Лекции по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:59, курс лекций

Описание работы

Ценообразование относиться к числу наиболее важных и сложных экономических механизмов, ведь в ценах отражаются все происходящие в жизни общества экономические процессы. От уровня, структуры и соотношения цен во многом зависит обеспечение необходимых пропорций производства и потребления, экономное использование материальных и трудовых ресурсов, стимулирование научно-технического прогресса и в целом экономическое развитие.

Работа содержит 1 файл

лекция2011 (цены).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

     Субъектами  ценообразования в Республике Беларусь могут выступать (ст. 4 ЗЦ)):

  • юридические лица и предприниматели;
  • республиканские органы государственного управления;
  • областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

     Государственные органы, осуществляющие регулирование  и контроль за ценообразованием  (ст. 10 ЗЦ)

     Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

     Государственными  органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством являются:

  • республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием - Департамент ценовой политики при Минэкономики РБ;
  • другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием (например: Минздрав, Минстройархитектуры и т.д.- см. Указ Президента РБ №72);
  • областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы Управления ценовой политики областных и Минского горисполкомов.

      
Полномочия государственных  органов, осуществляющих регулирование и  контроль за ценообразованием (ст.11 ЗЦ)
 

     Департамент ценовой политики Минэкономики РБ:

  • вырабатывает предложения об основах государственной политики в области ценообразования и обеспечивает ее реализацию в республике;
  • определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования, осуществляет методическое руководство ценообразованием, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории Республики Беларусь;
  • координирует работу других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов по осуществлению регулирования и контроля за ценообразованием;
  • осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), применяя способы, предусмотренные законодательством;
  • принимает обязательные для субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) решения о введении, изменении или прекращении регулирования ценообразования в случаях, предусмотренных законодательством;
  • осуществляет контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установленного порядка применения цен (тарифов);
  • дает обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением действующего порядка ценообразования, вводит режим регулирования цен (тарифов) в отношении субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), систематически нарушающих этот порядок;
  • дает предписания другим республиканским органам государственного управления, областным и Минскому городскому исполнительным и распорядительным органам об отмене или изменении принятых ими решений по вопросам регулирования и контроля за ценообразованием, не соответствующих требованиям законодательства Республики Беларусь о ценообразовании;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательными актами Республики Беларусь.

     Другие  республиканские  органы государственного управления Республики Беларусь, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в отдельных отраслях экономики в соответствии с законодательством.

     Управления  ценовой политики областных и Минского горисполкомов:

  • обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования;
  • осуществляют регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и контроль за применением установленного порядка ценообразования, а также иные полномочия, возложенные на них законодательными актами Республики Беларусь.
 

             Ответственность должностных лиц государственных органов,

     осуществляющих  регулирование и  контроль за ценообразованием

     (ст. 15 ЗЦ)

     Должностные лица республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих в соответствии с настоящим Законом регулирование  и контроль за ценообразованием, несут в соответствии с законодательством ответственность:

     - за разглашение предоставляемой им информации, являющейся коммерческой тайной субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей);

     - за нарушение законодательства о ценообразовании. 

     Права юридического лица, предпринимателя  в области ценообразования  (ст. 12 ЗЦ) 

     Юридическое лицо, предприниматель имеют  право:

  • самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;
  • обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их выполнения.
 

     Обязанности юридического лица, предпринимателя в области ценообразования (ст. 13 ЗЦ) 

     При установлении и применении цен юридическое  лицо, предприниматель обязаны:

  • выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
  • соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;
  • представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.
 

     Ответственность юридических и  должностных лиц, предпринимателей за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании (ст. 14 ЗЦ) 

     Юридические и должностные лица, предприниматели  несут ответственность за:

  • нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;
  • применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование;
  • нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);

     Руководители  юридического лица и другие должностные  лица, предприниматели несут ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

    Ответственность за нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП) в статье 12.4: 

    1. Нарушение должностным лицом юрлица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 БВ.

    2. Нарушение установленных соответствующими госорганами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на ИП или юрлицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством. 

    Ответственность за превышение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов) предусмотрена  в статье 12.6. КоАП: 

    1. Реализация товаров (работ, услуг) ИП или юрлицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

    2. Реализация ИП или юрлицом товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством, при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом РБ на переработку, подлежащих вывозу за пределы РБ), расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых регулируемых цен (тарифов), влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

    3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 12.6., совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере до 50% стоимости реализованных товаров (работ, услуг). 

    Ответственность за нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности предусмотрена в статье 12.9. КоАП: 

    Часть 4. Несоблюдение требований законодательства к ценообразованию при реализации на территории РБ товаров (сырья, материалов), приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку и не использованных для этих целей, а равно приобретенных для вывоза из РБ, - влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на ИП или юрлицо - в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (сырья, материалов), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (сырья, материалов) по ценам, установленным в соответствии с законодательством.

    Часть 5. Нарушение установленного порядка отнесения на себестоимость товара, произведенного на территории РБ, расходов на его приобретение у нерезидента - влечет наложение штрафа в размере 30 БВ, а на ИП или юрлицо - до 100% от суммы, необоснованно отнесенной на себестоимость товара.

         Уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена ст. 233 Уголовного кодекса РБ.

     Начав курс лекций по ценообразованию с  ответственности субъектов хозяйствования и рассмотрев экономические и  административные  санкции   за несоблюдение конкретных принципов и положений, установленных государством в ценовой политике, хочу обратить особое внимание на тот факт, что размеры взысканий и штрафов в этой области управления экономикой самые высокие среди действующих на внутреннем рынке РБ разнообразных видов экономических санкций, и их применение может привести не только к ухудшению экономики предприятия, но и к его банкротству. Поэтому знание особенностей системы ценообразования и соблюдение ее требований – первоочередная задача экономических служб предприятий.           

                     3 . КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН

           Цены пронизывают всю экономику, отражают все ее стороны, образуют единую взаимосвязанную систему.

     Система цен представляет собой совокупность разных видов цен и тарифов, обслуживающих экономические взаимоотношения предприятий, отраслей и регионов, а также государства, отдельных хозяйственных единиц и населения.

     Изменение производителями цен на товары по цепочке взаимных связей неизбежно  скажется на ценах товаров у других производителей, изменение розничных цен повлияет на уровень потребительского спроса населения.

     Цены  можно классифицировать по нескольким  основным признакам (табл. 1).

                                

Таблица 1 – Классификация цен.

Экономические признаки Виды цен
1. По географическому признаку
  • мировые цены;
  • государственные цены;
  • региональные (зональные) цены;
  • местные цены.
2. В зависимости от товарного  рынка
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены на с/х продукцию;
  • тарифы грузового и автомобильного транспорта;
  • тарифы на платные медицинские услуги населению;
  • и др.
3. В зависимости от обслуживаемой  сферы товарного обращения
  • отпускные цены предприятий-изготовителей;
  • цены первых импортеров;
  • оптовые цены сбытовых организаций;
  • розничные цены.
4. В зависимости от государственного вмешательства в ценообразование:
  • свободные;
  • регулируемые (фиксированные и предельные);
  • декларируемые.
5. В зависимости от временного  периода
  • действующие;
  • сопоставимые.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"