Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Билеты по политологии и товаровед..docx

— 145.09 Кб (Скачать)

Четкое разграничение  государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях  государства Гоббсом, Локком, Руссо  и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются  не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и  неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного  взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей  безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимания как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Общими для  государства являются следующие  признаки:

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалом - управленцев. Этот признак отличает государство от родо - племенной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающий на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действительность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
  5. право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонительной, экономической, социальной и т.д.
  6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
  7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство - субъект  международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства  те или иные организации признаются субъектами международного права и  наделяются соответствующими правами  и обязанностями. В современном  международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный  контроль хотя бы над большинством территории населения.

Билет № 2

Политология в системе социально-гуманитарных наук.

 

Политическая  философия – отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть.

Таким образом, политическая философия служит обшей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки.

Политическая  история изучает политические теории, взгляды, институты и события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле – это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.

Политическая  социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное положение между политологией и социологией. Она выделяется среди других наук о политике прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества.

Политическая  психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.

Политико-психологические  исследования особенно широко применяются  при изучении электорального и иного  политического поведения, политического  лидерства, политического конфликта  и сотрудничества.

Политическая  антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.

Политическая  география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

Политическая  астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например влияние солнечной активности на массовое политическое поведение, политическую активность, заслуживают внимательного учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях.

Политика  способна воздействовать на развитие экономики (содействовать ему или тормозить). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 3

Политика  как социальное явление  и предмет научного познания.Политика существует в различных формах – в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространено деление политики, которое разграничивает в ней формы, содержание и процесс.

Форма политики – это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях  и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание  политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые оно решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы  и уровни политики. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить:

  1. политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;
  2. нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;
  3. институты власти и борьбы за нее;
  4. отношения властвования – господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.
  5. Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования:
  6. макроуровень - характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.
  7. Микроуровень - охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.д.
  8. Мегауровень - относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

  • поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
  • разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
  • авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
  • предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
  • конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).
  • поддержание классового или социального господства;
  • защита основополагающих прав человека;
  • привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
  • обеспечение социальной справедливости и общего блага

Билет № 4

Основные  концептуальные подходы  к исследованию политики.

Парадигма – это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации.

В истории политической мысли использовались различные общие  парадигмы: теологическая (религиозная) – базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в божественной воли и религиозных кодексах.

натуралистическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объяснения политики природной средой.

социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры и т.д.

рационально – критическая – ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия на выявление лежащих в основе динамики политической жизни и т.д.

Общие методы политологии - Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в социологической науке, во многом определяет специфику политической социологии. Одним из его широко распространенных, более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.

Нормативный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.

Стуктурно-функциональный анализ - он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции,направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями. Структурно-функциональный метод широко использовали К. Маркс и многие другие известные социологи и политологи. Он выступает в качестве одного из принципов системного анализа.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"