Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, дипломная работа

Описание работы

В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме определения творчества
1.2 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме развития творческих способностей
1.3 Дошкольный возраст сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка
1.4 Развитие качеств творческого мышления
1.5 Развитие творческого воображения
1.6 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.7 Нетрадиционные способы обучения рассказыванию
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня организации работы педагогов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.1 Определение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказываниию
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ проблемы развития творческих способностей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

5. Способность легко  ассоциировать отдалённые понятия.  

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.  

7. Гибкость мышления.  

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.  

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы знаний.  

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить  наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.  

11. Лёгкость генерирования  идей.  

12. Творческое воображение.  

13. Способность доработки  деталей, к совершенствованию  первоначального замысла [5, c.27]. 

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. 1995 № 9, с.5455.. 

1. Релизм воображения  образное схватывание некоторой  существенной, общей тенденции или  закономерности развития цедостного  объекта, до того, как человек  имеет о ней четкое понятие  и может вписать её в систему строгих логических категорий.  

2. Умение видеть  целое раньше частей.  

3. Надситуативно  преобразовательный характер творческих  решений способность при решении  проблемы не просто выбирать  из навязанных извне альтернатив,  а самостоятельно создавать альтернативу.  

4. Экспериментирование  способность сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность  проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.  

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон ТРИЗ, 2001..  

1. Способность рисковать.  

2. Дивергентное мышление.  

3. Гибкость в мышлении и действиях.  

4. Скорость мышления.  

5. Способность высказывать  оригинальные идеи и изобретать  новые.  

6. Богатое воображение.  

7. Восприятие неоднозначности  вещей и явлений.  

8. Высокие эстетические  ценности.  

9. Развитая интуиция [14, c.31].  

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о  составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.  

Исходя из этого, можно определить основные направления  в развитии творческих способностей детей:  

1. Развитие воображения.  

2. Развитие качеств  мышления, которые формируют креативность.  

  

1.5 Развитие творческого воображения 

  

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.  

Воображение это  умение конструировать в уме из элементов  жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений чтолибо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.  

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует  представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы все это является продуктом творческого воображения.  

Дошкольное детство  является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.  

Из этого следует, что творческая деятельность воображения  находится в прямой зависимости  от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, чтото рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы [15, c.38].  

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень  рано начинают о себе заявлять. Проявляется  это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 34 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.  

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов  ребенка должно идти по двум основным направлениям:  

1. Постепенно обогащение  опыта ребенка, насыщение этого  опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.  

2. Постепенное расширение  и углубление познавательных  интересов внутри одной и той  же сферы действительности.  

Накопление знаний, опыта это только предпосылка  для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.  

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника это развитие направленности воображения [24, c.70].  

У младшего дошкольника  воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.  

  

1.6 Развитие связной  речи детей старшего дошкольного  возраста 

  

В ходе своего развития речь детей тесно связана с  характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. 

Развитие связной  речи является центральной задачей  речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка 

Связность как один из самых значимых категориальных признаков  текста характеризуется взаимодействием  нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры. 

По определению  С.Л.Рубинштейна, связной называет такую  речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного  содержания. В овладении речью, считает  Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность. 

Закономерности развития связной речи детей с момента  ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.  

В дошкольном возрасте наступает качественно новый  этап освоения речи. Мотивом активного  овладения родным языком выступают  растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и Сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.  

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. (Равным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.  

В развитии словаря  дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. Напомним, что в конце первого - начале второго года жизни слово обозначает один конкретный предмет, соответствуя его чувственному образу. К концу второго года жизни слово обозначает группу однородных предметов («чашка» - это различные чашки). В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный - это тот, кто не делится игрушками, добрый - тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность словаря дошкольника описал Е.А.Аркин. Он показал соотношение разных существительных в речи четырехлетнего ребенка: жилище -15,2%, пища - 9,6%, одежда - 8,8%, животные - 8,8%, растения - 6,6%, городской быт - 5,1%, части тела - 4,7%, профессия, техника и инструменты - 4,6%, неживая природа - 3,3%, время - 3,4%, социальные явления - 3,3%, родовые понятия - 1%, геометрические фигуры - 0,9%, абстрактные слова - 0,7%.  

Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти  ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника  важна не отнесенность слова к  определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).  

Информация о работе Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста