Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.

Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.

Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.

Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.

Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31

II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46

Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

     Несмотря  на все выше перечисленные минусы, обозначенная идея (построения иерархической модели агрессивности на различных уровнях психического) представляется интересной и требующей дальнейшего изучения.

     2. Эволюционный подход. В рамках  одного из направлений данного  подхода, а именно этологического, началом агрессии считается врожденный инстинкт борьбы за существование, который присутствует у людей так же, как и у всех других существ (Лоренц, 1994). К.Лоренц считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, накапливаясь с течением времени. Развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии и 2) наличие стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

     Сторонники  эволюционного подхода есть и  у нас в стране (Назаретян, 1995); в то же время присутствуют и критики, которые противопоставляют эволюционному подходу этико-гуманистический подход (Реан, 1996). Агрессия — причинение вреда другому человеку — расценивается здесь как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Отсутствие такой сущности — пагубно и должно быть устранено, так как блокирует самоосуществление личности (Реан, 1996).

     3. Фрустрационный подход. Теория "фрустрации-агрессии" была предложена Доллардом с  соавторами (Dollard et al., 1939). Агрессия определялась ими как "акт", целью которого является вред некоторой личности или объекту, а фрустрация — как такое условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи.

     Фрустрация  всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Однако проведенные экспериментальные исследования не установили жесткой связи между фрустрацией и агрессией. Один из авторов теории, Н.Миллер, ввел в нее поправки: фрустрация порождает различные модели поведения, а агрессия является одной из них. Он ввел понятие "провокация агрессии", в зависимости, от силы которой агрессия могла быть либо наблюдаемой, либо нет (Muller, 1941).

     Наиболее  значительным изменениям эта теория обязана Л.Берковицу (Berkowitz, 1962). Именно он ввел понятие "гнев" как эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Агрессия, по его мнению, не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена. В концепцию "фрустрации-агрессии" он внес три существенные поправки:

     а) фрустрация не обязательно реализуется  в агрессивных действиях, но она  стимулирует готовность к ним;

     б) даже при готовности агрессия не возникает  без соответствующих посылов  — средовых стимулов, связанных  с актуальными или предшествующими  факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом;

     в) выход из окружающей ситуации с помощью  агрессивных действий воспитывает  у индивида привычку к подобным действиям (Berkowitz, 1962).

     В более поздних работах Л.Берковиц подверг пересмотру положения своей  теории, сделав акцент на эмоциональных и познавательных процессах. В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие агрессивные стимулы (боль, жара и т.д.) провоцирует агрессивные реакции путем образования негативного аффекта. В редакции 1989 года теория Л.Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции (Бэрон, Ричардсон, 1997).

     4. Теория переноса возбуждения  Д.Зиллманна. По мнению данного  автора, агрессия обусловлена возбуждением, т.е. состоянием, которое можно наблюдать и измерять (Zillmann,1979). Возбуждение имеет отношение к раздражению симпатической нервной системы, что находит выражение в различных соматических реакциях, таких как учащение пульса, повышение артериального давления и т.п. Возбуждение от одного источника может переноситься (накладываться) на другой, тем самым, усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. В более поздних работах (1988, 1990) Д.Зиллманн утверждал, что возбуждение непосредственно взаимосвязано с познанием: оба компонента влияют друг на друга. При очень высоких уровнях возбуждения снижение способности к познавательной деятельности может приводить, в том числе, к агрессивному поведению, т.к. дезинтеграция когнитивного процесса создаст помеху торможению агрессии. При умеренном возбуждении сложные когнитивные процессы будут разворачиваться в направлении ослабления агрессивных реакций (цит. по Бэрон, Ричардсон, 1997).

     5. Поведенческий подход. Его представителями  являются А.Бандура и А.Басс. Согласно А.Бандуре (Bandura, 1973) исчерпывающий анализ поведения требует учета трех моментов:

     1) способов усвоения агрессивных  действий:

     2) факторов, провоцирующих их появление;

     3) условий, при которых они закрепляются.

     Теория  социального научения (часто рассматриваемую в рамках поведенческого подхода) А.Бандуры изучает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения (Bandura, 1973). Эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий, которые подтверждаются наблюдениями и анализом поведения в реальных жизненных ситуациях. Р.Сиерс с коллегами обнаружили положительную корреляцию между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой и интенсивностью наказания, применяемою матерями этих детей (Sears, Maccoby, Levin, 1957).

     Одним из родоначальников поведенческого подхода является Арнольд Басс. С его точки зрения, фрустрация — это блокирование процесса инструментального поведения. Он вводит понятие "атака" — акта, доставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую (Buss, 1961). А.Басс указал на четыре фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

     1) частота и интенсивность случаев,  в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен;

     2) частота достижения успеха путем  агрессии приводит к сильным  атакующим привычкам. Успех может  переживаться внутри и вызывать  резкое ослабление гнева; он  может быть и внешним, выражающимся в устранении какого-либо препятствия или достижение вознаграждения;

     3) культурные и субкультурные нормы,  усваиваемые человеком, могут  облегчить развитие у него  агрессивности;

     4) темперамент, т.е. характеристики  поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными. К переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности, А.Басс относит импульсивность, интенсивность реакции, уровень активности и независимости. По мнению автора, независимость связана со стремлением к самоуважению и защите от группового давления. Важным компонентом независимости является также и непослушание (Buss, 1961).

     В психотерапевтической практике рекомендуется  использовать такие моменты как  самоисследование, поведенческие и  познавательные влияния (Мак-Кей, Роджерс, Мак-Кей, 1997), чтобы помочь пациенту воспринимать мир как менее угрожающий ему и тем самым уничтожить гнев (Deffenbacher, 1992). Близко к этому подходу и представление о так называемом "растворении гнева" (Чойдон, 1994). Здесь делается акцент на познании человеком себя и других.

     К сожалению, в психологии проведено  очень мало исследований, касающихся взаимодействия структуры "Я", агрессивности  и других личностных черт. Одним  из исключений может служить работа Д.Кубаски-Жасьески (1988). С помощью  опросников были исследованы группы молодых испытуемых с различным уровнем агрессивности.

     Показано, что структура "Я" у агрессивных  личностей характеризуется снижением  самоуважения, несогласованностью в  различных формах оценки реального "Я", глубоким расхождением между реальным и идеальным "Я", различиями в структуре образов "Я" и др. Связь между этими чертами (особенно между низким уважением) и высокой тревожностью интерпретируется автором как причинная зависимость: структура "Я" агрессивных личностей порождает тревожность. 
 

     1.4 Исследование взаимосвязи  самооценки и агрессивности 

     Описанные выше подходы к изучению агрессии не дают возможность представления  этого конструкта, этой психологической  реальности в структуре личности. Такое представление открыло  бы новые возможности в раскрытии природы и содержания изучаемого явления. Последнее из выше описанных направлений исследования агрессивности (как черты личности) является наиболее перспективным. Большую помощь в изучении этого вопроса может оказать изучение взаимосвязи самооценки индивида, тревожности, агрессивности и т.д. Попытки проследить такую взаимосвязь предпринимаются у нас в стране.

     Уровень выраженности агрессивных реакций  коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается  в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. В одном исследовании было показано, что уровень физической агрессии подростков 14-17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие как самооценка способности к лидерству и самооценка своего "физического Я", коррелируют с такой формой агрессии как негативизм (Реан, 1998). Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки "сходятся" в одной личности.

     В том же исследовании было показано, что вербальная агрессия коррелирует  с различными аспектами самооценки подростков. Также как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта (Реан, 1997). Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно, если для этого подростка характерны представления о себе как о высоко автономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.

     Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях, состоит в том, что более агрессивные подростки  чаще имеют крайнюю, экстремальную  самооценку - либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для не агрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе не агрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков - 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе не агрессивных - только 15% (Реан, Трофимова, 1999).

     Для понимания подростковой агрессии большое  значение имеет рассмотрение не только самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например, учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории агрессии сказали бы в этом случае более категорично - такая ситуация не просто может, но явно будет приводить к агрессии.

     Специальные исследования, проведенные по этому  поводу, показали, что, действительно, подростки, чья самооценка находится  в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии как раздражительность, физическая агрессия и обида.

     Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии представляется наиболее загадочным, и, конечно, не должен сводиться лишь к клинической мазохистской интерпретации. Понятно, что аутоагрессия, также как и агрессии вообще, представляет значительный интерес именно для "нормальной" психологии личности.

Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков