Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:35, реферат
Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...........…...…...3
1. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ………………………………..…….......…....5
1.1 Понятие избирательной системы …………………………….………...........5
1.2 Понятие и принципы избирательного права ………………………...........8
2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ………………………...…................12
2.1Общая характеристика мажоритарной системы ………………...........…...12
2.2 Правовой анализ пропорциональной системы ……….…………..............17
2.3 Система единственного передаваемого голоса…………………………..24
2.4 Смешенная система…………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………............27
Список Литературы ……………………………….................................…….30
Приложение …………………………………………………………........……32
Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.
Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.
Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.
Система
распределения голосов зачастую непонятна
плохо информированным избирателям, и
это может сделать систему пропорционального
представительства непопулярной.
2.3. Система единственного передаваемого голоса
Эта система в теории считается самой справедливой, так как позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако ее распространению препятствует определенная техническая сложность определения результатов выборов.
В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого голоса, то есть каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего - вторую и так далее. Формально он не связан партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует.
После установления общего числа проголосовавших или общего числа действительных бюллетеней определяется избирательная квота. Затем бюллетени раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются избранными. Однако обычно такие кандидаты получают сверх квоты определенный излишек голосов, который им не нужен. Этот излишек передается кандидатам, не получившим квоты, в соответствии со вторыми предпочтениями. Вопрос: какие же именно бюллетени надо передать?
Например, квота составляет 2700 голосов. Кандидат А получил 3700 первых предпочтений. У него 1000 лишних голосов. Из всех его 3700 бюллетеней в 370 (10 %) второе предпочтение отдано кандидату Б, а в 740 (20 %) - кандидату В. Что касается остальных бюллетеней, то там второе предпочтение либо отдано кандидатам, также получившим квоту, либо никому не отдано. Поэтому из 1000 лишних голосов 100 (10 %) отдаются кандидату Б, а 200 (20 %) - кандидату В. Если, скажем, кандидат В тем самым добрал голоса до квоты, он также считается избранным.
Если после того, как распределены излишки голосов, остались незамещенные мандаты и неизбранные кандидаты, исключаются неизбранные кандидаты, получившие наименьшее число голосов, а бюллетени, в которых им отдано первое предпочтение, передаются другим кандидатам в соответствии со вторыми предпочтениями подобно тому, как делается при альтернативном голосовании.
По
этой системе избирается, например, верхняя
палата индийского Парламента - Совет
штатов. Однако надо иметь в виду, что голосуют
там не избиратели, а депутаты законодательных
собраний штатов. Поэтому все подсчеты
производятся весьма квалифицированными
людьми.
2.4.
Смешанные системы
Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов Государственной Думы.
Половина состава Государственной Думы (общий состав 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства. Вторая половина депутатов Государственной Думы избирается на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
По результатам голосования депутатские мандаты распределяются между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил:
1) подсчитывается сумма голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу за общефедеральные списки кандидатов тех избирательных объединений, которые оказались допущены к распределению мандатов. Данная сумма делиться на 225 - число депутатских мандатов, которые распределяют по этому округу. Полученный результат - это первое избирательное частное;
2) число действительных голосов, полученное каждым общефедеральным списком кандидатов, которые участвовали в распределении депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий общефедеральный список кандидатов;
3) в случае, когда после произведенных действий в соответствии со вторым правилом, остаются не распределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Не распределенные мандаты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть, т.е. остаток числа, полученного в результате деления. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, который зарегистрировался раньше.
Если общефедеральный список при регистрации был разбит на региональные группы, то затем производится распределение мандатов внутри списка - этими группами и кандидатами, не включенными ни в одну из групп. На первом этапе такого распределения устанавливается число кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам. Указанным кандидатам полученные списком мандаты переходят в первую очередь.
Оставшиеся
не распределенными внутри списка мандаты
распределяются в точности по изложенным
выше правилам. С той разницей, что в правиле
№ 1 делиться общее число голосов, полученных
списком, на число оставшихся не распределенными
внутри этого списка мандатов. По правилу
№ 2 на избирательное частное делиться
число голосов, поданных за каждую региональную
группу в соответствующем субъекте РФ
или группе субъектов РФ. Дальнейшее действия
аналогичны. Если при этом в одной или
нескольких региональных группах не оказалась
должного числа кандидатов, то оставшиеся
не распределенные мандаты распределяются
среди остальных региональных групп по
тем же правилам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я попытался раскрыть понятие избирательной системы, выяснить какие виды избирательных систем существуют, как соотносятся понятия «избирательной системы» и «избирательного права».
Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
Конституция- это основной закон, который закрепляет основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. Конституции не должны противоречить никакие нормативно-правовые акты. И как раз таки, в Конституции РФ и закреплены наши основные права. В том числе и политические права. Мы имеем право, избирать, и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На мой взгляд, избирательная система не может существовать без избирательного права. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Понятия « избирательная система» и «избирательное право» по сути, носят собирательный характер. Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:
а) порядок избрания Президента РФ,
б) порядок избрания депутатов Государственной Думы,
в) порядок избрания глав администраций субъектов РФ,
г) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,
д) порядок избрания органов местного самоуправлении
Избирательная система употребляется в широком и узком смыслах. В данной работе были исследованы теоретические аспекты избирательной системы в узком смысле.
Итак, самые распространенные избирательные системы (в узком смысле): мажоритарная система и пропорциональная система, а также смешанная система. Каждая, из которых, подразделяется на свои подсистемы. Мажоритарная система на: мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства. В свою очередь пропорциональная система подразделяется на: пропорциональное представительство политических партий и полупропорциональную.
Каждая из этих систем имеет свои плюсы и минусы. Однозначно нельзя сказать какая система лучше. Каждое государство выбирает, какая система ему больше подходит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации 12.12.93 г.
Федеральный закон от 19 сентября 1997г. « Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Федеральный закон от 26 ноября 1996г. « Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Федеральный
закон от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации».
2.
Научная, учебная литература:
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Норма-Инфра-М, 2001.
Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., Бек, 2002.
Габричидзе Б.Н., Елисеев В.Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М., 2001г.
Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран Восточной Европы и Азии: Учебник. - М.: Зерцало, 2000.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003
Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.,2001г.
Комментарий к Конституции РФ (под редакцией Кудрявцева Ю.В.). М.,Фонд «Правовая культура». 1996г.
Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995г.
Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М., Норма. 2000г.
Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право РФ. М., 2003г.
Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс. 2003г.
Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право РФ. М., 2003г.
Чиркин В.Е. Конституционное право России. Практикум. М.,2000г.
Приложение 1
ВИДЫ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ