Особенности формирования и регулирования цен и тарифов на основные виды жилищных и коммунальных услуг для населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупную отрасль, являющуюся одновременно важнейшим элементом как социальной, так и экономической среды.

В условиях рыночной социально-ориентированной экономики важную роль в сфере жилищно-коммунальных услуг играет правильно и экономически верно сформированный тариф на платные услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Цель курсовой работы - изучить формирование и регулирование цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги для населения.

Содержание

Введение
1. Формирование экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги
2. Регулирование тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства
3. Процедура расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов
3.1. Алгоритм расчета тарифа
3.2. Анализ фактических затрат
3.3. Планирование себестоимости услуг
3.4. Планирование прибыли
4. Особенности формирования тарифов по каждому этапу обращения твердых бытовых отходов
4.1. Формирование тарифа на услуги по сбору ТБО
4.2. Формирование тарифа на услуги по вывозу ТБО
4.2.1. Расчет затрат на прямой вывоз ТБО
4.2.2. Расчет затрат с использованием мусороперегрузочной станции
4.3. Формирование тарифа на услуги по утилизации и захоронению ТБО
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа в интернет.doc

— 696.00 Кб (Скачать)

Уральский федеральный университет 

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Ценообразование в городском  хозяйстве

на тему: «Особенности формирования и регулирования цен и тарифов на основные виды жилищных и коммунальных услуг для населения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Студентка 5 курса  заочного факультета

Специальность: ЭУЖКХ

 
Преподаватель:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  
1. Формирование экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги  
2. Регулирование тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства  
3. Процедура расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов  
    3.1. Алгоритм расчета тарифа  
    3.2. Анализ фактических затрат  
    3.3. Планирование себестоимости услуг  
    3.4. Планирование прибыли  
4. Особенности формирования тарифов по каждому этапу обращения твердых бытовых отходов  
    4.1. Формирование тарифа на услуги по сбору ТБО  
    4.2. Формирование тарифа на услуги по вывозу ТБО  
          4.2.1. Расчет затрат на прямой вывоз ТБО  
          4.2.2. Расчет затрат с использованием мусороперегрузочной станции  
    4.3. Формирование тарифа на услуги по утилизации и захоронению ТБО  
Заключение  
Список  литературы  
Приложение 1  
Приложение 2  
Приложение 3  
Приложение 4  
Приложение 5  
Приложение 6  
Приложение 7  

ВВЕДЕНИЕ 

       Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупную  отрасль, являющуюся одновременно важнейшим  элементом как социальной, так  и экономической среды.

       В условиях рыночной социально-ориентированной  экономики важную роль в сфере  жилищно-коммунальных услуг играет правильно и экономически верно  сформированный тариф на платные  услуги жилищно-коммунального хозяйства.

       Цель  курсовой работы  - изучить формирование и регулирование цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги для населения.

       В соответствии с определенной целью  в работе поставлены и решены следующие  задачи:

  1. Определить особенности формирования и государственного регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  2. Изучить процедуру расчета экономически обоснованных тарифов на примере услуг по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов. Особенности формирования тарифов по каждому этапу обращения ТБО.

       Курсовая  работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ 

       Чтобы четко определиться для себя, что  же такое тариф, следует ясно представлять себе разницу между понятиями, которые практически слились уже в одно определение – жилищные услуги и коммунальные услуги. В понятие коммунальных услуг входит совокупность процедур и операций, которые выполняются для того, чтобы предоставить населению все необходимые для нормальной жизнедеятельности ресурсы. Коммунальные услуги представляют собой подачу воды и газа, электричества и тепла, канализационные стоки. Другая группа услуг, которые предоставляются коммунальными предприятиями, – это жилищные. Под ними подразумевается набор действий, которые производятся для обеспечения надлежащего уровня обслуживания и эксплуатации жилого фонда, поддержания в полной функциональности и работоспособности всей инженерной структуры, уход за территорией, прилегающей к дому и находящейся во владении ТСЖ или другой управляющей компании. К жилищным услугам относят также вывоз мусорных отходов, облагораживание участков около подъездов, уборка во дворах, содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей, ну и конечно, проведение ремонтных работ: от косметических до капитальных.

       Когда мы получаем квитанции с суммами, необходимыми для уплаты квартплаты, подразумевается, что нам начислена  полная стоимость предоставленных  услуг коммунальными предприятиями и за использование жилых площадей. Это, одним словом называется квартплата. То, что предъявляется собственникам отдельно за каждый вид поставляемых ресурсов, имеет как раз название «тариф». Если рассматривать в процентном соотношении, то доля затрат на жилищные услуги составляет в общей сложности не более 23% общей суммы квартирной платы. Однако суммы могут колебаться в зависимости от того, каково на текущий к оплате момент состояние жилищного фонда, какие работы необходимо провести, что планируется в будущем периоде сделать, помимо ремонта, возможно, что-то закупить, установить, починить. На эти мероприятия расходы составляются обычно в ТСЖ заранее и вводятся в доходно-расходную смету. Та доля, которая остается от общей суммы, принадлежит коммунальным услугам. На них расчет тарифа ведется специальными комитетами, регулирующими жилищный комплекс, федеральными органами и региональными службами.

       Это позволяет сделать вывод о  том, что в обязанности и полномочия управляющих компаний, в том числе  и ТСЖ, не входит расчет и формирование тарифов первой группы, а также они никак не могут повлиять на размер тарифа второй группы.

       Когда происходит формирование какого-либо тарифа на оплату какой-либо определенной жилищной услуги, учитывается множество факторов и экономических показателей. К ним можно отнести расходы на приобретение и закупку материалов, хозяйственный инвентарь специального назначения, оплата труда персонала и исполнительной бригады, размер полагающихся налогов, уплата арендной платы, расходы по статье «управленческие» и некоторые другие. Для начала управляющая многоквартирным домом компания должна определить себестоимость предоставляемых услуг и работ. К этой сумме прибавляются суммы возможных рисков, и все это суммируется с размером планируемой прибыли. В тарифе выделятся также доходная часть, доля которой обычно не более 5% в полной сумме.

       Однако  доходная часть не ставится главной  целью хозяйственной деятельности управляющей компании. То, насколько  правильно будет рассчитан тариф, зависит от корректного обоснования с экономической точки зрения, а также от хорошего знания конъюнктуры обслуживаемого сегмента рынка.

       Наибольший  удельный вес в себестоимости  коммунальных услуг занимают покупные топливно-энергетические ресурсы. Структура  затрат различна. Так, в услуге теплоснабжения расходы на топливо составляют 36%, электроэнергию - 9%, заработную плату с отчислениями - 14%. В услугах по водоснабжению расходы на электроэнергию достигают 20%, почти столько же необходимо для покупки воды, заработная плата с отчислениями равна 15%.

       Составляющими тарифов на жилищные услуги являются затраты на материалы, электрическую  энергию, амортизация основных средств, трудовые ресурсы, специальный инвентарь и одежду. Наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на трудовые ресурсы. Приведем пример: в услуге обслуживания лифта расходы на заработную плату с отчислениями достигают 50%, на материалы - составляют 12 %, электроэнергию - 10%. В структуре затрат на текущий ремонт жилого фонда доля расходов на заработную плату с отчислениями также равна половине, расходы на материалы достигают 24%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТАРИФОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО  ХОЗЯЙСТВА 

       Регулирование тарифов в сфере жилищно-коммунального  хозяйства осуществляется в соответствии со следующими основными законами и нормативными правовыми актами:

  1. в части жилищных услуг:
    • Жилищным кодексом Российской Федерации;
    • постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
    • постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О Порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»;
    • постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
    • кроме того, для определения численности работающих применяется Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 09.12.99 № 139 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда».
      1. в части коммунальных услуг:
  • Федеральным законом от 30.10.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования   тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;
  • Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;
  • Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

       Определение состава расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг и оценка их экономической обоснованности проводятся в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского и налогового учета. Формирование затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг производится на основе:

      1. планируемого объема производства услуг, работ;
  1. нормативной потребности в материальных, трудовых и иных ресурсах, необходимых для выполнения договорного объема и перечня услуг, работ.

       Расходы на приобретение товарно-материальных ценностей и оплату продукции, работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями, определяются исходя из:

    • регулируемых государством тарифов (цен);
    • тарифов (цен), установленных на основании договоров;
    • официально опубликованных Минэкономразвития России прогнозных индексов потребительских цен;
    • прогнозных индексов изменения цен по отраслям промышленности;
    • макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития субъекта РФ с учетом особенностей регионального развития;
    • показателей фактически сложившейся динамики уровня цен.

3. ПРОЦЕДУРА РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО СБОРУ, ВЫВОЗУ, УТИЛИЗАЦИИ И ЗАХОРОНЕНИЮ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

     3.1. Алгоритм расчета тарифа

      Основными этапами формирования цены производства услуги - экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) является анализ и корректировка фактических затрат, формирование плановой себестоимости, ее проверка по нормативам-индикаторам и расчет прибыли.

      В основе расчета экономически обоснованного  тарифа лежит потребность специализированных организаций в общей сумме доходов, которая складывается из суммы плановых затрат (потребности предприятия в финансовых средствах на текущую деятельность и обеспечение воспроизводства основных фондов) и суммы прибыли, необходимой для обеспечения развития, создания фонда социального развития и уплаты налогов, а также объем реализации услуг населению, промышленным и прочим потребителям.

      Таким образом, экономически обоснованный тариф  должен обеспечить выполнение производственной программы организации, а также ее плана развития.

Информация о работе Особенности формирования и регулирования цен и тарифов на основные виды жилищных и коммунальных услуг для населения