Лекции по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:59, курс лекций

Описание работы

Ценообразование относиться к числу наиболее важных и сложных экономических механизмов, ведь в ценах отражаются все происходящие в жизни общества экономические процессы. От уровня, структуры и соотношения цен во многом зависит обеспечение необходимых пропорций производства и потребления, экономное использование материальных и трудовых ресурсов, стимулирование научно-технического прогресса и в целом экономическое развитие.

Работа содержит 1 файл

лекция2011 (цены).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

а) принципиально  изменился порядок применения торговых надбавок в оптовой и розничной торговле. Исключено понятие «транзит» с 5% ограничением надбавки, снято жесткое 20% ограничение оптовых надбавок (кроме ряда социально-значимых товаров). Оптовая надбавка импортера 30% сохраняется лишь в отношении товаров приложения №1 Постановления Минэкономики  № 183;

б) изменился  принцип предоставления скидок с  отпускных цен (тарифов). Размеры  скидок разрешено  устанавливать  в пределах диапазона, а не фиксированными  как ранее от конкретных условий  продаж. Между торговыми организациями по договоренности сторон могут делиться оптовые скидки, предоставленные не только предприятиями-изготовителями, но и импортерами, и др.

 

Указ  Президента РБ №72 от 25.02.2011г отменил действие большого количества законодательных актов, посвященных вопросам ценообразования , в том числе основополагающий ранее для ценообразования нормативный документ -  Указ Президента РБ № 285 от 19.05.1999г. «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь».

В приложении №1 к Указу № 72 определен конечный  перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров РБ, государственными органами ценообразования.

Постановлением  Министерства экономики Республики Беларусь № 46 от 31 марта 2011г упразднено действие  также Постановления  Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. N 183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 223, 8/19435).

Краткий анализ основных положений названных  выше принятых в 2011г. трех основных нормативных  документов, регламентирующих систему  ценообразования РБ, позволяет говорить об окончательном  переходе к маю  2011г. к свободному рыночному ценообразованию  с сохранением лишь минимально необходимых элементов государственного регулирования цен (тарифов) в нашей стране.

В процессе ценообразования в настоящее  время субъекты предпринимательской  деятельности имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем устанавливать цены (тарифы) на товары (работы, услуги), принимать решения о реализации на территории Республики Беларусь и (или) за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определенным с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, в том числе ниже себестоимости (ниже цен их приобретения), если иное не установлено законодательством. 

    Целесообразность  принятия решений субъектами предпринимательской  деятельности о реализации товаров (работ, услуг) по ценам, определенным с  учетом конъюнктуры рынка, в том числе ниже себестоимости (цен приобретения), должна быть экономически обоснована и подтверждена соответствующей информацией: о сложившейся конъюнктуре рынка на указанные товары (работы, услуги), сравнительном анализе цен на аналогичные товары, в том числе с использованием прайс-листов и других источников информации; оценке предлагаемых к реализации товаров, принятых (намеченных) мероприятиях по снижению затрат на их производство (реализацию), финансовом состоянии организации, рентабельности реализованных товаров (рентабельности продаж).

5.2 Формы государственного  регулирования цен  в Республике Беларусь

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской  исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) (статья 8 ЗЦ) на отдельные виды товаров, работ, услуг.

На рис.5.1. приведены формы возможного прямого и косвенного государственного регулирования цен в стране. 

      Формы государственного регулирования цен
Прямое регулирование
  Косвенное регулирование
 

      Замораживание цен Принятие и совершенствование  антимонопольного законодательства
 
      Установление фиксированных цен  и тарифов Стимулирование малого предпринимательства посредством льготного налогообложения и кредитования
 
      Установление предельного уровня цен Обоснованная налоговая  политика
 
      Установление предельного норматива  рентабельности Сокращение бюджетного дефицита
 
      Установление предельных размеров оптовых и торговых надбавок Контроль и регулирование  доходов населения
 
      Предельные индексы изменения  отпускных цен Предоставление  дотаций и субсидий
 
      Регистрация цен Эффективное использование  таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин

                                      Рис. 5.1. Формы государственного регулирования цен

Следует отметить, что методы замораживания  цен  на товары (работы, услуги) для  современной белорусской экономики  давно не актуальны и не характерны.

Рассматривая  процесс калькулирования  цены  как основной способ ее экономического обоснования, отметим, что любой  экономист должен хорошо ориентироваться  в системе законодательно утвержденных  ограничений при формировании цены на продукцию (работу, услугу) его предприятия, так как эти факторы напрямую влияют на уровень плановой рентабельности продаж  и  правильность ценовых расчетов.

Остановимся  более подробно  на способах  государственного регулирования цен в РБ в случаях:

а) реализации продукции (работ, услуг) на внутреннем рынке республики;

б) реализации продукции (работ, услуг) на экспорт;

в) импортирования товаров в целях последующей  реализации на территории РБ.

Предварительно  отметим, что настоящее пособие  является учебным материалом и  отражает  существующие в республике варианты ценообразования и государственного регулирования цен в мае 2011г., поэтому применение в практике работы предприятий (организаций) изложенной в настоящем пособии информации по ценообразованию требует уточнения излагаемого материала по действующим нормативным документам на дату проведения реальных расчетов и обоснований цен.

5.3 Регулирование цен  на внутреннем  рынке

1. Замораживание  цен

Замораживание цен вводится при чрезвычайном инфляционном развитии экономики и применяется на отдельные группы товаров, чаще всего социально-значимых.

2. Регулирование  цен на социально значимые  группы товаров (работ, услуг)

Постановлением  Совета Министров РБ  № 495 от 14.04.2011г. "Об утверждении перечней  товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики,  Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" утверждены  нижеприведенные перечни социально значимых  товаров, работ, услуг (см. таблицу 5.1).

Таблица 5.1. Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются госорганами

Госорган, регулирующий  ценообразование №п/п Перечень социально  значимых товаров ( услуг)
Министерство  экономики 1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

1.11.

1.12. 
 
 

Хлеб ржаной и  ржано-пшеничный, батоны и хлебцы из пшеничной муки несдобные развесом 300 граммов и более. 

Мясо (говядина, свинина). 

Молоко коровье  пастеризованное и кефир из коровьего молока жирностью до 3,5 процента включительно, сметана жирностью до 25 процентов включительно, творог жирностью до 9 процентов включительно без вкусовых добавок и наполнителей.

Сухие молочные смеси и мясные консервы для детского питания.

Сахар-песок  белый без добавок весовой  и расфасованный в потребительскую  упаковку развесом 500 граммов и более (за исключением реализуемого для  промышленной переработки). 

Мука пшеничная.  

Крупа: рис  белый шлифованный, пшено, гречневая, манная,

сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых  сортов пшеницы. 

Мясо птицы: куры, цыплята-бройлеры и полуфабрикаты  из них на кости.

Яйцо куриное  свежее. 

Масло коровье  сливочное без наполнителей.Масло подсолнечное и рапсовое.

Овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания.

Услуги детских  оздоровительных лагерей.

Облисполкомы  и Минский горисполкомом 2.1.

2.2.

2.3. 
 
 
 
 
 

2.4.

Свежие картофель, капуста белокочанная, свекла столовая, морковь столовая, лук репчатый. 

Твердое топливо, топливные брикеты и дрова  для населения. 

Товары для  детей:

-  белье для новорожденных и детей ясельного возраста (швейное);

-  бельевые трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельного возраста (по 60-й размер включительно);

-  обувь для детей ясельного возраста и малодетская;

- чулочно-носочные изделия для детей (по 16-й размер включительно);

- мыло и крем-мыло туалетное для детей;

- тетради ученические;

-  соски молочные, пустышки, бутылочки для кормления детей;

-  санитарно-гигиенические изделия из бумаги для детей: пеленки, подгузники, памперсы, салфетки влажные.

Оказываемые населению услуги:

-  ритуальные (в пределах минимума похоронного ритуала);

- общих отделений бань (за исключением разрядов первого, высшего и люкс) и душевых;

- социальные, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите.

 

В соответствии с п.1 Постановления Минэкономики РБ №114 от 28.05.2008г. регулирование Министерством  экономики цен на вышеназванные социально значимые товары осуществляется путем установления в приложении 1 к Постановлению №114 предельных отпускных цен для предприятий-изготовителей (без НДС) на условиях «франко-назначение» по перечню конкретных товаров. Предельные отпускные цены на хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные изделия, установленные в приложении 1  в расчете на килограмм или 1 литр продукции, пересчитываются по конкретным изделиям пропорционально изменению веса или расфасовки. При разделке говядины на 3 сорта и свинины на 2 сорта установлены коэффициенты приведения (пересчета) потушных предельных отпускных цен на 1 килограмм мяса к предельным отпускным ценам 1 килограмма по сортам (говядина:1,055;0.833;0,274 для 3-го сорта и свинина:1,016; 0,559 для 2-го сорта).

Формирование  отпускных цен предприятиями-изготовителями этих товаров осуществляется не выше установленных предельных отпускных  цен. Предельные отпускные цены на социально  значимые продовольственные товары: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные изделия, мясо) распространяются на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией указанной продукции на территории Республики Беларусь.

Предельные  отпускные цены не распространяются на продукцию, включенную в перечень приложения 2 Постановления №114.

При калькулировании  отпускных цен на хлеб и хлебобулочные  изделия организации-изготовители включают прибыль не выше предельного  уровня рентабельности в размере 15%  к себестоимости.

Экономически  обоснованное изменение отпускных цен изготовителей на хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные изделия, мясо (говядину, свинину) производится в рамках ежемесячно утверждаемого индекса роста цен при условии не превышения уровня  предельных отпускных цен на продукцию. Так в  январе и феврале 2011 г. индекс роста цен:

-на  молоко, кефир, сметану, творог  – до 2 % в месяц;

-на  говядину потушную (в полутушах  и четвертинах) – до 3 %, свинину  потушную (в тушах и полутушах)  – до 2 % в месяц.

Так как  не все товарные позиции социально значимой продукции предприятий-изготовителей имеют утвержденные предельные отпускные цены, то п. 4 Постановления №114 в целях обеспечения для потребителей необходимого товарного ассортимента социально значимой продукции предусмотрены минимальные объемы выпуска продукции с соблюдением предельных отпускных цен для этих предприятий-изготовителей. Постановлением №114 предусмотрено, что предельные отпускные цены применяются организациями хлебопекарной промышленности и потребительской кооперации при реализации хлеба ржаного и из смеси ржаной и пшеничной муки (за исключением заварных сортов) в объеме не менее 20 % от общего выпуска хлеба; молокоперерабатывающими организациями при реализации молока жирностью до 3,5 % и кефира жирностью до 3,2 % без наполнителей в полиэтиленовых пакетах, сметаны жирностью до 25 % без наполнителей, творога жирностью до 9 % – в объеме не менее 20 % от общего выпуска молока, кефира, сметаны и творога соответственно.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"