Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Билеты по политологии и товаровед..docx

— 145.09 Кб (Скачать)

Подданнический тип  политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется пассивным  отношением к политической системе, человек в этой системе уважает  авторитет правительства, и пассивен в политической жизни. Система государственной  власти имеет отлаженный механизм установки  норм, ценностей, выдачи директив, которым  все обязаны подчиняться под  страхом наказания, лишения благ. В таком обществе доминируют связи  типа «сверху – вниз». Подданнический тип политической культуры рассматривается  как тип, свойственный периоду феодализма или индустриальному тоталитарному  обществу.

Активистский тип  политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного или  негативного отношения к ее элементам  или к системе в целом. Этот тип культуры соответствует постиндустриальному  демократическому обществу.

Поскольку любая  типология является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории,а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д.

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и  характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них  являются:

познавательная функция  – формирование у граждан необходимых  общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

интегративная функция  – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом  политического строя.

коммуникативная функция  – установление связи между участниками  политического процесса по горизонтали  и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также трансляция элементов  политической культуры от поколения  к поколению и накапливание политического  опыта;

функция обеспечения  социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;

нормативно-регулятивная функция – формирование и закрепление  в общественном сознании необходимых  политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения.

воспитательная функция (функция политической социализации) – формирование личности, гражданина. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 40

Особенности авторитарных политических систем.

общие особенности  российской политической куль­туры:

1) приоритет интересов  государства и коллектива перед  интересами от­дельного индивида;

2) признание решающей  роли государства в решении  общественных проблем, надежда  на защиту и опеку с его  стороны;

3) традиционное патриархальное  отношение к власти, персонифициро­ванное ее восприятие (то есть в связи с определенными фигурами - носителями), высокие требования к моральному облику руководителей (честность, беско­рыстие, самоотверженность и др.);

4) надежда на призванного  разрешить все проблемы сильного  лидера - вождя, царя, военного диктатора  и т. д.;

 5) недооценка и недопонимание роли парламента и иных представи­тельных органов в общественной жизни, подсознательное отождествление власти только с исполнительными органами (президент, правительство и т. д.) – и как следствие этого низкий уровень культуры самих парламентариев;

6) неуважение к  единым законам государства, предпочтение  им мест­ных законов, традиций и обычаев;

7) характерная для  представителей практически всех  политических сил и идеологий  непоколебимая уверенность в  правоте собственных идей и  принципов, и нетерпимость, агрессивное  неприятие чужих;

8) склонность к  стихийным формам политического  протеста и бунтам, и одновременно  неспособность к сознательному  и организованному граж­данскому действию.

В целом, современная  российская политическая культура является внутренне расколотой, в ней преобладают  нормы и ценности патриархальной культуры в смешении с некоторыми элементами современной гражданской  культуры и отсутствуют способные  консолидировать общество смысловые  и ценностные «ядра», что способствует ее расчлененности на несколько не­примиримых политических субкультур (консервативно-коммунистическую, радикально-реформаторскую, национал-сепаратистскую).

Очевидно, что подобный тип политической культуры вряд ли может способствовать нормальному  и устойчивому функционированию и развитию политической системы, а  также цивилизованному протеканию политического процесса.

Билет № 46

Управление  политическими конфликтами.

поиск технологий регулирования  конкурентных взаимоотношений неизбежно  опирается на решение ряда универсальных  задач:

- воспрепятствовать  возникновению конфликта либо  его разрастанию и переходу  в такую фазу и такое состояние,  которые значительно увеличивают социальную цену за его урегулирование;

- вывести все теневые,  латентные, неявные конфликты  в открытую форму с тем, чтобы  уменьшить неконтролируемые процессы  и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных  потрясений, на которые невозможно  будет правильно и оперативно  отреагировать;

- минимизировать  степень социального возбуждения,  вызываемого течением политического  конфликта в смежных областях  политической (общественной) жизни,  чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию. 
 
 
 
 

Билет № 44

Типология политических конфликтов, их функции.

Типология конфликтов

По  характеру противоречий

* Антагонистические;

* неантагонистические

По  сферам проявления

* Экономические;

* политические;

* межнациональные;

* международные

По  времени действия

* Затяжные;

* скоротечные

По  интенсивности

* Слабые;

* сильные

По  масштабам действия

* Локальные;

* региональные

По  формам проявления

* Мирные;

* немирные

По  количеству участников

* Многосторонние;

* двусторонние

Являясь постоянно  действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить на позитивные и негативные.

Позитивные  функции конфликта:

Выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные  поставить ситуацию под контроль;

способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей;

ускоряет создание новых структур;

обеспечивает лучшее познание его участников

Негативные функции  конфликта:

Приводит к дезинтеграции  общества;

приводит к социальному  взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей;

приводит к осложнениям  межгосударственных, международных  отношений;

приводит к абсолютизации  вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, к установлению военной или другой диктатуры. 
 
 

Билет № 47

Средства  массовой информации, их роль в жизни  общества.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия  на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное  убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется  в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их

роль возрастает. А по эмоциональному воздейс т вию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

С уверенностью можно  выделить непосредственные аспекты, которые  связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция  и др. Но существуют также завуалированное, более глубокое влияние, которое  может быть незаметно на первый взгляд. Например, благодаря СМИ формируется  общественное мнение - состояние массового  сознания, заключающее в себе скрытое  или явное отношение различных  социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении  таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической  катастрофы, термоядерной, биологической  войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную  информацию, не противоречащую ценностям  общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся  мнение. Очень распространенный нынче  Интернет - порожденная технологиями СМИ система поиска и передачи информации, несомненно, приобрела  абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные  и применяемые на основе понимания  явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как  отдельно взятому человеку, так и  государственной системе в целом. Безусловно - это положительные стороны  влияния на общественное мнение и  человеческую деятельность. Одним же из отрицательных воздействий СМИ  является - пропаганда. Среди отрицательных  воздействий на сознание путем пропаганды является метод дезинформации. Смысл  в том, что в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет  известна правда - цель дезинформации  уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто используется в современных СМИ.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную  компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет  влиять на восприятие информации. Поскольку  метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс  восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления  под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют  всю подаваемую информацию, т.е. особым образом "подводят" ее под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа, думая что это единственный возможный верный путь восприятия реальности.

В последнее время  все чаще слышатся разговоры о  возрастании влияния СМИ не только на поведение, но и на сознание, на психику. Для многих людей подрастающего, развивающегося поколения, детей интернета, выросших на мультиках и компьютерных играх происходит подмена реально  существующей действительности на виртуальную. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал - расслабленным, готовым к приему информации. Но информация, к сожалению не всегда позитивна. Все что в этот момент поглощает сознание человека записывается на подкорку и становится практически своей мыслью. В дальнейшем, эта информация может во многом повлиять на поведение человека дома, в обществ, на работе. А подобное поведение, стереотип которого получен в крайне уязвимом состоянии психики не всегда является правильным.

Билет № 29

Современные теории элиты. Теория элитарной демократии.

Современные теории элиты

Бурно развивающиеся  научно-техническая и технологическая  революции, доступ к образованию  широких масс, заметное повышение  уровня жизни населения во многих странах мира, создание эффективных  механизмов обеспечения прав и свобод личности, возрастание роли СМИ создали  новые реальности, в которых формируются  и действуют политические элиты. Эти условия заметно изменили основания и способы распределения  политических ролей и функций, факторы  групповой сплоченности элиты, ее мировосприятие, ресурсы, обеспечивающие ее господство. Указанные процессы обусловили многообразие подходов, используемых для исследования реальной структуры власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"