Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является показать приёмы взаимосвязанного обучения монологической и письменной речи.
Следующие задачи были поставлены для достижения цели:
— раскрыть понятие речевой деятельности;
— подробно изучить письменную и устную речь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Речевая деятельность и её виды……………………………………………. 5
1.1 Общая характеристика речевой деятельности…………………………..... 5
1.2 Устная речь как вид речевой деятельности…………………………........ 8
1.2.1 Лингвистическая характеристика монологической речи…………….. 10
1.3 Письменная речь как вид речевой деятельности………………………... 13
1.3.1 Психофизиологическая характеристика письменной речи…………… 15
1.4 Различия между письменной и устной речью………………………....... 17
2.
Заключение……………………………………………………………………. 42
Список использованных источников………………………………………... 44

Работа содержит 1 файл

организация урока англиского языка.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Однако в преподавании иностранных языков письменные упражнения нередко направляются на развитие устной речи учащихся. Поэтому письмо может рассматриваться как средство упрочнения навыков устной речи. Иногда  оно может играть активную, формирующую роль в развитии этих навыков. В настоящее время в методической литературе подчеркивается органическая связь между письменной и устной речью. В основе этой связи лежат общность коммуникативной функции обоих видов речи, используемого языкового материала, некоторых закономерностей внутренней речи. Отсюда делается вывод о том, что обучение устной и письменной речи должно быть взаимосвязанным.

Как и любое обучение, взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи имеет свои цели. Главной целью является совершенствования умения создавать монологические высказывания типа рассуждения и обогащение речи вариантными речевыми оборотами. Ещё одну цель можно выделить при взаимосвязанном обучении монологической и письменной речи на старшем этапе школы: формирование умения совершенствовать написанное. Оно базируется на развитии у школьников способности эффективно регулировать свои психические процессы: контролировать логику изложения мыслей, своевременно устранять ошибки и недочёты, как в содержании, так и в языковом оформлении текста. Поэтому детей учат осуществлять речевой самоконтроль, то есть самостоятельно находить и исправлять те ошибки, которые возникают в процессе мыслительной подготовки текста при переходе внутренней речи во внешнюю. Так же следует отметить, что взаимосвязанное обучение имеет и свои определённые приёмы, которые подробно рассмотрены во 2 главе.

Устная речь не представляет собой обособленный, какой-то частный случай или вид речи, а образует основу, самую сущность взаимного общения людей посредством языка. И письменная речь поэтому вовсе не исключает и не заменяет собою речь устную, что, безусловно, имело бы место, если бы устная речь и речь письменная действительно представляли собой различные виды речи. Письменная речь есть не что иное, как филированная особым образом устная речь. С помощью графических символов (букв) в письменной речи фиксируются звуки устной речи. Звуки устной речи возможно фиксировать так же и с помощью технической аппаратуры, однако воспроизведение речи с помощью, например, магнитофона никто не признает за особый вид речи. Точно таким же образом нельзя и письменную речь считать особым видом речи, потому что в письменной речи только фиксируется устная речь. Именно поэтому устная речь без письменной может существовать, а письменная речь без устной существовать не может. Когда мы читаем (воспринимаем и понимаем) чужую письменную речь, то мы всегда проговариваем (вслух или про себя — во внутренней речи) находящиеся в тексте слова и предложения. А когда мы пишем, собственноручно излагаем свою мысль на бумаге, то предварительно также обязательно проговариваем то, что собираемся написать. Устная и письменная речь — это как бы двухэтажное здание: первый этаж — устная речь, а второй этаж — письменная речь. И как не может существовать второй этаж здания без первого, так не может быть и письменной речи без устной. Выходит, что письменная речь связывается с мышлением не обособленно, не независимо от устной речи, а только через устную речь. Письменная речь поэтому не особый вид речи, а второй, более сложный этап в развитии умения пользоваться языком. Устную речь и речь письменную следует называть поэтому не видами речи, а ее основными формами, причем форма письменной речи должна рассматриваться в качестве более сложной формы, потому что она включает в себя  форму устной  речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Андреасян, И.М. О роли письма в обучении устной связной речи учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка / И.М.Андреасян // Исследование системных свойств языка и их использование в методике обучения иностранным языкам: сб. науч. статей. – Мн.: МГПИИЯ, 1984. – 234с.
  2. Введенская, Л.А. Культура речи: учеб. пособие / Л.А.Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448с.
  3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д.Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192с.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухов. – М.: Издательство Московского университета,1981. – 400с.
  5. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРАМ, 2008. – 70с.
  6. Грузинская, И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе / И.А.Грузинская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1947. – 223с.
  7. Жолудь, О.Л. Коммуникативный метод: взаимосвязь устной практики и письменной креативной деятельности / О.Л.Жолудь, П.А.Лысюк // Лингвистические и методические проблемы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы междунар. науч.-практ. конф., 28-29 января 1999г. / Минск. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 260с.
  8. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А.Зимняя. – М.: просвещение, 1991. – 222с.
  9. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие / Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М.Еналиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264с.
  10. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И.Гез [и др.]. – М.: Высш. Школа, 1982. – 373с.
  11. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А. Маслыко [и др.]. – 5-е изд. – Мн.: Выш.шк., 1999. – 522с.
  12. Пассов, Е.И. основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И.Пассов. – М.: Русский язык, 1989. – 276с.
  13. Практика английской речи = English speech practice: 1-й курс: учеб. пособие для студентов специальности “Современные иностранные языки” учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.В.Фастовец [и др.]; под ред. Р.В.Фастовец. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 480с.
  14. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287с.
  15. Сидоренко, Г.И. Короткие рассказы для чтения и обсуждения: Short stories to read and discuss: учеб. пособие / Г.И.Сидоренко, И.А.Клыс,; под ред. В.А.Симхович. – 4-е изд. – Мн.: Лексис, 2003. – 247с.
  16. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239с.
  17. Старков, А.П. Английский язык: учеб. пособие для 10 класса средней школы: книга для чтения / А.П.Старков, Б.С.Островский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 207с.
  18. Фастовец, Р.В. Практика английской речи = English speech practice: 2-й курс: учеб. пособие для студентов специальности “Современные иностранные языки” учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.В.Фастовец, Т.И.Кошелева, Е.В.Таболич; под ред. Р.В.Фастовец. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 400с.
  19. Хведченя, Л.В. Практический курс современного английского языка. В 2 ч. Ч.1.: учеб. пособие / Л.В.Хведченя. – 3-е изд. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 285с.
  20. Хведченя, Л.В. Практический курс современного английского языка. В 2 ч. Ч.2.: учеб. пособие / Л.В.Хведченя. – 3-е изд. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 317с.
  21. Чуйков, Б.Т. Об одном из аспектов сочетания работы над устной речью с работ

Информация о работе Взаимосвязанное обучение монологической и письменной речи на старшем этапе школы