Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Билеты по политологии и товаровед..docx

— 145.09 Кб (Скачать)

«Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и  ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты К. Маркс находил в абсолютной монархии в Европе, и особенно в  бонапартических режимах XVII–XIX вв. во Франции.

Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества. Она привела  к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и  организацию, сделав технически возможной  систематическую идеологическую обработку, тотальное «промывание мозгов»  и всеобъемлющий контроль за личностью. На этой ступени развития в ряде стран появились мощные монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. 
 
 
 
 

 

Билет № 34

Предпосылки тоталитаризма, его  основные черты и  разновидности.

Общие предпосылки  тоталитаризма достаточно разнообразны. Это — индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий  и их срастание с государством (с этой точки зрения тоталитаризм — всеобщая государственная монополия); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн; массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.

Для тоталитаризма  характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя  нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как  политических противников. Этот строй  устраняет общественное мнение, заменяя  его официальными политическими  оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется  политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются  индивидуальность, оригинальность в  мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а  также низменные инстинкты: классовая  и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство

Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая  расслабления, утраты бдительности.

В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, виды обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.(разновидности).

Исторически первой и классической формой тоталитаризма  стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты  этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности  и, следовательно, всякой автономии  личности, абсолютную власть государства.

Вторая разновидность  тоталитарных политических систем —  фашизм. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение  коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности.

Третья разновидность  тоталитаризма — национал-социализм. Национал-социализм имеет родство  с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение “товарищ”. В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти — ненависть национальная и расовая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 35

Особенности авторитарных политических систем.

В самом общем  виде за авторитаризмом закрепился облик  системы жесткого политического  правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого важнейшими политическими институтами в  обществе являются дисциплинарные структуры  государства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы), а равно  и соответствующие им средства обеспечения  политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые  и массовые репрессии, механизмы  жесткого контроля за поведением граждан). При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом.

Выборы или другие процедуры, направленные на выявление  общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.

склонность к авторитарным методам правления постоянно  подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.

Билет № 37

Проблемы  демократии в современной  России

Выборы стали менее  свободными, менее честными, правда, пока не менее частыми, хотя об этом тоже идет речь. Мы существенно потеряли в свободе выражения мнений. К  нам вернулся страх и люди начали бояться высказывать свою точку зрения не только в Москве, но и в регионах.

Не в полной мере совершенна и избирательная система, применяемая при формировании Государственной  Думы. В настоящее время половина депутатов Думы избирается по мажоритарной системе относительного большинства/Другая половина депутатов избирается по пропорциональной избирательной системе

следует учитывать, что партийная система в России еще не сформировалась; практически  отсутствуют крупные политические объединения, пользующиеся поддержкой значительного числа населения. Мажоритарную систему относительного большинства лучше заменить на мажоритарную систему абсолютного большинства - это несколько усложнит избирательный процесс, произойдет его удорожание, однако позволит более полно отразить мнение избирателей, повысить профессионализм Парламента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 36

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа"Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном: правление народа, избранное народом и для народа.

Сущность:1.) Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.   2.) Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.  3.) Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.4 )Гарантия основных прав человека.  5.)Гражданские права  6.)Политические права 7.)Социальные и экономические права.

Теории:Идентитарные теории демократии исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого

Конкурентная теория демократии исходит из признания  возможного несовпадения интересов  различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и  складывается политическая воля. Основой  для соглашения считается принцип  большинства, но признается, что меньшинство  имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

Мажоритарная теория исходит из классического представления о демократии Правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямым формам, а правительство обязано реагировать на мнение народа. В свою очередь, граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, избирать мудрых и компетентных, вновь переизбирая их или отказывая им в доверии.

Плюралистическая  теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей  на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление  народа, действующего через конкурирующие  групповые интересы

Теория полиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии, где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять.

Теория консенсуальной демократии.Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель, по мысли ученого, может быть эффективна в многосоставных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов. 
 
 
 

Билет № 38

Политическая  культура: содержание понятие и структурные  элементы.

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних уче­ных она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают сово­купность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя поли­тическое поведение, но реализуется через него.

Политическая культура — это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и  воспроизводством их в ходе текущей  политической жизни.

Содержание политической культуры, ее структура состоит из следующих элементов:

Общезначимых политических знаний, которые скла­дываются из теоретических, т.е. научных знаний, и практи­ческих знаний, получаемых на основе текущей информации.

Культуры политического  мышления — умения пра­вильно ориентироваться в обстановке, акцентировать вни­мание на главном в политической жизни, способности ана­лизировать и систематизировать сведения, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение о своем отношении к ним и своем участии в них.

Культуры политических чувств — выдержке, хладно­кровии, настойчивости, энергичности, сострадании, радости или наоборот — злобы, неприятия, жестокости, грубости

Культуры политического  поведения, деятельности, которые складываются под влиянием политических тради­ций в обществе, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 39

Типология политической культуры, и ее функции.

типология политической культуры Алмонда и Вербы, в соответствии с которой можно выделить три «чистых» типа политической культуры:

Патриархальный тип  политической культуры, который свойственен  обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют специализированные политические роли и интерес граждан  к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных. Общество с такой культурой отличает аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела общины, семьи. Исторически патриархальная культура рассматривается как тип характерный для доиндустриального общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"