Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является показать приёмы взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи.
Следующие задачи были поставлены для достижения цели:
— раскрыть понятие речевой деятельности;
— подробно изучить письменную и устную речь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Речевая деятельность и её виды……………………………………………. 5
1.1 Общая характеристика речевой деятельности…………………………..... 5
1.2 Устная речь как вид речевой деятельности…………………………........ 8
1.2.1 Лингвистическая характеристика монологической речи…………….. 10
1.3 Письменная речь как вид речевой деятельности………………………... 13
1.3.1 Психофизиологическая характеристика письменной речи…………… 15
1.4 Различия между письменной и устной речью………………………....... 17
2.
Заключение……………………………………………………………………. 42
Список использованных источников………………………………………... 44

Работа содержит 1 файл

организация урока англиского языка.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Письмо — сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической, и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает  замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графически знаков — письменного текста[15,с.162].

Навык письма – комплексный навык, усложнённый тем, что он носит активный характер, а следовательно, требует от учащихся дополнительных специфических навыков.

Уметь писать – это значит:

  • уметь технически правильно воспроизводить буквы чужого алфавита;
  • иметь правильный орфографический навык, т.е. правильно связывать звучание слова с его буквенным изображением, знать основные правила пунктуации и правильно пользоваться этими двумя навыками при самостоятельном графическом воспроизведении языка;
  • уметь давать письменное выражение своим языковым знаниям и письменно излагать свои мысли.

В 9-10 классах письмо – могучий фактор создания самостоятельного активного навыка пользования языком; здесь письменные работы усложняются и приобретают самостоятельное  значение. В старших классах письмо – уже один из способов оформления своего сознания на иностранном языке, один из видов самостоятельной языковой деятельности[6,с.157].

Различают письменную речь и письмо. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражений. Под письменной речью – книжный стиль. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь это процесс выражения мыслей в графической форме[15,с.162]. В современной методической литературе разграничение связано с особенностями механизма письма, который складывается из двух звеньев: составления слов из букв и

составления письменных сообщений из слов и словосочетаний. В основе осуществления первого звена лежит владение графикой и орфографией, причем оно должно быть доведено до уровня навыка, а для реализации второго звена характерно выражение мыслей с помощью определенного графического кода, т.е. необходимо речевое умение. Нетрудно заметить, что письменная речь включает в себя как обязательные элементы графические и орфографические навыки.

Письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учётом графического канала связи или порождения речи в графическом оформлении[10,с.294].

Письмо и письменная речь, выступая как средства обучения, играют разную роль на различных этапах обучения. На старшем этапе приобретенные ранее письменные умения совершенствуются наряду с аналогичным совершенствованием устной речи. Определенное место занимает и работа над орфографией применительно к новому языковому материалу. Кроме того, письменная речь приобретает еще одну важную роль — она становится вспомогательным средством в самостоятельной работе учащихся над языком, в частности в виде составления аннотаций и планов по прочитанным текстам[10,с.295].

Из данного материала следует выделить, что письмо — сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Различают письменную речь и письмо. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражений. Под письменной речью – книжный стиль. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь это процесс выражения мыслей в графической форме.

 

      1. Психофизиологическая и лингвистическая характеристика письменной речи

 

Прежде всего, следует отметить, что, по мнению психологов, письменное кодирование информации на любом языке представляет собой достаточно сложную деятельность. При собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит, во-первых, из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения, и, во-вторых, из перевода звукового кода в графический. Первый момент представляет собой разнообразную и сложную деятельность: «программирование грамматико-семантической стороны высказывания, грамматическая реализация высказывания и выбор слов, моторное программирование компонентов высказывания (синтагм), выбор звуков, выход». Эта деятельность при выражении мыслей на письме дополняется ассоциированием элементов звукового сообщения и тех или иных графем, и двигательной деятельностью, сопровождаемой проговариванием во внутренней речи. В тех случаях, когда мы списываем с текста или записываем воспринятое на слух, первым элементом будет не кодирование собственного сообщения, а декодирование речевого произведения, воспринятого на слух или зрительно. Таким образам, во всех случаях пользования письменной речью имеют место два этапа пользования кодом данного языка: 1) кодирование или декодирование, в результате чего создается упражнение в звуковом коде и 2) кодирование с помощью графического кода[10,с.296].

В своём развитии письменная речь стоит после внутренней, предполагая её наличие. Вполне понятно, что механизмы письма базируются на механизмах говорения. Это хорошо видно на схеме, где УР – устная речь, ВР – внутренняя речь, ПР – письменная речь: УР ═ ВР ═ ПР.

По обратным стрелкам видно влияние письма на устную речь.

Процесс письма как процесс перекодирования звуковой речи в графическую базируется на следующих ассоциациях: значение (А), звуковой образ (В), графический образ (С): А→В→С.

Ассоциация А→В принадлежит собственно говорению, ассоциация В→С есть то, что надлежит создать, точнее, придать ассоциации А→В в процессе обучения письму. Мы говорим «придать», так как обучение письму покоится на сформированных в определённой степени навыках говорения. По мере усвоения графических образов речи функцию контроля за речью берёт на себя главным образом зрительный, а не слуховой анализатор.

Скорость написания, естественно, меньше скорости произнесения, поэтому изложение мыслей в письменной форме отстаёт от внутреннего проговаривания. Это создаёт предпосылки для более тщательного продумывания языковой стороны речи [13,с.213].

Письмо как дистантная форма общения рассчитано на реципиентов, не связанных с автором письменного  текста общностью языковых средств  и ситуаций непосредственного общения, оно лишено и паралингвистических  средств, которые значительно облегчают  устное общение. С учетом вышесказанного письменный текст должен быть развернутым, логичным, точным и последовательным, с более тщательным отбором лексических и грамматических средств.

Отсутствие партнера по общению и соответственно жестов, мимики и др. накладывает отпечаток на выбор языковых средств и знаков пунктуации, которые выполняют роль «заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи». Используя пунктуационные знаки, пишущий обращает внимание реципиента на те факты, которые он считает особо важными. Наиболее часто употребляются с этой целью восклицательные знаки со скобками — «приглушенная восклицательность». Восклицательный знак обладает, по мнению некоторых авторов, сходством с лексическими средствами, с выражениями типа: обратите внимание, еще раз повторяю /подчеркиваю и т.д. Разные оттенки дополнительной информации передаются с помощью многоточия, двух восклицательных знаков, сочетанием восклицательного знака с вопросительным и т.д. Все перечисленные средства употребляются для облегчения адекватного понимания письменного текста реципиентом. Текст как продукт письма должен обладать следующими особенностями:

  • композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;
  • единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;
  • соотнесенностью заголовка с содержанием;
  • индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента;
  • предметным содержанием;
  • коммуникативными качествами;
  • монообъектными или полиобъектными связями.

Письмо — процесс  более медленный, в отличие от говорения, так как при порождении текста пишущий может изменить первоначальный замысел, скорректировать содержание, дополнить или видоизменить его[22].

Прежде всего, следует отметить, что при собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит, во-первых, из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения, и, во-вторых, из перевода звукового кода в графический. Скорость написания, естественно, меньше скорости произнесения, поэтому изложение мыслей в письменной форме отстаёт от внутреннего проговаривания. Отсутствие партнера по общению и соответственно жестов, мимики и др. накладывает отпечаток на выбор языковых средств и знаков пунктуации, которые выполняют роль «заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи».

 

    1. Различия между письменной и устной речью

 

Между говорением и письмом есть существенные различия и в психологическом, и в лингвистическом планах.

Прежде всего, следует отметить отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи. Говорящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, это регулирует его речь; пишущий может эту реакцию лишь предугадать, поэтому его речь более обоснованна, развернута.

Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это также заставляет его описывать всё более полно, иначе он будет неверно понят[13,с.211].

Написанный текст, предъявленный читателям, уже не подлежит изменениям. К нему можно обращаться раз за разом, и его содержание будет неизменным. Читающий данный текст может сам выбирать стратегии и скорость чтения, перечитывать его, даже справляться о значении незнакомых слов в словаре и т.д.! Устный текст мимолетен. Говорящий, как правило, не повторяет сказанное дословно, а слушающий должен приспосабливаться к его манере речи и языку. Мы подробно рассматривали объективные сложности аудирования, так что нет необходимости возвращаться к ним снова.

В устной речи автор, может позволить себе определенную избыточность: повторы, паузы-хезитации, многочисленные отступления, иногда не столь необходимые, навеянные мгновенными ассоциациями, вводные слова и т. д. Письменный текст более сжат, а отсюда и более плотен информативно.

Попробуйте устно объяснить, как пользоваться вашей швейной машинкой или каким-либо электроинструментом. Сравните ваше устное описание с письменной инструкцией по использованию, где каждый шаг будет предельно четко и лаконично расписан[19,с.189].

Пишущий лишён возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства[13,с.211].

Автор письменного текста работает автономно, далеко не всегда знает свою аудиторию, в то время как говорящий имеет непосредственный контакт с ней, мгновенно получает обратную связь и может по ходу корректировать свой текст.

Письменный текст композиционно гораздо более структурирован и организован, поскольку автор имеет возможность его неоднократно редактировать в процессе создания до окончательного предъявления своим, читателям. Устный текст спонтанен. Говорящий часто импровизирует, внося изменения, исправления, подчас теряя логику изложения и цельность речевого произведения[19,с.189].

Говорящий чаще всего находится в условиях дефицита времени, пишущий во времени практически не ограничен, поэтому его внимание направлено не только на содержание, но и на форму. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько адекватно использованная форма передаёт задуманное содержание, смысл. Пишущий часто пользуется, так сказать, долгосрочным планированием своей речи, от чего она более логична. Он может подобрать точное слово, разнообразить лексический состав своей речи.

Пишущий не может использовать жесты, мимику, не может недоговаривать фразы, поэтому его речь грамматически оформлена всегда более строго[13,с.211].

Письмо далеко не всегда и отнюдь не сразу начинают использовать для решения макроцелей. Оно может использоваться и для решения более частных микрозадач чисто учебного значения. При обучении лексике, грамматике, фонетике невозможно обойтись без записей слов, списывания структур, правил и т. д. При формировании навыков аудирования и чтения письмо используется для фиксирования ключевой информации, заполнения пропусков, подготовки к восприятию информации. Выполнение многих заданий по формированию чисто речевых навыков устной речи также невозможно без использования навыков письма. При этом письмо является не целью, а лишь средством обучения[19,с.189].

Между говорением и письмом есть существенные различия. Прежде всего следует отметить отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи. Написанный текст, предъявленный читателям, уже не подлежит изменениям. Далее хочется отметить, что в устной речи автор, может позволить себе определенную избыточность, в то время как письменный текст более сжат, а отсюда и более плотен информативно. Письменный текст композиционно гораздо более структурирован и организован. Пишущий лишён возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства. Изучив определенную литературу, мы приходим к выводу, что письменная и устная речь имеют очень много различий, но помимо этого они также имеют очень много точек их соприкосновения.

Информация о работе Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы