Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.

Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.

Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.

Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.

Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31

II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46

Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

       Ниже представлены два определения,  в которых делается попытка  охватить все сферы проявления  агрессии:

     а) Агрессия – целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994);

     б) Агрессия (агрессивность) – системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).

     В последнем определении понятия "агрессия " и "агрессивность" не разводятся, хотя такое разведение осуществляется практически всеми авторами, работающими в данной области (Ениколопов, 1994; Реан, 1996 и др.). Об агрессии говорят тогда, когда совершаются определенные действия, причиняющие ущерб кому-либо или чему-либо, а об агрессивности – в случае готовности индивида к таким действиям, которую обусловливает восприятие и интерпретация поведения другого соответствующим образом, т.е. агрессивность понимается как свойство личности (Реан, 1996).

     Таким образом, анализируя все приведенные определения можно констатировать что, во-первых, агрессия понимается и очень узко (как нанесение другим повреждений), и очень широко, не различаясь с агрессивностью ("системное социально-психологическое свойство"); во-вторых, нет единого знаменателя: существует несколько групп подходов, где понимание агрессии, зачастую различно; в-третьих (как следствие), слабо разработана методическая база.

     Очень часто в западной психологии для  определения агрессии используют методику, получившую название "машина агрессии" (Buss, 1961), где испытуемого провоцируют наносить удар током другому человеку. Одной из наиболее популярных техник выявления агрессивности является опросник Басса-Дарки (Buss, Durkee, 1957), структура и содержание которого (что является его значительным минусом) направлены на изучение данного конструкта, главным образом, у подростков. Кроме того, применяются шкалы, основанные на вопросах MMPI (Бэрон, Ричардсон, 1997, стр.62). В последнее время получает распространение STAXI – опросник состояния – свойства и ориентации гнева (Spielberger & others, 1983, 1988). Данный опросник представляет значительный интерес, т.к. есть данные о корреляции между его шкалами, Я-концепцией и личностными чертами (Story, Deffenbacher, 1985; Stark, Deffenbacher, 1936).

     Различные исследователи выделяют следующие  виды агрессии. Арнольд Басс описал агрессию на основании 3-х шкал:

     – физическая-вербальная,

     – активная-пассивная,

     – прямая-непрямая (1976).

     Их  комбинация дает восемь возможных категорий, под которые, на его взгляд, подпадает большинство агрессивных действий.

     Басс, а также Фишбах и Хартуп (Buss, 1961; Fechbach, 1964 и др.) выделяют еще два  вида агрессии: враждебную и инструментальную. Враждебная (гневная) агрессия осуществляется с целью нанесения вреда или страдания объекту нападения. Инструментальная агрессия — это действие, которое является средством достижения определенной цели.

     В отечественной психологии большое  внимание уделяется агрессивности  как черте личности в связи  с темпераментом. Н. Д. Левитов рассматривает агрессивность как качество личности, полагает, что развитие агрессивности зависит от общественных условий. Агрессивность имеет три компонента: познавательный, волевой, эмоциональный. Познавательный компонент проявляется в ориентировке, требующей понимания ситуации, выделения объектов для нападения. Эмоциональный компонент связан с гневом, недоброжелательностью, злостью. Волевой компонент связан с целеустремлённостью, настойчивостью, решительностью, смелостью и инициативностью. Эти компоненты могут сочетаться в различных вариантах и в связи со свойствами темперамента (эмоциональность, подвижность, интроверсия и экстраверсия). Отдельно рассматривается состояние беспокойства-тревоги. Имеет место вторичная обусловленность общественными факторами и психологическими свойствами индивида.

     Хотя  многие психологи признают существование  различных типов агрессии, однако часто это положение вызывает полемику. По мнению А.Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач. Поэтому оба эти типа можно считать инструментальной агрессией (цит. По: Бэрон, Ричардсон, 1997).

     В ответ на эту критику, некоторые  ученые предложили разные определения  для этих двух типов агрессии. Д.Зиллманн заменил "враждебную" и "инструментальную" на "обусловленную раздражителем" и "обусловленную побуждением" (1970). Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются, прежде всего, для устранения неприятной ситуации или ослабления его вредного влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются, прежде всего, с целью достижения различных внешних выгод.

     Додж  и Коти [1987] предложили использовать термин "реактивная" и "проактивная" агрессия. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознанную угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата для агрессора (цит. по: Бэрон, Ричардсон, 1997).

     А. Басс и А.Дарки, создавая свой вопросник, дифференцирующий проявления враждебности и агрессии, выделили следующие виды реакций:

    1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
    2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
    3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
    4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
    5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
    6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
    7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
    8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

     Многие  авторы, как было указано выше, разводят понятия "агрессии" как специфической  формы поведения человека и "агрессивности" как психического свойства личности. Агрессия рассматривается как процесс (действие), агрессивность — как некоторая структура (Ениколопов, 1994).

     В литературе, посвященной изучению агрессии, часто указывают на состояние  враждебности, которое может служить  импульсом к возникновению агрессивного поведения. Враждебность всегда направлена на определенный объект. Она выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности (Buss, 1961). Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявлять. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких чувств не питают.

     Агрессию  рассматривают не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя его познавательный, эмоциональный и волевой компоненты (Семенюк, 1991).

     Познавательный  компонент заключается в ориентировке, которая требует понимание ситуации, нахождения объекта для нападения  и идентификации своих наступательных средств. Некоторые психологи считают  основным возмутителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Однако далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой (Семенюк, 1991). В тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка - весьма важные познавательные элементы агрессивного поведения. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознания своего бессилия.

       В эмоциональном компоненте агрессивного  состояния выделяется гнев. Часто  человек, на всех этапах агрессивного  состояниям (при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления,  при оценке результатов) переживает  сильную эмоцию гнева, иногда принимающего форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и не всякий гнев приводит к агрессивности. Совсем неверно было бы считать каждый гнев провоцирующим агрессию.  Существует  «бессильный»  гнев  при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме не выражается (Семенюк, 1991).

     Можно выделить несколько теоретических  подходов к пониманию агрессии.

     1. Психоаналитический подход. Агрессия  понимается в психоаналитической  литературе очень широко. Она  может включать в себя физическое  или вербальное действие; сознательные  или бессознательные желания  напряженности, специфический тип психической энергии и идею инстинкта смерти (Storr, 1969). У З.Фрейда агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессивное поведение ― не только врожденное, берущее начало из встроенного в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное. Поскольку, если энергия Танатоса ("влечения к смерти") не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить проявление более опасных действий (в психотерапевтической практике это называется "выходом гнева" ("агрессии")) (Фрейд, 1992).

     Несмотря  на то, что психоаналитическое понимание  агрессии практически не применяется  в данном разделе психологии, все-таки существуют попытки построения иерархической матричной модели агрессивности как комплексного свойства человеческой психики (Сироткин, 1995а) в рамках психоаналитического подхода.

     Агрессивность, по мнению автора данной идеи, является деструктивной тенденцией, проявляющейся на различных уровнях психического: психофизиологическом, потребностно-мотивационном, личностно-качественном и поведенческом. К комплексному, многоаспектному, систематическому описанию агрессивности С.Ф.Сироткин (1995б) предполагает подойти через метапсихологию З.Фрейда, которая включает в себя топографический, динамический, структурный, генетический, экономический и адаптивный подходы (Фрейд, 1991). Топографический подход в анализе агрессивности может быть выражен в качественной частной оценке содержания агрессивных фантазий, образов, реализованных в проекциях различного рода и в поведении, обусловленного этими проекциями. Динамический подход позволяет выявлять фиксации влечений и их динамическую составляющую, раскрывать симптомы как отражение "судьбы влечений". Экономический подход вносит в оценку агрессивности понимание путей реализации аффективного потенциала и позволяет выстраивать вероятностную модель существования и протекания агрессивных реакций.

     Структурная оценка агрессивности, в той или иной мере, позволяет говорить о структурной самоподчиненности форм проявления агрессивности,  их взаимосвязи друг с другом,  их иерархической и функциональной специфичности. Генетический подход к агрессивности дает возможность качественно определить травматический смысл переживаемых в настоящем агрессивных состояний. Адаптивный подход включает классификацию нарушений поведения, состоящую их 4-х субтипов:

     – несоциализированное, агрессивное поведение;

     – несоциализированное, неагрессивное;

     – социализированное, агрессивное;

     – социализированное, неагрессивное (Сироткин, 1956).

     Этот  подход представляется по форме очень  интересным, а по содержанию невыполнимым. Спрашивается: с помощью каких  методических приемов, кроме метода свободных ассоциаций, толкования сновидений и наблюдения, автор собирается реализовать на практике свои теоретические положения? Если никаких других методов не использовать, то полученный материал, его обработка и интерпретация, в значительной степени, будет зависеть от экспериментатора, во-первых, а во-вторых, на тех данных, которые, в первую очередь, относятся к раннему детству, будет лежать печать недоказуемости: очень мало людей, которые помнят себя до 3-х лет.

Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков