Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Факты приобретают научную  ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с  другими фактами.

 

 

 

 

50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

 

 

Методологией называется учение о методах познания и преобразования действительности.

Методом называется система  регулятивных принципов преобразующей, практической, познавательной, теоретической  деятельности.

Методикой называются конкретные приемы, средства получения и обработки  фактического материала. Методика основана на методологических принципах и  производна от них.

Метод находится в неразрывной  связи с теорией, что находит  свое выражение в методологической роли научных законов. Решение многих конкретных задач предполагает в  качестве необходимого условия некоторые  общие философские методы, отличительная  особенность которых – универсальность.

К таким методам относятся: законы и категории диалектики; наблюдение и эксперимент; сравнение; анализ и  синтез; индукция и дедукция и др.

Философские методы – это  приемы исследования объектов с точки  зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, по-особому  проявляющихся в зависимости  от специфики объекта. При этом каждый метод дает возможность познавать  лишь какие-то отдельные стороны  объекта. Отсюда возникает необходимость  во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено, кроме всего прочего, тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

Сравнительно-исторический метод – это установление различия и сходства предметов.

Сравнение – необходимый  прием познания, но он лишь тогда  играет важную роль в практической деятельности человека и в научном  исследовании, когда сравниваются действительно  однородные или близкие по своей  сущности вещи.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство:

– тех или иных животных;

– определенных языков;

– народов;

– некоторых религиозных верований;

– художественных методов;

– закономерностей развития общественных формаций и др.

Анализ и синтез. Анализом называется мысленное разложение предмета на составляющие его части или  стороны. Синтезом называется мысленное  объединение в единое целое элементов, расчлененных анализом.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстрагирование  – это выделение с помощью  мысли:

– какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами;

– какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств;

– какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Абстрагирование – это  необходимое условие возникновения  и развития любой науки и человеческого  мышления вообще.

Важной частью научного познания мира является идеализация как специфический  вид абстрагирования.

Идеализация – образование  с помощью мысли абстрактных  объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить  их практически.

Обобщение – мысленный  процесс перехода от единичного к  общему, от менее общего к более  общему.

Процесс ограничения –  мысленный переход от более общего к менее общему.

Способность человека к абстракции и обобщению имеет большое  значение в познавательной деятельности, в общем прогрессе материальной и духовной культуры человечества.

 

 

 

 

51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

Гносеология – учение о  познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается  вместе с развитием человека и  человечества.

Теория познания в древневосточной  философии целиком подчинена  этико-управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса  в конфуцианстве поставлены:

1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»?

Мыслители древневосточной  философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого  и прилежного обучения. Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало.

Согласно философии Древнего Востока учиться нужно жизни, а именно умению жить среди людей. Философы того времени под словом «знание» подразумевали прежде всего  практическое, жизненное знание, а  не отвлеченные абстрактные постулаты  об устройстве мироздания.

В древневосточной философии  были поставлены важнейшие гносеологические проблемы:

– соотношение чувственного и рационального в познании;

– субординация мышления и языка.

В гносеологии Древнего Востока  существует три метода познания:

– чувственный;

– рациональный;

– мистический.

Два первых метода – чувственный  и рациональный – предполагают, что есть «некто», желающий познать  «нечто». В процессе познания «некто»  приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию.

Мистический (сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто». Часто этот процесс возможен лишь в ходе целенаправленной медитации. Перед медитацией познающий субъект должен навести порядок в душе: затушить страсти, которые мешают сосредоточиться, самодисциплинироваться, ориентировать себя на высшие цели.

Основные мысли древневосточной  философии:

– мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части;

– большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией;

– познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы;

– познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями;

– включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма;

– логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.;

– движение представлялось в виде циклов. Познание истины опирается на интеллект и опыт, в основании которого лежат чувства. Согласно убеждению мыслителей Древнего Востока, истина постигается в процессе созерцания, понимаемого как тождественность познанию. По их мнению, истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны.

Оторванность древневосточной  философии от конкретных научных  знаний привела к тому, что в  объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими  идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире и т. д.

 

 

 

 

52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА

 

 

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель.

Парменид написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.

С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.

Он разделил философию:

– на философию истины;

– философию мнения.

Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства.

Но при этом Парменид не отказывается от чувственного мира. Во второй части поэмы «О природе» он утверждает, что рядом с миром истины необходим мир мнения, потому что без него невозможно мышление.

Один и тот же мир, по мнению Парменида, взятый в двух его измерениях – человеческой повседневности и умопостижения, – раздваивается:

– на мнение смертных;

– истину.

Согласно учению Парменида, все, что окружает человека, – условности.

Демокрит (около 460 – около 370 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-плюралист, основатель атомизма. Демокрит превосходил многих философов своего времени богатством знаний, остротой и логической правильностью своего учения.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Демокрит называл атомами не только физические частицы, но и единицы ума, а пустоту – глупостью.

Демокрит предложил научный метод познания, который был основан на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала.

Ощущения, согласно Демокриту, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.

Вселенная, как утверждал  Демокрит, строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит видел объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.

По мнению Демокрита, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мечущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Мышление, согласно Демокриту, является физическим процессом.

Демокрит объяснял процесс познания с диалекти-ко-материалистической стороны.

Согласно Демокриту, мир познается за счет чувств и разума. Но эти два познания несравнимы между собой.

Демокрит разделил знание:

– на темное (чувственное познание – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух и др.);

– светлое (истинное, рациональное познание – мышление, разум).

Чувственное (темное) познание, по мнению Демокрита, является приблизительным, относительным, частичным. Мыслительный процесс, рациональное познание выступает дополнением к чувственному, когда человек силой мысли может проникнуть за мир видимый, постичь всеобщее и закономерное.

Благодаря Пармениду и Демокриту, философия начала интенсивное развитие, ее главной целью стал вопрос о человеке и его месте в мире. Оптимизм в вопросах познания сменился скептицизмом.

 

 

 

 

53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

 

 

Платон (427–347 гг. до н. э.) – величайший мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру, он полагал, что задачей философии является познание вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По словам Платона, философами не становятся, философами рождаются.

Платон любил философию: все философствование этого мыслителя  – выражение его жизни, а его  жизнь – выражение его философии.

Основная идея Платона: чувственное  восприятие не дает постоянного знания, т. е. доставляет только мнение, а вовсе не уверенность.

По мнению Платона, космос – это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими  общие закономерности.

По учению Платона, мир  по природе двойствен, он делится:

– на видимый мир изменчивых предметов;

– невидимый мир идей.

Идея является центральной  категорией в философии Платона. Идея вещи – это нечто идеальное. Идея является смыслом и сущностью  вещи.

Высшей идеей называется идея абсолютного добра, мировой  разум, ей подобает название разума и  Божества.

В платоновском учении о познании недооценивается роль чувственной  ступени познания. Философ полагал, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для  познания истины «закрыть глаза и  заткнуть уши», дав простор разуму.

Платон рассматривает  познание с позиций диалектики. Понятие «диалектика» происходит от слова «диалог» – искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит, спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. Диалектика – это искусство думать, думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектики:

– единого и многого;

– тождественного и иного;

– движения и покоя и т. д.

Философия природы Платона  тесно связана с математикой. Платон исследовал диалектику понятий, что имело большое значение для  последующего развития логики.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"