Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Билеты по политологии и товаровед..docx

— 145.09 Кб (Скачать)

Системный подход. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет две важнейшие функции:

  • распределение ценностей и ресурсов; обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных. институциональный подход ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.Бихевиоризм – исходит из идей единства науки, которое обусловлено прежде всего наличием у человека лишь одного способа познания мира – его постижения через непосредственно наблюдаемый опыт, систематизируемый по законам логики. Познание действительности требует не абстрактного мыслительного понимания, а обнаружения и анализа реальных фактов. Отражающие эти факты научные утверждения и выводы должны быть доступны для проверки другим исследователям, которые, используя определенные процедуры, могут получить те же результаты. Научные теории выводятся из гипотез, обобщающих эмпирические факты.Политический конфликт представляет собой как разновидность конкурентного взаимодействия двух и более,оспаривающих друг у друга, распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях несовпадении позиций граждан, стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе.

Билет № 10

Развитие  политической мысли  в конце 19 начале 20 века.

Вторая половина 19в. В западной Европе ознаменовалась прочным утверждением буржуазных порядков. Дальнейшее развитие получила капиталистическая рыночная экономика. В политический процесс включается все более широкие слои населения. Крепнет движение за расширение полит. и соц. прав личности, за установления всеобщего избирательного права. На общественную арену выходит пролетариат, создающий свои партии, профсоюзы, активно отстаивающий свои классовые интересы.Гл. линия идеолог. противостояния проходит между приверженцами буржуазного строя и сторонниками социалист. преобразований. Разброс политико-правовых представлений был от либерально-демократических до элитских и авторитарных.

19в. унаследовал  от 18в. идеи прогресса, т.е. мысль  о закономерном переходе от  низших форм цивилизации к  высшим и совершенным формам, и идеи рационального устройства  мира, убеждении в могуществе  чел. разума, способного постичь  тайны природного и социального  бытия.Влиятельным интеллектуальным движением был позитивизм. Возник он не случайно, став своеобразной реакцией на неспособность господствующего прежде спекулятивно философских систем решить проблемы выдвинутые бурным развитием производственных сил, технических знаний, наук о природе и обществе. Его родоначальники и последователи старались отбросить «метафизические» конструкции (традиционную философию, идеологию и т.п.) и заняться изучением сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством, «беспредпосылочного» оперирования одними фактами можно построить подлинную общественную науку, в т.ч. - учение о государстве и политике, юриспруденцию. Причем такую же точную и достоверную науку, как естествознание.Во второй половине 19в. усилился ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры - дисциплины физико-математического цикла - уступили свое место биологии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала, в частности, эволюционная теория. Привлекательными для обществоведов были идеи органицизма. Он давал возможность мыслить и анализировать различные социальные объекты не по модели машины, стабильного механического агрегата, но как целостные динамические, изменяющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами и функциями.Так же необходимо упомянуть о таких явлениях как попытки возвысить авторитет иррационализма, распространение религиозно-философских и религиозно-политических доктрин, обоснование исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы.

Яркие представители периода:Гумплович рассматривает проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организацией и роли государства с позиций социологии. Борьба за существование, по Гумпловичу, является главным фактором социальной жизни. Практически она выливается в борьбу между различными человеческими группами. По Гумпловичу, государство призвано быть органом принуждения и насилия. Гумплович переоценивал роль государственности. Он отрицал наличие «неотчуждаемых прав человека». Бытие государства несовместимо с этими правами. По Гумпловичу, люди должны выбирать: либо государство с его властностью, либо анархия.М. Вебер дополнил элитный подход к изучению политики новым учением о упорядочивающей роли бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве. Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у различных народов в ходе истории ( патриархальная, харизматическая, рационально-легитимная).Сорокин. В области правоведения его имя связанно с оформлением русской школы социологии уголовного права и криминологии. Он выдвинул одну из идей юридического институализма. Своеобразие ее заключалось в том, что данная институция в рамках плюрализма права не сама выступает главным и конституирующим элементом группы людей и права этой группы, а правовая норма образует ядро, скелет, сердце и душу всякой организованной группы или института. Т.о. семья, государство, церковь, партия, а также школа, университет, даже организованная преступная группа представляют на практике всего лишь «объективизацию и олицетворение правовых норм и правовых убеждений всех или решающего большинства группы». Он стремится сочетать индивидуализм с психологической теорией нравов Петражницкого. После высылки из России его интересы сосредоточились на социологии. Он вывел три различных вида мировосприятия и соответственно три «вида культуры»: чувственный, основанный на данных наших ощущений, идеальный, в котором преобладают элементы рационального мышления и объяснений, идеалистический, в котором преобладает интуитивный способ познания мира. В 1947г. выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистской любви и поведения».

Билет № 15

Понятие политической системы. Основные типы современных  политических систем.

Понятие полит. системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить полит. жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”, и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Полит. систему составляют многие подсистемы, стр-ры и процессы, она взаимодействует с др. подсистемами: социальной, эк-кой, идеологической, культурной, правовой. Пределы полит. системы определяются границами, в рамках которых полит. решения данной системы обязаны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае полит. партии - учитываются пределы действия устава, пр-мы партийных решений.

Полит. система отличается от эк-кой и духовной:1. Она осущ-ет верховную власть в об-ве,и ее решение обязательно для всех подсистем.2. Обусловлена соц-эк-кой структурой общества.3. Она наиболее формализованная из всех подсистем, а отношения в ее рамках регулируются полит. и правовыми нормами.4. Вып-ет только ей присущие функции: определение целей и задач об-ва; распределение ресурсов; регулирование; управление.

Полит. система об-ва исследовалась Д. Истоном который разделяет все системы на открытые и закрытые.По Д. Истонуполит. система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы(повысить з/п). Поддержкаможет выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к госуд. власти и ее символам.

Выход инф-ции - результат функционирования полит. системы- осуществляется в виде решений и полит. действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частного несоответствия ожиданиям полит. решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису полит. системы. (Для нормальной работы полит. системы необходимо полное выполнение ее функций.)

Полит. система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда полит. система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Формирование полит. системы связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков:

1.Устойчивая взаимосвязь различных эл-тов полит. жизни. Если этого нет, то идет распад, дезинтеграция общ-ва;

2. Упорядоченность  полит. отн-ний, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития (важнейшая ф-ция гос-ва). Полит. жизнь -чрезвычайно динамическое явление, элементы неупорядоченности, нарушения сложившихся связей и способов их регулирования здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности полит. и соц. процессов не должен понижаться до такой степени, когда возникает угроза безопасности людей.

3. У полит. системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность полит. символов, убеждений, принятых членами политической общности.

4. Для полит. системы хар-но совместное реагирование всех эл-тов на внешнее воздействие.

Полит. система относится к классу открытых систем: она испытывает различные воздействия не только внутренних но и внешних факторов. 

Билет № 23

Формы государственного правления. Современная типология  государств.

Форма правления - внешнее  выражение содержания государства, обусловленное  структурой и правовым положением органов  государственной  власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления - монархией  и республикой.

Монархия - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей - законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу - монарху.

Среди монархий различаются  две разновидности:

  1. абсолютного, имперского, единодержавного типа - в которых монарх в своей высшей власти не ограничен конституцией, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление;
  2. конституционные монархии, - в которых власть монарха ограничена конституцией. Законодательство осуществляется выборным органом - парламентом, под контролем главы государства и парламента создается ответственное правительство, формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление

Республика - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

В президентской республике, например, США, президент является одновременно главой правительства, премьер-министром, осуществляющим подбор министров и контроль за их деятельностью. Законодательная и исполнительная власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены.Эта разделенность обеспечивается не только внепарламентским методом избрания президента и правительства, но и отсутствием у правительства прямой ответственности перед парламентом. В то же время парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопредложений.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная  организация государства  и взаимоотношения  центральных и  региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства.

Существуют две  основные формы: унитарная и федеративная.Для унитарного государства (Италия, Франция, Дания, Швеция и др.) свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц.Федеративная форма государственного устройства это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление. Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"