Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих агрессивность у подростков, связанную с их самооценкой.

Цель работы – исследовать зависимость агрессивности подростков от степени влияния их самооценки.

Гипотеза: подростки с завышенным или заниженным уровнем самооценки обладают большей степенью агрессивности по сравнению со сверстниками с адекватным уровнем самооценки.

Предмет исследования – самооценка подростков с чертой агрессивности.

Объект исследования – подростки с разной степенью агрессивности. База эксперимента – Елецкий машиностроительный техникум (учащиеся 1 курса группы ВМ-05-2, 28 человек, подростки 16 лет, мужского пола).

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I. Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков………………….……………………………..6
1.1 Личностные особенности развития подростков……………...…...6
1.2 Проблема самооценки в работах отечественных и зарубежных психологов…………………………………….………………...…………….11
1.3 Теоретические подходы в изучении проблемы агрессивности…18
1.4 Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.........…31

II. Экспериментальное исследование влияния самооценки на уровень агрессивности подростков………..……………………………...41
2.1 Методы и методики исследования………………………………..41
2.2 Анализ результатов исследования….....…………………………..46

Заключение…………………………………………………………….56
Список литературы..……………………………………………..…..58
Приложение…………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

     Аутоагрессия, как мы могли убедиться выше, - это, как правило, низкая самооценка и неприятие себя. Уже это вполне достаточные основания для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Что собственно и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях застенчивости и низких показателях общительности.

     Наличие аутоагрессии связано с особенностями  восприятия других людей. Однако связи  эти являются далеко не тривиальными, а, на первый взгляд, даже и парадоксальными. Аутоагрессия, по нашим данным, практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых "других". Наиболее сильно эта тенденция позитивного восприятия других с ростом уровня аутоагрессии проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и в отношении собственных родителей (дифференцированно изучалось отношение к отцу и к матери - тенденция оказалась общей). Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, "каким меня видят другие" (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности.

     И, наконец, агрессия может, как усиливаться, так и подавляться за счет тех  аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самоосознании; когда человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях — говорят о приватном самоосознании. Любой из двух указанных типов личностного самоосознания способствует снижению вероятности проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня личностного самоосознания, которое может быть описано в терминах процессов дезингибиции и деиндивидуализация, способствует возникновению агрессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экспериментальное исследование влияния  самооценки на уровень  агрессивности подростков.

2.1 Методы и методики  исследования

 

     В работе использованы пять методик соответственно цели исследования (две методики для  диагностики степени агрессивности, одна – для диагностики самоотношения  и две – для диагностики  самооценки). 

  1. Методика  для диагностики  агрессивности (А.Ассингер).

     Тест позволяет определить, достаточно ли человек корректен в межличностных отношениях, и легко ли с ним общаться.

     Инструкция.

      Опросник  состоит из двадцати вопросов, каждый из которых имеет три варианта ответов (1, 2, 3).

      Обведите  вариант ответа, с которым Вы согласны.

      Отвечать  нужно следующим образом:

      – сначала прослушайте вопрос и варианты ответа на него;

      – затем выберите один из трех предложенных вариантов ответа, отражающий Ваше мнение, и обведите цифру в соответствующей клеточке Бланка ответов.

      Отвечая на вопрос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером на бланке ответов.

      Когда будете отвечать на вопросы, помните  все время следующие правила:

      1. Не тратьте много времени на  обдумывание ответов. Давайте  тот ответ, который первым приходит в голову.

      Конечно, вопросы часто будут не так  конкретны, как Вам хотелось бы. В  таком случае, отвечая, старайтесь представить, что в среднем более характерно для ситуации, о которой Вас  спрашивают, и на основе этого выбирайте  ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.

      2. Опросник содержит несколько  логических вопросов, в которых  Вы должны выбрать единственный  правильный ответ.

      3. Ни в коем случае ничего  не пропускайте. Давайте ответ  на каждый вопрос, хоть какой-нибудь.

      4. Отвечайте как можно искренней. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

      Ваши  ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального ключа, который  находится у психолога. Причем ответы на отдельные вопросы вообще никем не будут изучаться: нас интересуют только обобщенные показатели. 

     2) Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (В.В.Бойко).

     Тест  позволяет определить эмоциональную  систему восприятия подростков перед разными влияниями.

     В методике учитываются два параметра:

     1. реакции:

     – "эйфорическая активность вовне" – "а" (эйфория – повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение);

     – "рефрактерная активность вовнутрь" – "б";

     – "дисфорическая активность вовне" – "в" (дисфория – пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к агрессии);

     2. характер стимулов:

     – положительные стимулы обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка);

     – амбивалентные (или нейтральные) –  они двойственны по природе. В  них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл – все зависит  от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе);

     – отрицательные – отрицательные  смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).

     Инструкция.

     Выберите  подходящий вариант ответа: "а", "б" или "в".

     Будьте  искренни. 

  1. Шкала самоуважения М.Розенберга.

     Это опросник для подростков, выявляющий глобальное самоотношение. Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя проведенный позднее факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции.

     Опросник  обладает хорошей надежностью и  конструктивной валидностью.

     Методика  состоит из десяти суждений, на каждое из которых предлагаются четыре градации ответов, кодируемых в баллах.

     Инструкция.

     Выберите  один из вариантов ответов:

     а) полностью согласен,

     б) согласен,

     в) не согласен,

     г) абсолютно согласен;

 для  каждого из десяти утверждений,  характеризующих Вас. 

  1. Методика  экспериментального исследования самооценки.

     Методика  дает представление о степени  адекватности самооценки личности и самопринятия.

     Предлагается  сложный вариант, рекомендуемый  старшеклассникам и взрослым, а также  старшим подросткам.

     Инструкция.

     Из  предложенного списка качеств, характеризующих  личность, выберите слова, которые Вам  хорошо знакомы. Расположите выбранные  слова посредством цифры в столбик так, чтобы на первом месте находилось слово, которое обозначает качество, наименее желаемое, с Вашей точки зрения, в человеке. За ним ставится слово (цифра), которое Вам меньше всего из оставшихся  слов нравится (из 9) и т.д. На последнем месте будет стоять наиболее привлекательное качество.

     Теперь  с исходным списком проделаете другую работу. На первое место поставьте  качество, которое из выбранных десяти менее всего выражено в Вас, на второе место – наименее выраженное из оставшихся девяти и т.д. Тогда последним будет стоять наиболее выраженное качество у Вас. 

  1. Методика  исследования самооценки (по Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

      Методика  предложена С.Я.Рубинштейном для исследования самооценки. В ней использован  прием Т.В.Дембо, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем здоровье, умственном развитии, характере и счастье.

      С.Я.Рубинштейн значительно изменил эту методику, расширил ее, ввел вместо одной шкалы  – четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). В методике Дембо-Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

      Методика  отличается крайней простотой. Ее можно использовать для испытуемых любого возраста: от дошкольников до стариков.

      Также эта методика дает возможность выявить  детей с неустойчивой самооценкой, склонностью к крайностям и извращению оценок, что свойственно больным  шизофренией. Больные с депрессией тяготеют к низким оценкам. Однако окончательные выводы по одной этой методике делать нельзя.

      Инструкция.

      На  Бланке ответов нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно  на этих лестницах расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лестницах.

      Укажите свое место на ступеньках всех лестниц. Все ответы должны быть внесены в прилагаемый бланк ответов.

  2.2 Анализ результатов исследования

 

      Исследование  проводилось в Елецком машиностроительном техникуме с 27 апреля по 4 мая 2006 года в кабинете химии и биологии в промежутке c 10.00 по 11.00 часов. Контингент испытуемых – студенты  группы ВМ-05-02 ("вычислительные машины") ЕМСТ из 28 человек, юноши со средним возрастом – 16 лет.

Таблица 1 

Уровень агрессивности по А. Ассингеру (в  баллах)

Номер п/п Количество  баллов Уровень агрессивности
1 41 Умеренный
2 42 Умеренный
3 45 Завышенный
4 47 Завышенный
5 40 Умеренный
6 44 Умеренный
7 44 Умеренный
8 40 Умеренный
9 43 Умеренный
10 37 Умеренный
11 39 Умеренный
12 41 Умеренный
13 39 Умеренный
14 34 Заниженный 
15 38 Умеренный
16 45 Завышенный
17 38 Умеренный
18 43 Умеренный
19 39 Умеренный
20 44 Умеренный
21 40 Умеренный
22 46 Завышенный
23 39 Умеренный
24 37 Умеренный
25 45 Завышенный 
26 43 Умеренный
27 40 Умеренный
28 44 Умеренный
Средний балл 41 Умеренный

Информация о работе Аналитический обзор изучения проблемы самооценки и агрессивности у подростков