Особенности формирования и регулирования цен и тарифов на основные виды жилищных и коммунальных услуг для населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупную отрасль, являющуюся одновременно важнейшим элементом как социальной, так и экономической среды.

В условиях рыночной социально-ориентированной экономики важную роль в сфере жилищно-коммунальных услуг играет правильно и экономически верно сформированный тариф на платные услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Цель курсовой работы - изучить формирование и регулирование цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги для населения.

Содержание

Введение
1. Формирование экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги
2. Регулирование тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства
3. Процедура расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов
3.1. Алгоритм расчета тарифа
3.2. Анализ фактических затрат
3.3. Планирование себестоимости услуг
3.4. Планирование прибыли
4. Особенности формирования тарифов по каждому этапу обращения твердых бытовых отходов
4.1. Формирование тарифа на услуги по сбору ТБО
4.2. Формирование тарифа на услуги по вывозу ТБО
4.2.1. Расчет затрат на прямой вывоз ТБО
4.2.2. Расчет затрат с использованием мусороперегрузочной станции
4.3. Формирование тарифа на услуги по утилизации и захоронению ТБО
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа в интернет.doc

— 696.00 Кб (Скачать)

      В этой связи заслуживает внимания схема организации мусороперегрузочных  станций. Целесообразность выбора типа организации вывоза ТБО зависит  от расстояния до полигона и объемов  образования ТБО. Применение того или  иного способа организации вывоза ТБО в каждом конкретном населенном пункте должно обосновываться и подтверждаться экономическими расчетами.

      Планирование  себестоимости и формирование экономически обоснованных тарифов на услуги по вывозу ТБО при использовании  двухэтапной системы вывоза имеет свою особенность: включение в тариф затрат на обслуживание мусороперегрузочной станции. Затраты на обслуживание мусороперегрузочной станции зависят от производительности и типа оборудования, вида перегружаемых отходов, расстояния от места сбора отходов до мусороперегрузочной станции и от мусороперегрузочной станции до полигона, а также от особенностей поступления ТБО на перегрузку.

      Выбор типа мусороперегрузочной станции  и применяемого на ней оборудования выполняется на основе анализа технико-экономических условий, для которых проектируется двухэтапная система. При выборе места для строительства мусороперегрузочной станции следует учитывать, что ее суточная производительность должна как можно более точно соответствовать объему ТБО, накапливаемых в городе или районе, для обслуживания которого предназначена мусороперегрузочная станция.

      При выборе типа мусороперегрузочной станции  и места ее расположения нужно  учитывать:

  1. природоохранительные, градостроительные и санитарно-гигиенические требования;
  2. информацию о сроках и местах строительства новых городских районов и планируемой численности проживающего в них населения, сроках открытия новых полигонов обезвреживания, заводов по промышленной переработке отходов;
  3. требования транспортной сети города и инфраструктуру сложившихся транспортных потоков города и пригородных зон.

      4.2.1. Расчет затрат на прямой вывоз ТБО (для всех типов мусоровозов)

      Как показано на рисунке 2, затраты на прямой вывоз ТБО из домовладений на полигон ТБО складываются из:

  1. затрат на заезды в домовладения (заезды с магистральных улиц и маневры во дворах) (на каждый рейс);
  2. затрат на погрузку-выгрузку (на каждый рейс);
  3. затрат на пробеги.

      В таблице 2 приведен перечень статей себестоимости, по которым группируются затраты, связанные с производством и реализацией услуг по прямому вывозу ТБО из мест образования к местам обезвреживания. 

Таблица 2 – Особенности формирования затрат на работы по прямому вывозу ТБО

Статьи  себестоимости Характеристика  затрат Метод расчета
Материалы По данной статье учитываются материалы, используемые только при работе машин и механизмов. Затраты на материалы, использованные для проведения санитарной очистки  и дезинфекции мусоровозов, относятся  на статью «Цеховые расходы».  
Топливо Затраты на топливо и смазочных материалов отражаются исходя из, пробега мусоровозов, нормы расхода топлива, количества рейсов по типам машин и цены топлива.

Использование в расчетах надбавок обусловливается  спецификой работы спецмашины, ее конструктивными  особенностями и назначением.

   Норма расхода топлива на 1 км пробега (Нтпрг), л, определяется по формуле:

, (11)

Где,

Рпр - расход топлива на 1 км пробега для мусоровоза данного типа, л;

Гм - процент надбавки на расход топлива в крупном городе, %;

Зп - процент надбавки на расход топлива в зимний период, % (варьируется в зависимости от климатического района);

ЧО - процент надбавки на топливо на частые остановки (только для собирающих мусоровозов), %;

Гр - процент надбавки на топливо, учитывающий внутригаражные маневры, пуски двигателя при настройке, %.

   Для автомобилей сроком службы более 8 лет  также применяется надбавка.

   Перечисленные исходные данные устанавливаются в  соответствии с Нормами расхода  жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся  в предприятиях по уборке городских территорий, санитарной очистке и ремонтно-строительном производстве, утвержденными постановлением Госстроя России № 6 от 10 февраля 1999 г.

   Затраты на топливо при пробеге на 1 км (Tтр1) рассчитываются следующим образом:

, (12)

Где,

Нрттр - норма расхода топлива на 1 км пробега для мусоровоза данного типа, л;

Цт - цена топлива для мусоровоза данного типа без НДС, руб./л.

   Затем рассчитываются затраты топлива  на годовой пробег каждой единицы  каждого вида спецтехники. Суммированием этих затрат определяются общие затраты топлива в год.

   По  статье себестоимости «Топливо»  учитываются также затраты на приобретение смазочных материалов (Спр1), которые определяются на 1 км пробега по формуле, руб./км:

, (13)

Где,

i - число используемых в данном типе мусоровоза смазочных материалов;

Нтпрг - норма расхода жидкого топлива на 1 км пробега мусоровоза данного типа с учетом внутригаражных затрат, л/км;

HMi - норма расхода i-го смазочного материала на 1 л жидкого топлива, л;

ПMi - плотность i-го смазочного материала, кг/л;

ЦMi - розничная цена i-гo смазочного материала без НДС, руб./кг.

   Нормы расхода масел на 100 л топлива  установлены Нормами расхода  жидкого топлива для машин, эксплуатирующихся  в предприятиях по уборке городских территорий, санитарной очистке и ремонтно-строительном производстве, утвержденными постановлением Госстроя России № 6 от 10 февраля 1999 г.

   Затем рассчитываются затраты смазочные  материалы на годовой пробег каждой единицы каждого вида спецтехники. Суммированием этих затрат определяются общие затраты на приобретение смазочных материалов в год.

Оплата  труда Затраты на оплату труда формируются исходя из численности  рабочих, занятых непосредственно  на работах по вывозу мусора, и размера  среднемесячной заработной платы. См. раздел 3.3.
Амортизация По данной статье себестоимости отражается сумма  амортизационных отчислений на полное восстановление стоимости основных средств. Размер амортизационных  отчислений определяется исходя из балансовой стоимости спецтехники и норм амортизации, устанавливаемых для каждого вида мусоровозов.
Ремонт  и техническое обслуживание   Затраты по этой статье себестоимости определяются исходя их необходимого регламента работ, а также анализа фактических  затрат на выполнение каждой операции после корректировки на основании норм и нормативов на эти виды работ.
Прочие  прямые расходы По этим статьям затраты формируются  в соответствии с учетной политикой  предприятия и согласно принципам, изложенным в Методике планирования учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг. См. раздел 3.3.
Цеховые расходы Приложение  4
Общеэксплуата-ционные расходы Приложение  4

      4.2.2. Расчет затрат на вывоз ТБО с использованием мусороперегрузочной станции (МПС)

      Как отмечалось выше, планирование себестоимости на услуги по двухэтапному вывозу ТБО имеет свои особенности. Затраты на двухэтапный вывоз ТБО через эстакаду МПС складываются из (см. рисунок 2):

    1. затрат на вывоз ТБО из домовладений на эстакаду МПС;
    2. затрат на вывоз ТБО с эстакады на полигон;
    3. затрат на эстакаде.

      В свою очередь затраты на вывоз ТБО из домовладений на эстакаду МПС складываются из:

  1. затрат на погрузку-разгрузку (на каждый рейс);
  2. затрат на пробег из домовладений на полигон и обратно (на каждый рейс);
  3. затрат на заезды в домовладения (заезды с магистральных улиц и маневры во дворах) (на каждый рейс).

      Затраты на вывоз ТБО с эстакады МПС  на полигон складываются из:

  1. затрат на погрузку-выгрузку (на каждый рейс);
  2. затрат на пробег с эстакады МПС на полигон и обратно (на каждый рейс).

      Включение в себестоимость затрат на вывоз  ТБО из домовладений на эстакаду и  с эстакады на полигон осуществляется аналогично расчету затрат при прямом вывозе ТБО из мест образования на полигон (см. раздел 4.2.1.). Затраты на эстакаде рассчитываются в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг и группируются по следующим статьям:

  1. материалы - расход материалов, используемых при работе машин и механизмов станции, а также запчасти;
  2. электроэнергия – в случае использования мусороперегрузочной станции с электроприводом – затраты на электроэнергию, используемую на двигательные и технологические нужды. Эти затраты определяются исходя из норм расхода электроэнергии, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, установленной мощности электродвигателей и действующих тарифов. При отсутствии норм расхода электроэнергии планируемый расход электроэнергии (Эп) может рассчитывается на основе данных о суммарной установленной мощности электродвигателя (m), числе часов их работы в смену (tсм), числе рабочих дней за планируемый период (Dраб), числе смен работы МПС (а), коэффициента полезного действия (h):

, (14)

  1. оплата труда;
  2. амортизация оборудования МПС;
  3. текущий и капитальный ремонт;
  4. прочие прямые расходы;
  5. цеховые расходы;
  6. общеэксплуатационные расходы.

      Следующим этапом формирования экономически обоснованного  тарифа является определение прибыли (уровня рентабельности). Механизм расчета  необходимого размера прибыли, учитываемой  при формировании экономически обоснованного тарифа, изложен в разделе 3.4.

      4.3. Формирование тарифа на услуги по утилизации и захоронению ТБО

      Удаление  и обезвреживание твердых бытовых  отходов является последним этапом санитарной очистки городов и  играет существенную роль в охране окружающей природной среды, поскольку предотвращает от загрязнения почву, воздух, воду.

      Формирование  затрат по статьям себестоимости, а  следовательно и величина тарифа на услуги по утилизации ТБО, зависит  от выбранной технологии утилизации отходов. В мировой практике известно более 20 методов обезвреживания и утилизации ТБО. Наибольшее распространение получили следующие технологии:

  1. биологическая - переработка части отходов с микроорганизмами (свалка, компостирование);
  2. термическая - сжигание (мусоросжигательные предприятия);
  3. химическая - гидролиз;
  4. механическая - прессование с применением связывающих веществ с получением больше объемных брикетов, строительных деталей;
  5. комплексные технологии обезвреживания ТБО.

      Выбор одного из направлений для конкретного города или населенного пункта должен осуществляться на основе технико-экономических расчетов и экологической оценки в зависимости от местных условий и установленных для данного города или населенного пункта санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований. На выбор метода обработки мусора влияют различные факторы, в том числе: состав, физико-механические свойства, химические и микробиологические характеристики отбросов; характер конечного продукта и возможность его использования; опасность загрязнения грунтовых вод, атмосферного воздуха; наличие свободных территорий; протяженность маршрутов по вывозу мусора; размещение стоянок спецтранспорта, мусороперегрузочных станций, предприятий по обезвреживанию и т. д. Строительство мусороперерабатывающих заводов оправдано при условии гарантированного сбыта продуктов переработки. Сооружение мусоросжигательных заводов следует осуществлять в городах, где по климатическим условиям и санитарно-эпидемиологическим требованиям этот метод является наиболее надежным.

      В настоящее время в мире наиболее распространенным методом утилизации твердых бытовых отходов является складирование на полигоны. По данным из различных источников в СНГ  на свалки вывозят 97 % образующихся ТБО, в США - 73 %, Великобритании - 90 %, Германии - 70 %, Швейцарии - 25 %, Японии - около 30 %. Другие технологии обезвреживания мусора не нашли столь же широкого применения. В России утилизация отходов на полигонах составляет до 98 %. Поэтому в данных методических рекомендациях представлен алгоритм расчета себестоимости и механизм формирования тарифа на утилизацию ТБО на полигоне. В случае применения других технологий (например, переработка, сжигание) затраты по утилизации ТБО рассчитываются в соответствии с технико-экономическими характеристиками применяемого оборудования и спецификой конкретного предприятия по Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

      Эксплуатация  полигонов твердых бытовых отходов  осуществляется в соответствии с  Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, разработанной Академией коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова.

      Организация работ на полигоне определяется технологической  схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой  в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезона года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта.

      Основным  документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год, в котором помесячно планируется количество принимаемых отходов с указанием номера карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО.

      Этот  график и технологическая схема  эксплуатации полигона являются основой планирования затрат и тарифа на утилизацию и захоронение ТБО.

      В случае, если все три этапа обращения  с ТБО осуществляются одним специализированным предприятием, затраты на утилизацию ТБО в тарифе на сбор, вывоз и  утилизацию отходов составят 7 - 9 % от общей суммы затрат.

      При формировании тарифов на утилизацию ТБО необходимо учитывать все  технологические операции данного  процесса для обеспечения экологической  безопасности населенных пунктов. Состав технологических операций по утилизации ТБО на полигоне представлен в Приложении 5.

Информация о работе Особенности формирования и регулирования цен и тарифов на основные виды жилищных и коммунальных услуг для населения