Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Билеты по политологии и товаровед..docx

— 145.09 Кб (Скачать)

Политическое учение Макиавелли  было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта  государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях  участников политической жизни.

Государство Макиавелли рассматривал как некое отношение  между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.

В истории по его  мнению три силы : Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории. 

Основные  черты его учения:  
 
 1. Гуманизм: "Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории". 
 
 2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу. 
 
 3. Реализм: Описывал то, что есть. 

Основы  власти: 
 
 1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца. 
 
 2. Власть должна иметь социальную опору - народ.  
 
 3. Психологические основания. Народ должен любить и бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым. Правитель должен казаться великим человеком.

Целью государства  и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для  правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть  Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. 

Билет № 6

Политическое воззрения средневековых мыслителей (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Политическая мысль средневековья представлена прежде всего именами Августина Блаженного иФомы Аквинского,сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции.

Августин Блаженный (354-430 гг.)- виднейший представитель христианской политической м   ысли -внес особенно большой вклад в учение о разделениивласти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: “ГрадБожий” - церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, “Граду земному” - созданному людьми государству, котороерассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал засамостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в планевзаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону.Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом “земного града”является для Августина “христианское государство”, где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.

Аквинский (1226-1274 гг.) виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма теологии”. Он признавал егоположительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей онопределял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.

Билет №5

Политическое  воззрения мыслителей древнего мира (Демокрит,Платон,Аристотель,Цицерон)

Демокрит поставил вопрос о возникновении, общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту,— это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда. Идеальным, по мнению Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.

Суть учения Платона состоит в том, что он в качестве истинного бытия рассматривал не окружающий сто мир, не реальную политическую жизнь с ее многообразными формами проявления, а некие идеальные конструкции, умопостигаемый мир идей. Политические воззрения Платона изложены в его трудах «Государство», «Политик», «Законы» и других.

По Аристотелю, человек от рождения является политическим животным, высшей и всеобъемлющей формой общественной жизни является государство. Государство имеет естественные причины своего происхождения. Оно является союзом свободных граждан и представляет собой сложный организм, состоящий из различных элементов, выполняющих различные функции. Главная цель государства — воспитание граждан в нравственной добродетели и обеспечение их счастливой жизни. Гражданами, по Аристотелю, являются те люди, которые могут участвовать в законодательной и судебной деятельности данного государства. Рабы гражданами не являются. В молодом возрасте граждане должны выполнять военную функцию, в старости — политическую. Наиболее полезным слоем общества, полагал мыслитель, являются земледельцы, ибо они в следствие специфики своего труда и расселения на больших территориях не склонны излишне вмешиваться в дела управления государством.

Государство  Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». 
 
 Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 8

Т.Гоббс  и Дж.Локк о государстве и политике

Под государством Дж. Локк подразумевал «не демократию или какую-либо иную форму правления, а любое независимое сообщество.По мнению Дж. Локка, государство  представляет  собой совокупность   людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона  и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между  ними  и наказывать  преступников.  «Те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, куда можно обращаться, и которое наделено властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе; но те, кто не имеют такого общего судилища, я имею в виду – на земле, все еще находятся в естественном состоянии, при котором каждый, когда нет никого другого, сам является судьей и палачом, а это и есть совершенное естественное состояние» От  всех  прочих  форм   коллективности   (семей, господских владений) государство отличается тем,  что  лишь  оно  воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать  законы для регулирования и сохранения собственности, а также право  применять  силу общества для исполнения этих  законов  и  защиты  государства  от  нападения извне. 

Дж Локк считал, что в естественном состоянии индивиды обладают двумя видами власти. «Во-первых, это власть делать то, что он считает необходимым для сохранения себя и других в рамках закона природы.  Другая власть, которой обладает человек в естественном состоянии, – этовласть наказывать за преступления, совершенные против данного закона».От этих двух видов власти человек отказывался полностью и в пользу государства. Также он отказывался от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми обладал в естественном состоянии, с целью безопасности и процветания общества. 

Государственная модель общества, являясь способом выхода из «естественного состояния», обнаруживает тесную связь с понятием права, как  системы действующих норм. В свою очередь, категории «естественного права» и «естественный закон» становятся рациональными предпосылками идеи государства. Таким образом отличие естественного правопонимания Т.Гоббса от предшествующей ему традиции заключается в сосредоточение внимания на понятии формы права, а не на содержании нормы, которое определяется как условное, то есть субъективное.

В договоре Гоббс видит взаимодействие отдельных индивидов, которое имеет совершенно определенную цель – выход из состояния «войны всех против всех». А конкретнее, договор у Гоббса есть средство для достижения главной цели человеческого бытия – самосохранения. «Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни».Гоббс выдерживает твердую логическую последовательность своих рассуждений: с начала необходимо защитить жизнь, чтобы потом обратиться к достижению счастья.

Согласно Т. Гоббсу  договор заключает каждый человек с каждым, с целью делегировать часть своих прав другому лицу. Однако в случае возникновения суверенитета по модели государства на приобретении (то есть путем прямого подчинения), соглашение достигается между лицом подчиненным (под страхом смерти) и лицом подчиняющим. Здесь нет природного равенства, на котором настаивает Гоббс, а значит, нет основополагающего элемента договора. А именно появления суверенной власти в полном смысле этого слова. 
 
 
 
 
 

Билет № 26

Партийные системы и их разновидности.

Логика действий партий диктуется характером ее связей со своей средой, т.е. другими партиями В каждой стране партии образуют совокупность относительно стабильных связей. Эту структуру, совокупность взаимодействующих политических партий, стремящихся к установлению, удержанию и осуществлению власти, называют партийной системой. В состав партийной системы входят те политические партии, которые могут претендовать на власть и участвовать в ее реализации.

В политической науке  существуют различные классификации  партийных систем, среди которых  наиболее распространенны по количественному и качественному критерию. В пределах таких партийных систем существуют взаимосвязи и взаимозависимости, создаются партийные блоки, коалиции.

По  мнению Сартори существует семь типов партийных систем:

1.Однопартийные,характерные для авторитарных или тоталитарныхполитических режимов. 

2. Гегемонистская. Характерна для авторитарных или тоталитарных режимов.

3. Доминирующая система, характерная для демократических режимов, при которых существуют несколько партий.

4. Двухпартийная система, характерная, для демократического режима.

5. Система ограниченного плюрализма – довольно распространенна в современном мире партийная система, для которой характерно существование трех – пяти партий.

6. Поляризованная партийная система, при которой борьбу за власть ведут несколько партий (6 и более), которые образуют блоки и коалиции в период избирательной компании.

7. Автомизированная партийная система, для которой характерно наличие множества малочисленных и маловлиятельных партий.

Билет №  25

Типология политических партий.

Под типом партии в политологии понимается система  ее существенных признаков, в которых  выражаются социальная природа, идейная  основа, главная социально-ролевая  функция партии, особенности ее внутреннего  устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты  разных типов партий.

По  социальной направленности программы и деятельности:  
Социал-демократические;либерально-демократические;коммунистические;классовые;националистические;расовые;фашистские;религиозные;государственно-патриотические;народные.

По  идейным основаниям деятельности:

Доктринальные;прагматические;харизматические.

По  методам выполнения программы:

Революционные; реформаторские.

По  характеру политических действий: Реакционные;консервативные;умеренные;радикальные;экстремистские. 

По  представительству  в высших органах  государственной  власти и отношению  к официальной  политике: Правящие; оппозиционные.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"