Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа
Актуальность  данного исследования заключается  в том, что оно направлено на выявление  причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.
     Цель  работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.
     Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.
     Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.
     Объект  исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).
Введение…………………………………………………………………3
I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31
II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46
Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………
Полученный результат может (и должен) иметь выход в такие области практики, как консультирование (в том числе профессиональное), психокоррекция, психотерапия и др., широко распространенные как у нас в стране, так и за рубежом.
Следует отметить, что отличительной чертой несовершеннолетних правонарушителей является отсутствие навыков самоанализа, самооценивания. Как правило, они затрудняются назвать хорошие и плохие черты характера, как у себя, так и у своих друзей.
Затрудняются определить, что именно в себе надо изменить, чтобы стать на путь самосовершенствования, исправления. Поэтому необходимо подтолкнуть подростка к самоанализу, к потребности раздумий о себе, о своих поступках. К этому могут побуждать частные беседы воспитателя, рассуждения о различных жизненных ситуациях и нравственных коллизиях, отраженных в прочитанных книгах, просмотренных фильмах, наблюдаемых в жизни.
      Коррекция 
отклоняющегося поведения предполагает 
в первую очередь выявление 
      Проведенная 
работа открывает широкие перспективы 
для дальнейших исследований, поскольку 
она актуальна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Одна 
и та же поведенческая реакция 
разными индивидами может восприниматься 
и как недопустимо агрессивная и как нормальная 
— все зависит от системы  норм и ценностей 
конкретного индивида. Такого рода внутренние 
стандарты наиболее ярко проявляются, 
а значит, и оказывают наиболее сильное 
влияние на поведение в ситуации повышенного 
личностного самоосознания. Повышение 
степени личностного самоосознания подталкивает 
индивида к агрессии, если он считает подобное 
поведение допустимым, и наоборот, удерживает 
его от совершенная агрессивных действий, 
если он относится к такому поведению 
как к недопустимому. 
     Фрустрация 
порождает агрессивное 
     Фрустрация 
или другие агрессивные стимулы 
(боль, жара и т.д.) провоцирует агрессивные 
реакции путем образования 
     Агрессия 
обусловлена возбуждением, т.е. состоянием, 
которое можно наблюдать и 
измерять. Возбуждение имеет отношение 
к раздражению симпатической 
нервной системы, что находит 
выражение в различных 
 
 
     Список 
литературы 
     1. 
Алексеева Т.Н. Ожидание 
     2. 
Александровская Э.М., Пиатковская 
Ю. Структура личностных 
3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986;
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968;
     5. 
Бороздина Л.В. Что такое 
     6. 
Бороздина Л.В. Теоретико-
7. Бороздина Л.В., Рудова Е.В., Соломина Л.В. Самооценка и возраст. - В кн.: Тез. научн. сообщений сов. психологов VI съезду О-ва психологов. Категории, принципы и методы психологик. Психические процессы. Ч. 2. М., 1983;
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. С-Пб., 1997;
9. Джеймс У. Психология - М., 1991;
     10. 
Ениколопов С.Н. Психология 
     11. 
Захарова А.В. Структурно-
12. Коп И.С. Открытие Я. - М., 1978;
13. Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. - М., 1994;
14. Мак-Кей М.. Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. - С-Пб., 1997;
     15. 
Мейер Б. Структура личностных 
свойств у старших школьников//
16. Мишина Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах // В кн. Неврозы и пограничные состояния. - Л., 1972;
17. Назаретяп А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. - М., 1995;
     18. 
Неймарк М.С. Направленность 
     19. 
Носенко Э.Л. Эмоциональное 
     20. 
Пацявичус 1-1.Л. 
     21. 
Реан А.А. Агрессия и 
     22. 
Сафин В.Ф. Устойчивость 
23. Семенюк .M. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста - М., АПН, 1991;
     24. 
Сироткин С.Ф. К вопросу о 
метапсихологической оценке 
25. Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. - М., 1989;
     26. 
Соловьева С.Л. Агрессивное 
     27. 
Столин В.В. Самосознание 
28. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. - М., 1991;
29. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.//Фрейд 3. Психоаналитические этюды. - М., 1992;
30. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность т. 1 - М, 1986.
Задание 1
Инструкция. Обведите вариант ответа, с которым Вы согласны.
Задание 2
Инструкция. Выберите подходящий вариант ответа – «а», «б» или «в».
а) быстро проходит;
б) остается какое-то время, но я не показываю;
в) отрицательно сказывается на общении с домашними.
2. Жизнь показывает, что я склонен:
а) все видеть в основном оптимистично;
б) воспринимать все преимущественно в спокойных, нейтральных тонах;
в) относиться ко всему по большей части пессимистично.
3. Когда на улице хорошая погода, то чаще всего:
а) у меня улучшается настроение или повышается активность;
б) мне хочется расслабиться, отложить дела, бездельничать;
в) я на это никак не реагирую или чувствую себя несчастным, подавленным.
  4. Если 
бы мне предложили пройти тест 
на определение уровня 
а) охотно согласился бы;
б) постарался бы не проходить;
в) категорически отказался бы.
5. В общении с новыми знакомыми я обычно:
а) легко и быстро вступаю в контакт;
б) сначала некоторое время присматриваюсь и проявляю осторожность;
в) стараюсь вообще особенно не сближаться.
6. Когда бывает радостно на душе, то обычно мне хочется:
а) чтобы это увидели, почувствовали все; б) чтобы это увидели, почувствовали только близкие мне люди; в) чтобы этого никто не заметил.
  7. Очередное 
трудное обстоятельство в 
а) с готовностью успешно преодолеть;
б) с некоторой тревогой, беспокойством;
Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков