Лекции по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:59, курс лекций

Описание работы

Ценообразование относиться к числу наиболее важных и сложных экономических механизмов, ведь в ценах отражаются все происходящие в жизни общества экономические процессы. От уровня, структуры и соотношения цен во многом зависит обеспечение необходимых пропорций производства и потребления, экономное использование материальных и трудовых ресурсов, стимулирование научно-технического прогресса и в целом экономическое развитие.

Работа содержит 1 файл

лекция2011 (цены).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

                КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

                  «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

                     (доцент  Ефимчик Е.Н.)

                                   2011г.

 

1. Цена, ее функции,  ценообразующие факторы

     Ценообразование относиться к числу наиболее важных и сложных экономических механизмов, ведь в ценах отражаются все происходящие в жизни общества экономические процессы. От уровня, структуры и соотношения цен во многом зависит обеспечение необходимых пропорций производства и потребления, экономное использование материальных и трудовых ресурсов, стимулирование научно-технического прогресса и в целом экономическое развитие.

     В ценах концентрируются все основные политические, экономические и социальные проблемы общества. Не случайно успех перехода к развитым рыночным отношениям  большинство специалистов связывают  с проведением реформы ценообразования, созданием  нового механизма формирования цен и их государственного регулирования. Без гибкого и действенного механизма управления ценами нельзя представить себе функционирование конкурентоспособного  рынка товаров, работ и услуг.

     Вместе  с тем, цены как рычаги экономического управления в условиях рыночной экономики  могут эффективно себя проявлять лишь в совокупности с согласованной кредитной, финансовой, таможенной, эмиссионной, внешнеторговой и налоговой политикой, системой оплаты труда и распределения доходов, действующим порядком социальной защиты населения и т. д.

     Экономика любого предприятия использует множество  цен и тарифов как на входе  производственного процесса, так и на выходе,  т.е. предприятие функционирует в плотной ценовой среде.

     Цена  товара это количество денег соответствующей валютной системы, которое может получить продавец от покупателя за единицу товара при определенных устраивающих обе стороны условиях.

     Если  «цена является денежным выражением стоимости товара», то «тариф является денежным выражением стоимости услуги» (ст.2 Закона о ценообразовании (далее ЗЦ)).

     Устанавливаемая продавцом цена должна устраивать как  продавца, так  и покупателя. При этом  продавец, оговаривая определенную цену, в конечном счете хочет компенсировать затраты, обусловленные производством и реализацией данного товара, и получить определенную прибыль, а потребитель исходит прежде всего из необходимости удовлетворения своих конкретных потребностей в данном товаре при приемлемых для него затратах.

     Функции цены отражают ее экономическую  сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями:

     а) Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, т.е. то количество денег, которое покупатель отдаст, а продавец получит за товар.

     б) Соизмерительная  функция заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, можно сравнивать товары, т.е. их полезность.

     в)  Учетная функция или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется сущностью цены как денежного эквивалента стоимости. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует степень эффективности использования труда, т.е. отражает величину совокупных издержек производства и обращения товаров и размер прибыли.

     г) Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров, способности стимулировать или тормозить научно-технический прогресс, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

     д) Распределительная  функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

     е) Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, например, дефицита, несоответствий между предложением и спросом равновесие достигается посредством либо увеличения (сокращения) производства, либо посредством роста (снижения) цен, либо одновременно и тем и другим способом.

     ж) Цена выполняет важную социальную функцию, влияя на объемы потребления благ и услуг, расходы населения, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет отдельной семьи.

     з) Цены выполняют внешнеэкономическую функцию, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешнеэкономических платежей, взаимных расчетов между странами.

     Все функции цены взаимосвязаны и  взаимодействуют, а в ряде случаев  вступают в противоречие. Так, стимулирующая  функция цены  обеспечивает функцию  сбалансирования спроса и предложения,  способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (чаще при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров производителем. А это в свою очередь ведет к согласованию и уравновешиванию спроса и предложения в  случае, когда предложение превышает спрос.

     В хозяйственной деятельности взаимосвязи  между различными функциями цены  сложные и многообразные, что должно быть объектом исследования маркетинговых служб.

       Маркетинговые исследования рынка  позволяют выделить определенные  внутренние и внешние факторы, влияющие через соотношение рыночного спроса и предложения на цену товара (рис.1.)   

        

Рисунок 1 - Факторы ценообразования

Внутренние  факторы ценообразования

     Внутренние  факторы, т.е. факторы  микроэкономического  уровня, зависят от деятельности самого предприятия.

     Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальными достоинствами и  способами его обработки, непременно будет иметь более высокую цену, отражающую его качество, технический уровень.

     Способ  производства определяет серийность выпуска  продукции. Как правило, продукция  мелкосерийного и индивидуального  производства имеет более высокую  себестоимость и соответственно цену. Товары же массового производства отличаются низкими издержками и на них устанавливаются относительно низкие цены.

     При быстром внедрении в технологию производства научно-технических достижений  товар будет иметь  более низкую цену в расчете на единицу его полезности. Научно-технический прогресс создает возможности для повышения качества труда, его экономии и снижения прочих затрат, с одной стороны, и создания новых, более эффективных в эксплуатации видов продукции с другой. Таким образом, научно-технический прогресс является ценопонижающим фактором.

     Ориентация  предприятия на несколько рыночных сегментов вызывает необходимость  дифференциации цен, приспособления их к различным категориям покупателей.

     Цена  теснейшим образом связана с  жизненным циклом товара. Чаще всего продукция имеет более низкую цену при коротком жизненном цикле и относительно высокую – при длительном. Уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла существования товара в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.

     Ощутимое  влияние оказывает на цену длительность цепочки производитель-потребитель, используемые каналы распределения, посредники.

     Хорошо  организованный сервис при продаже и  послепродажное обслуживание, авторитет фирмы  на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама продвижения товара на рынке позволяют устанавливать более высокие цены. 

Внешние факторы ценообразования

     Внешние или макроэкономические факторы не зависят  от деятельности предприятия  и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами.

     Политическая  стабильность в стране создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не вызывает у них стремления в получении сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен.

     Отсутствие  или дефицит на рынке каких-либо ресурсов, как, например, топливно-энергетических в Беларуси, ставит предприятия в большую зависимость от их импорта, дефицит порождает и более высокие цены на энергоносители, а, следовательно, ведет к росту затрат и цен на конечную продукцию предприятий.

     Наличие и уровень конкуренции, существующий между производителями,  характер потребительского спроса также отражаются на ценах. При этом зависимость между уровнем конкуренции и ценами для производителей однородной продукции обратная (т.е. С увеличением конкуренции цены снижаются), а для потребителей имеет прямой характер (с повышением уровня потребительского спроса цены растут). Нередко ажиотажный спрос может спровоцировать резкое повышение цен.

      На  уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, которые определяются величиной обращающейся денежной массы,  стоимостью денег (ставкой рефинансирования Нацбанка), количеством и величинами действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами. Особое влияние оказывает государственное регулирование цен, которое применяется всеми государствами как с рыночными, так и с централизованными способами управления экономикой, но в разных масштабах.

       2. СУБЪЕКТЫ  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ: ОБЯЗАННОСТИ  И ПРАВА.  ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ  И  КОНТРОЛИРУЮЩИЕ  ЦЕНЫ:  ПОЛНОМОЧИЯ  И  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

      Каждое  государство вырабатывает собственную  политику ценообразования на внутреннем рынке страны, которая динамично  изменяется при изменении экономической  ситуации в государстве. Что касается цен на товары (работы, услуги) при ведении внешнеэкономической деятельности, то регулирование их уровня осуществляется с учетом сложившейся мировой практики ценообразования.

     Ценообразование – это процесс  установления, регулирования  цен (тарифов) и контроля за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования (ст.3 ЗЦ). 

     Основными принципами ценообразования являются:

  • определение основ государственной политики в области ценообразования;
  • сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
  • разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
  • установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
  • государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

     Законодательство  по ценообразованию Республики Беларусь  состоит из Закона о ценообразовании и иных нормативных актов законодательства, посвященных данному вопросу, основным из которых является Постановление Минэкономики РБ № 183 от 10.09.2008 г. «Об утверждении инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов».

     Закон о ценообразовании № 255-З принят в 1999 году и устанавливает правовые основы государственной политики в  области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования (ст. 1 ЗЦ). 

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"