразованию, связать обучение с жизнью.

В любой ситуации общения  присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение основных видов речевой деятельности:

      1. продуктивных:
  1. говорение
  1. письмо
      1. рецептивных:
              1. аудирование
              2. чтение.

Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение – письменные[15,с.102-103].

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам. Речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Следует отметить, что речевая деятельность – явление сложное. Оно связано с понятиями языковой системы, речевого общения, речевого взаимодействия, деятельности человека в целом.

Информация о работе Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы