Гостиница IDEF

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Гостиницы предоставляют своим клиентам возможность бронирования номеров для одного человека или для группы людей, возможность отказа от номеров, возможность узнать о дополнительных услугах и стоимость этих услуг. Возможно заключение договоров с крупными организациями на периодическое предоставление номеров.
Также актуальным для гостиничных комплексов является ведение учета мнений о номерах, жалоб, ведение списка постояльцев, ведение архива выбывших постояльцев и изучение статистики.

Содержание

1 Описание предметной области 4
2 Функциональная модель гостиницы 6
3 Отчет по дугам 9
4 Информационная модель предметной области 12
5 Разработка базы данных 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

ПЗ.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

Титульный

 

 

15

 


Содержание

1              Описание предметной области              4

2              Функциональная модель гостиницы              6

3              Отчет по дугам              9

4              Информационная модель предметной области              12

5              Разработка базы данных              13

Список литературы              15

15

 


 

1                    Описание предметной области

Выбранная предметная область – гостиничный комплекс.

В гостиничных комплексах возможно наличие нескольких корпусов. В каждом корпусе (или единственном корпусе), имеется определенное количество комнат, которые характеризуются своим классом и количеством мест, расположением.

Также в гостиничных комплексах имеется служба быта.

Гостиницы предоставляют своим клиентам возможность бронирования номеров для одного человека или для группы людей, возможность отказа от номеров, возможность узнать о дополнительных услугах и стоимость этих услуг. Возможно заключение договоров с крупными организациями на периодическое предоставление номеров.

Также актуальным для гостиничных комплексов является ведение учета мнений о номерах, жалоб, ведение списка постояльцев, ведение архива выбывших постояльцев и изучение статистики.

Администраторам гостиничных комплексов в своей работе часто приходится выполнять следующие функции:

  1. получение списка свободных номеров (по количеству мест и классу);
  2. получение списка номеров (мест), освобождающихся в ближайшее время;
  3. получение информации по конкретному номеру;
  4. выписывать счета на оплату номеров и услуг.

Имеется возможность автоматизировать работу по ведению учета о свободных номерах, о занятых номерах, об особенностях каждого корпуса, о номерах и предоставляемых услугах, что позволит уменьшить трудоемкость работы администраторов.

Также возможно автоматизировать процессы приема заявок на бронирование, выдачи по просьбе клиентов необходимых сведений об оплате за проживание, за оказанные дополнительные услуги, которые не входят в счет за номер (химчистка, стирка, развлечения, дополнительное питание).

Данные заполняются на основании первичных документов. Основанием для ввода информации о клиенте является удостоверение личности или паспорт.

 

2                    Функциональная модель гостиницы

Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-1S) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.

Построение модели ИС начинается с описания функционирования гостиничного комплекса в целом в виде контекстной диаграммы. На рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Гостиничный комплекс».

Рисунок 1 Контекстная диаграмма IDEF0. Функционирование гостиничного комплекса

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис. 1 это «Клиенты» и «Плата за услуги»), выхода (основные результаты процесса «Оказанные услуги», «Прибыль», «Документы»), управления («Законы РФ» и «Устав гостиницы») и механизмов («Материальная база», «Персонал» – это ресурсы, необходимые для процесса функционирования гостиницы).

После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (рис. 2).

Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Функционирование гостиничного комплекса

Весь процесс “Функционирование гостиничного комплекса” разбивается на три основные функции:

  1. «Предоставление номеров» - иллюстрирует деятельность сдачи номеров с предварительной регистрацией и возможностью бронирования;
  2. «Обслуживание номеров» - представляет собой процесс поддержания персоналом гостиницы порядка в номерах и предоставления дополнительных услуг;
  3. «Обеспечение телефонных переговоров» – это совокупность оказываемых гостиницей услуг по предоставлению постояльцам телефона, взиманию платы за переговоры и ведению учета переговоров.

После дальнейшего разбиения диаграммы должны получиться три диаграммы декомпозиции, каждая из которых будет описывать одну из работ, представленных на диаграмме верхнего уровня (на рис. 2).

Рисунок 3.  Диаграмма декомпозиции IDEF0. Предоставление номеров

Рассмотрим диаграмму «Предоставление номеров», представленную на рис. 3.

Резервирование номеров предоставление услуги резервирования номера позволяет клиентам заранее запланировать и оговорить пребывание в нашей гостинице.

Оформление поселения – оформление въезда включает в себя процедуру идентификации личности в согласии с законами РФ, то есть при поселении в гостинице необходимо иметь с собой паспорт (или другой удостоверяющий личность документ). Оформляется договор и выписывается счет на предоплату, так как поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания.

Оформление выезда – включает в себя формирование итогового счета, включающего в себя оплату за все оказанные услуги, за вычетом предоплаты.

Приём оплаты процесс приема денег от клиента и оформление платежных документов.

3                    Отчет по дугам

Для разработанной функциональной модели после включения всех дуг в описание глоссария модели, был получен следующий отчет:

Glossary Report for: HOTEL.IDD

 

Бронь              (Icom)

номера гостиницы, которые займут уже известные клиенты, по запросу при оформлении въезда. До тех пор они не участвуют в деятельности по оформлению въездов

 

Выбранный тариф              (Icom)

категория номера, выбранная на стадии оформления въезда, влечет за собой суточный тариф проживания в гостинице


Данные клиента              (Icom)

Включают в себя: фамилия, имя, отчество, дата рождения, вид и номер документа, адрес прописки

 

Дата выезда              (Icom)

Дата выселения клиента из номера. Может быть изменена на более раннюю или более позднюю.

 

Дата въезда              (Icom)

Дата бронирования номера. В идеале, должна совпадать с датой заселения, но в некоторых случаях может и отличаться от нее (более раннее или более позднее прибытие)

 

Документы              (Icom)

оформленные в письменном виде бумаги, подтверждающие факт проживания клиента и оплаченные им услуги. Также сюда включены различные статистические отчеты и справки, отражающие деятельность гостиницы


Законы РФ              (Icom)

Законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых нами услуг. (Обязательство конфиденциальности почтовых пакетов, телефонных разговоров и обеспечение сохранности вещей клиентов в номерах, гарантируемая системой ключей и ответственностью персонала)

 

Клиенты              (Icom)

Люди, создающие спрос на услуги гостиницы

 

Материальная база              (Icom)

В это определение включены:  обстановка комнат и холлов, различные бытовые средства и приспособления для уборки помещений, а также постельное бельё и предметы гигиены, предоставляемые клиентам навсегда или на время

 

Обеспечение телефонных разговоров              (Activity A3)

совокупность оказываемых гостиницей услуг по предоставлению постояльцам телефона, взиманию платы за переговоры и ведению учета переговоров

Обслуживание номеров              (Activity A2)

процесс поддержания персоналом гостиницы порядка в номерах

 

Оказанные услуги              (Icom)

действия, направленные непосредственно на определенного клиента

 

Оплата звонков              (Icom)

внесение денежных средств клиентом за проведенные им звонки с телефонного аппарата, установленного в номере


Оформление выезда              (Activity A14)

включает в себя формирование итогового счета, включающего в себя оплату за все оказанные услуги, за вычетом предоплаты


Оформление поселения              (Activity A12)

включает в себя процедуру идентификации личности в согласии с законами РФ, то есть при поселении в гостинице необходимо иметь с собой паспорт (или другой удостоверяющий личность документ). Оформляется договор и выписывается счет на предоплату, так как поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания


Персонал              (Icom)

Люди, работающие в гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и холлов, оказание услуг, связанных с телефонными переговорами из гостинницы

 

Плата за услуги              (Icom)

Часть прибыли, формирующейся из оплаты оказываемых услуг, снова возвращается в систему. Это необходимо для поддержания высокого качества сервиса, для хозяйственных нужд и выплаты заработной платы персоналу

 

Помещения              (Icom)

комнаты в гостинице, платежи по аренде которых включены в оплату услуг, то есть ежемесячные расходы, покрываемые из прибыли.


Предоставление номеров              (Activity A1)

деятельность сдачи номеров с предварительной регистрацией и возможностью бронирования


Прибыль              (Icom)

Сумма всех выплат за услуги, оказанные клиентам. Часть этой суммы покроет расходы гостиницы, часть - вернётся в гостиницу в виде вложений для поддержания уровня услуг, частичного обновления хоз. части. Оставшаяся прибыль - это чистый доход

 

Прием оплаты              (Activity A13)

процесс приема денег от клиента и оформление платежных документов


Резервирование номеров              (Activity A11)

предоставление услуги резервирования номера позволяет клиентам заранее запланировать и оговорить пребывание в нашей гостинице


Свободные номера              (Icom)

Номера, в которых нет постояльцев

 

Счет на оплату              (Icom)

итоговый счет или сводка текущих платежей за проживание в гостинице и пользование услугами, подсчитанный и проверенный и направляемый для предъявления постояльцу

 

Счет на предоплату              (Icom)

Документ на полную или частичную предварительную оплату товаров и услуг в счет общей суммы долга, которая служит гарантией оплаты оказываемых услуг


Устав гостиницы              (Icom)

Свод правил, которым должны подчиняться все служащие гостиницы

 

Функционирование гостиничного комплекса              (Activity A0)

Модель описывает деятельность гостиницы, а именно следующие предоставляемые ею услуги: предоставление номеров, их обслуживание, администрирование телефонных переговоров

 

4                    Информационная модель предметной области

Используя данные, определенные на шаге 3, разработана информационная модель предметной области (рисунок ), включающая в себя сущности, атрибуты и связи. При моделировании использована методология IDEF1X и инструментальное средство Design_IDEF 3.5.

Рисунок 4. Информационная модель предметной области

5                    Разработка базы данных

На основании результатов полученных на шаге 4 разработана база данных (таблицы, ключи, колонки, связи и т. п.) в системе управления базами данных MS ACCESS. На рисунке 5 приведена схема базы данных, а на рисунках 6 и7 показаны результаты ввода данных в таблицы.

Рисунок 5. Схема данных в Access

Рисунок 6. Заполненные таблицы в Access (справочники)

Рисунок 7. Заполненные таблицы в Access

Список литературы

  1. Рыбанов А.А. Инструментальные средства автоматизированного проектирования баз данных: Учебное пособие и варианты заданий к лабораторным работам по дисциплине «Базы данных» / ВолгГТУ, Волгоград, 2007. – 96 с.
  2. Благодатских В. А. и др. Стандартизация разработки программных средств М., 2003
  3. Вендеров, А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем [Текст] / А.М. Вендеров - М.: Финансы и статистика, 2003. - 344 с.
  4. Вендеров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических и информационных систем [Текст]: Учебник / А.М. Вендеров - М.: Финансы и статистика, 2006. - 544 с.
  5. Глушаков С. В., Ломотько Д. В. Базы данных. – СПб.: Питер, 2000. – 387 с.
  6. Иванова, Г.С. Технология программирования [Текст]: Учебник для вузов / Г.С. Иванова - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. - 320 с.
  7. Коннолли Т.А., Бег К.В. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение М., 2001
  8. Маклаков С.В. BPWin и ERWin. CASE – средства разработки информационных систем. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 1992. – 256с.
  9. Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 2002. – 224с.
  10. Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов М., 2005

15

 

Информация о работе Гостиница IDEF