Ценообразование в условиях олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель хочет купить товар. Цена определят количество товара, составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количества другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
I.Теоретическая часть
Основные черты олигопольного рынка.....................................................................6
Модели олигополистического ценообразования....................................................10
Стратегии ценообразования при олигополии.........................................................14
II.Практическая часть
Задача №1...................................................................................................................17
Задача №2...................................................................................................................23
Задача №3...................................................................................................................29
Заключение.................................................................................................................33
Литература......................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая-цена.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

«Грейпфрут» – 1; «Palmolive» – 2; «Nivea» – 3.

    Таблица 4. Размеры абсолютных и относительных  колебаний по отношению  к среднему значению

Дата  обследования 22.09.2008 17.10.2008 01.11.2008
Марка товара 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Среднее знач. цены 3445 6582 10172 3524 6598 10436 3579 6684 10660
Минимальное знач.цены 3000 5900 9400 3150 5900 9500 3200 5800 9700
Максимальное  знач.цены 3800 7550 10850 3890 7550 11730 3900 7600 11880
Абсолютное min колебание (Xmin-Xср) -445 -682 -772 -375 -698 -936 -379 -884 -960
Абсолютное max колебание (Xmax-Xср) 355 968 678 366 952 1294 321 916 1220
Относительное min колебание (Xmin/Xср) 0,870 0,896 0,924 0,894 0,893 0,910 0,894 0,868 0,910
Относительное Max колебание(Xmax/Xср) 1,103 1,147 1,066 1,104 1,144 1,124 1,089 1,137 1,114
 

       Как видно из таблицы, между максимальными и минимальными значениями цен на гель для душа существует значительная разбежка, что можно объяснить значительной колеблемостью цен в зависимости от формы собственности предприятия, ее устанавливающего. Существенно колеблются максимальные и минимальные цены по отношению к средней, причем цена отклоняется в сторону повышения .

       Расчеты в таблице 5 проводятся по следующей схеме: средние цены на товары в национальной валюте в торговых точках различных форм собственности рассчитываются путем сложения цен в этих торговых точках и затем деления на количество торговых точек. Средняя цена в $ США в торговых точках рассчитывается путем деления средней цены товара на официальный курс Национального Банка на день обследования.

     В данном случае в октябре курс доллара  составил 2112 бел. руб. за 1 $ США, в ноябре – 2114 бел. руб. за 1 $ США, а в декабре  – 2120 бел. руб. за 1 $ США (эти сведения используются во всех приведенных  таблицах).

     В данном проекте используются следующие  формы собственности: частной – индивидуальное предприятие (ИП), коллективной – открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО). 

Таблица5. Сведения об изменениях цен на товар

Дата обследования 22.09.2008 17.10.2008 01.11.2008
Название товара 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Средняя цена товара В нац. валюте 3445 6582 10172 3524 6598 10436 3579 6684 10660
в $ США 1,631 3,116 4,816 1,667 3,121 4,936 1,688 3,152 5,028
Ср. цена товара в нац валюте ЗАО 3750 7180 10710 3795 7180 11225 3835 7210 11255
ОАО 3268 6440 10475 3337 6455 10740 3575 6480 11148
ИП 3740 6425 9600 3418 6450 9738 3613 6625 9875
Средняя цена товара в долларах США ЗАО 1,775 3,399 5,071 1,795 3,396 5,310 1,809 3,401 5,309
ОАО 1,547 3,049 4,959 1,578 3,053 5,080 1,686 3,057 5,258
ИП 1,771 3,042 4,545 1,617 3,051 4,606 1,704 3,125 4,658
 

    Изучив  данные, приведенные в таблице, можно  заключить следующее: средние цены на все виды геля для душа в целом  выросли в коротком и длинном  периодах независимо от формы собственности, несмотря на то, что в коротком периоде некоторые конкретные цены не менялись. 

       Темп инфляции = (ИПЦ% за месяц конечного периода – ИПЦ% за месяц начального периода)/ИПЦ% начального периода 

    Т1=(101,01-101,03)/101,03*100%= -0,02

    Т2=(101,35-101,01)/101,01*100%= 0,3337

    Т3=(101,35-101,03)/101,03*100%=0,317 

    Темп  девальвации = ((Курс валюты конечного периода - Курс валюты начального периода)/ Курс валюты начального периода)*100%. 

    О2-1=(2114-2112)/2112*100%=0,095

    О3-2=(2120-2114)/2114*100%=0,284

    О3-1=(2120-2112)/2112*100%=0,379 
 
 

Табл.6. Анализ изменения  цен на товары за исследуемый период

Текущий период/базовый  период 2-е обследование/1-е  обследование 3-е обследование/2-е  обследование 3-е обследование/1-е  обследование
Марка товара 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Изменение средней цены, % в нац. валюте 2,293 0,243 2,595 3,803 1,303 2,146 3,889 1,549 4,797
в $ США 2,207 0,160 2,492 1,259 0,993 1,863 3,495 1,155 4,402
Изменение средней цены товара в нац. Валюте в торговых точках, % ЗАО 1,2 0 4,808 1,054 0,418 0,267 2,266 0,418 5,089
ОАО 2,111 0,233 -0,047 7,132 0,387 3,799 9,394 0,621 6,425
ИП -1,499 0,389 1,438 5,705 2,713 1,407 4,121 3,113 2,865
Темп  инфляции,  рассчитанный по ИПЦ        -0,02% 0,3337% 0,317%
  Изменение средней цены товара в $ США в торговых точках, % ЗАО 1,127 -0,088 4,713 0,779 0,147 -0,018 1,915 0,059 4,693
ОАО 2,004 0,131 2,44 6,844 0,131 3,504 8,985 0,262 6,029
ИП -8,696 0,296 1,342 5,380 2,425 1,129 -3,783 2,728 2,486
Темп  девальвации нац. валюты 0,095% 0,284% 0,379%
 

    По  результатам вычислений, приведенных в таблице, можно проследить следующую тенденцию: темпы роста цен на все виды гелей для душа превышают темпы роста инфляции. Темп девальвации национальной валюты незначителен  и не оказывает заметного влияния на уровень цен. По результатам проведенного анализа видно, что цены на такой товар, как гель для душа, в долгосрочном периоде выросли независимо от их разновидности, что, в общем, соответствует динамике индекса потребительских цен. 
 
 
 
 
 
 
 

Задача  № 2

    Определить  розничную цену изделия, если известно, что себестоимость, при которой может успешно реализовываться данное изделие, составляет 45 тысячи рублей. Наценка торговых предприятий составляет 8%,  а рентабельность продукции предприятия равна 13 %. Косвенные налоги: целевые единый фонд (ставка 2 %), налог на добавленную стоимость (ставка 18 %), налог на продажу (ставка 5%).

    Оценить, как при рассчитанной розничной  цене может измениться рентабельность продукции, если:

  • наценка торговых организаций изменится до 7 %;
  • ставка отчислений в республиканский целевой бюджетный фонд составит 5%;
  • на товар будет введен  «ценовой пол», уровень которого на 11 % отличается от ранее существовавшей цены.

    Оценить (в табличной форме) структуру  розничной цены для каждого из 3 выше перечисленных случаев (с учетом состояния до изменения) и построить соответствующие диаграммы со следующими элементами: себестоимость продукции; прибыль; косвенные налоги; торговая (оптовая) наценка, остающаяся в распоряжении посредника.  

      Определение розничной цены методом прямой калькуляции

     Определим розничную цену изделия при следующих  данных: себестоимость (С)=45000, наценка  торговых предприятий (ТН)=8%, рентабельность (Р)=13%, акциз (А)=2%, СЦФ=2,0%, НДС=18%, налог  на продажу (Нп)=5%.

     Решение:

  1. ОЦпр=С+П=45000+45000*0,13=50850
  2. А= *%А= *2=1038
  3. СЦФ=(ОЦпр+А)*2,0/(100-2,0) =(50850+1038)*2,0/(100-2,0)=1059
  4. ОЦпр без НДС= ОЦпр+А+СЦФ=50850+1038+1059=52947
  5. НДСпр= ОЦпр без НДС*НДС/100=52947*0,18=9530
  6. ОЦпр с НДС= ОЦпр без НДС+ НДСпр=52947+9530=62477
  7. ТН= ОЦпр без НДС*ТН/100=52947*8/100=4236
  8. РЦбез НДС= ОЦпр без НДС+ ТН=52947+4236=57183
  9. НДСторг= РЦбез НДС*%НДС/100=57183*18/100=10293
  10. РЦс НДС= РЦбез НДС+ НДСторг=57183+10293=67476
  11. Нп= РЦс НДС*% Нп/100=67476*5/100=3374
  12. РЦ= РЦс НДС+ Нп=67476+3374=70850
  13. П=ОЦпр-С=50850-45000=5850
 
 

Таблица 1. Структура розничной  цены товара по элементам

  • Элементы
  • Сумма
         Cсебестоимость единицы продукции 45000
         Плановая прибыль  на 1 изделие 5850
         Итого затратная  цена фирмы-производителя 50850

  • Акциз
  • 1038

  • Единый  фонд
  • 1059
         Отпускная цена производителя  без НДС 52947
         НДС, начисленный  производителем 9530
         Итого отпускная  цена фирмы-производителя 62477
         Торговая (оптовая) наценка 4236
         НДС, начисленный  в торговле 10293
         Налог на продажу 3374
         Итого розничная (оптовая) цена товара 70850
     

    По итогам табл.1 построим график.

     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Диаграмма1. Структура     розничной цены 

         Оценим, как при рассчитанной розничной  цене изменится рентабельность продукции, если наценка торговых организаций  изменится до 7%.

         Решение:

      1. РЦ=70850
      2. Нп=РЦ*% Нп/(100+% Нп)=70850*5/(100+5)=3374
      3. РЦс НДС=РЦ- Нп=70850-3374=67476
      4. НДСторг= РЦс НДС*%НДС/(100+%НДС)=67476*0,15=10121
      5. РЦбез НДС= РЦс НДС- НДСторг=67476-10121=57355
      6. ТН= РЦбез НДС*%ТН/(100+%ТН)=57355*7/107=3752
      7. ОЦпр без НДС= РЦбез НДС-ТН=57355-3752=53603
      8. НДСпр= ОЦпр без НДС*%НДС/100=53603*18/100=9649
      9. ОЦпр с НДС= ОЦпр без НДС+ НДСпр=53603+9649=63252
      10. СЦФ= ОЦпр без НДС*2/100=53603*2/100=1072
      11. А=( ОЦпр без НДС-СЦФ)*%А/100=(53603-1072)*2/100=1051
      12. ОЦпр= ОЦпр без НДС-СЦФ-А=53603-1072-1051=51480
      13. Оцпр=С+П
      14. П=51480-45000=6480

    Информация о работе Ценообразование в условиях олигополии