Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.

Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.

Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.

Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.

Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31

II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46

Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 751.50 Кб (Скачать)
 

Рис. 1. Уровень  агрессивности по А. Ассингеру (в  процентах). 
 

     По  результатам опросника А. Ассингера, можно сделать вывод, что большая часть подростков (78%) имеет средний уровень агрессивности. Эти подростки вполне успешны, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. Они корректны в межличностных отношениях, с ними легко общаться.

     Испытуемые  склонны искать пути к примирению после очередного конфликта. В критической  ситуации они сохраняют спокойствие. Дружелюбны, ответственны, отзывчивы.

     Взгляды на жизнь у них сбалансированные, на неудачи и стрессы проявляют  устойчивость. Психически уравновешенны, справедливы. Любят домашних животных.

     Для другой части группы испытуемых характерен несколько завышенный уровень агрессивности (18%). Эти подростки излишне агрессивны, и  при этом нередко бывают неуравновешенными и чрезмерно жесткими по отношению к другим людям. Надеются добиться высокого положения среди сверстников, рассчитывая на собственные методы, и успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому их не удивляет неприязнь одноклассников, но при малейшей возможности стараются их за это наказать.

     В значительной степени случаев у  этой группы испытуемых-подростков агрессия может возникать как реакция  на фрустрацию и сопровождаться эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. В зависимости от ситуаций их враждебная агрессия может характеризоваться целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому субъекту.

     В группе выявлен небольшой процент  подростков (4%), которые чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

     Таким подросткам свойственно отказываться от ответственных заданий ради собственного спокойствия, в критических ситуациях  стараться избегать их.

     У такой группы подростков вполне достаточные  основания для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов  и осуществлением продуктивного  общения, что собственно может отражаться на поведении в виде застенчивости и ограниченной общительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2а 

Эмоциональная реакция на воздействие негативных стимулов окружающей среды по В.В.Бойко (в баллах) 

 
Номер п/п
«Эйфорическая активность» – «а» «Рефрактерная активность» – «б» «Дисфорическая активность» – «в»
1 3 7 3
2 8 3 2
3 5 5 3
4 4 4 5
5 6 5 2
6 4 6 3
7 3 6 4
8 5 6 2
9 7 4 2
10 7 4 2
11 3 5 5
12 4 6 3
13 6 5 2
14 5 5 3
15 7 2 4
16 6 3 4
17 3 8 2
18 7 1 7
19 5 4 4
20 3 6 4
21 7 3 3
22 5 2 6
23 6 5 2
24 6 4 3
25 8 2 3
26 8 3 2
27 4 5 4
28 6 5 2
Средний балл 6 3
 
 
 
 

Таблица 2б 

Эмоциональная реакция на воздействие амбивалентных стимулов окружающей среды по В.В.Бойко (в баллах) 

 
Номер п/п
«Эйфорическая активность» – «а» «Рефрактерная активность» – «б» «Дисфорическая активность» – «в»
1 3 10 -
2 4 8 1
3 5 8 -
4 6 6 1
5 7 6 -
6 4 9 -
7 2 10 1
8 11 2 -
9 3 7 3
10 5 6 2
11 2 9 2
12 6 4 3
13 9 3 1
14 8 4 1
15 4 6 3
16 9 2 2
17 4 8 1
18 7 3 3
19 7 3 3
20 3 6 4
21 7 3 3
22 10 2 1
23 7 6 -
24 6 6 1
25 6 6 1
26 5 8 -
27 7 2 4
28 5 7 1
Средний балл 5 6 2
 
 
 
 
 

Таблица 2в 

Эмоциональная реакция на воздействие позитивных стимулов окружающей среды по В.В.Бойко (в баллах) 

 
Номер п/п
«Эйфорическая активность» – «а» «Рефрактерная активность» – «б» «Дисфорическая активность» – «в»
1 8 4 1
2 7 4 2
3 7 4 2
4 9 2 2
5 8 3 2
6 7 4 2
7 9 4 -
8 10 3 -
9 5 4 4
10 4 7 2
11 5 5 3
12 6 6 1
13 9 3 1
14 9 2 2
15 3 4 6
16 9 2 2
17 6 4 3
18 9 4 -
19 4 4 5
20 5 4 4
21 7 4 2
22 6 5 2
23 7 3 3
24 7 5 1
25 8 5 -
26 10 3 -
27 10 3 -
28 7 5 1
Средний балл 7 2
 
 

     

 Рис. 2. Эмоциональная  реакция на воздействие стимулов  окружающей среды по В.В.Бойко  (в процентах). 

     По  данным опросника В.В.Бойко можно  выявить определенный тип эмоциональной реакции на воздействие негативных стимулов окружающей среды. В исследуемой группе преобладает эйфорическая реакция (у 46%) – неадекватное, чрезмерно повышенное настроение, состояние беспечного довольства, благодушия, снижающее критическую самооценку личности и не соответствующее объективным обстоятельствам.  

     Рефрактерная  реакция подростков в данном исследовании также имеет довольно высокий  уровень (у 36%). Эмоциональная система восприятия испытуемых пасует перед разными влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они "застревают" в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.

     Выявился  небольшой процент подростков (18%), у которых положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям. Эмоциональная система испытуемых в целом настроена на отрицательные стимулы. Дисфорическая реакция приводит подростков к негативному эмоциональному состоянию раздражительности, озлобленности, готовности к агрессивным проявлениям. 

     В исследуемой группе преобладает  эйфорическая реакция (у 46%) – неадекватное, чрезмерно повышенное настроение, состояние беспечного довольства, благодушия, снижающее критическую самооценку личности и не соответствующее объективным обстоятельствам. У этой группы испытуемых-подростков наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение. 

Таблица 3 

Уровень самоуважения по М. Розенберг (в баллах) 

Номер п/п Количество  баллов Уровень самоуважения
1 29 Адекватный 
2 28 Адекватный
3 28 Адекватный
4 30 Адекватный
5 31 Завышенный 
6 30 Адекватный
7 28 Адекватный
8 29 Адекватный
9 26 Адекватный
10 31 Завышенный
11 26 Адекватный
12 27 Адекватный
13 29 Адекватный
14 29 Адекватный
15 27 Адекватный
16 27 Адекватный
17 27 Адекватный
18 32 Завышенный
19 26 Адекватный
20 37 Завышенный
21 33 Завышенный
22 31 Завышенный
23 27 Адекватный
24 28 Адекватный
25 30 Адекватный
26 29 Адекватный
27 28 Адекватный
            28 29 Адекватный
Средний балл 29 Адекватный 

Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков