Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, дипломная работа

Описание работы

В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме определения творчества
1.2 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме развития творческих способностей
1.3 Дошкольный возраст сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка
1.4 Развитие качеств творческого мышления
1.5 Развитие творческого воображения
1.6 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.7 Нетрадиционные способы обучения рассказыванию
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня организации работы педагогов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.1 Определение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказываниию
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ проблемы развития творческих способностей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Данные, полученные при проведении данной методики представлены в таблице 2. 

Таблица 2 

Хочешь учиться? Мало времени?

Учись дистанционно или заочно! Разнообразие программ в МТИ!

mti.edu.ru  • Москва Секреты успеха Ирины Хакамады!

Хакамада делится  опытом. Тренинг о бизнесе и  жизни. Регистрируйтесь!

cityclass.ru  • Москва 

begun 
 
 

Изучение уровня развития творческих способностей по методике 

«Складная картинка»

№ 

Ф.И. ребенка 

Кол-во баллов 

Уровень развития творческих способностей 

Аня Е. 

15 

В 

Марина Б. 

12 

ВС 

Оксана Г. 

10 

ВС 

Таня М. 

15 

В 

Маша Р. 

10 

ВС 

Марат О. 

С 

Никита Л. 

С 

Иван Р. 

С 

Максим Ш. 

С 

10 

Дима Ш. 

С 
 

  

Таким образом, у  детей отмечается в 20% высокий уровень  развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 50% средний  уровень развития творческих способностей. 

Обобщим данные, полученные при проведении методик. 

Таблица 3 

Сводная таблица  изучения уровня развития творческих способностей

№ 

Ф.И. ребенка 

Методика «Солнце  в комнате»  

  

Методика «Складная  картинка» 

Уровень развития творческих способностей 

Аня Е. 

В 

В 

В 

Марина Б. 

В 

В 

В 

Оксана Г. 

ВС 

ВС 

ВС 

Таня М. 

В 

В 

В 

Маша Р. 

ВС 

ВС 

ВС 

Марат О. 

С 

С 

С 

Никита Л. 

С 

С 

С 

Иван Р. 

ВС 

ВС 

ВС 

Максим Ш. 

С 

С 

С 

10 

Дима Ш. 

С 

С 

С 
 

  

Таким образом, у  детей отмечается в 30% высокий уровень  развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний уровень развития творческих способностей. 

Для оценки эффективности  развития творческих способностей нами была выделена контрольная группа, состоящая из 10 дошкольников МДОУ № 314, где экспериментальная работа не проводилась, а данные констатирующего и контрольного среза в той и другой группе позволят судить об эффективности проводимой работы. 

Таблица 4 

Сводная таблица  изучения уровня развития творческих способностей в контрольной группе

№ 

Ф.И. ребенка 

Методика «Солнце в комнате»  

  

Методика «Складная  картинка» 

Уровень развития творческих способностей 

Дина Г. 

В 

В 

В 

Оля Т. 

ВС 

В 

В 

Владик Б. 

ВС 

ВС 

ВС 

Марина Щ. 

В 

В 

В 

Лена И. 

ВС 

ВС 

ВС 

Ирина И. 

ВС 

ВС 

ВС 

Дима К. 

С 

ВС 

ВС 

Олег Н. 

ВС 

ВС 

ВС 

Игорь В. 

С 

С 

С 

10 

Дима С. 

С 

ВС 

С 
 

  

Общий уровень творческих способностей в контрольной группе: у 50% уровень выше среднего, в 30% высокий  уровень, в 20% средний. 

С целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста нами были предложены рекомендации воспитателям по организации игр-драматизаций как одной из нестандартных форм обучения рассказыванию. 

  

2.2 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы  по развитию творческих способностей  детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию 

  

Программа развития представляет собой поэтапное выполнение отдельных задач, направленных на развитие творческих способностей.

№  

Этапы 

Мероприятия 

1. 

Организационный 

(май-сентябрь 2009 года) 

1. Участие в курсах  повышения квалификации в целях  повышения профессиональной компетентности  ”.  

2. Подбор литературы  по проблеме исследования. 

3. Анализ литературы. 

4. Подбор дидактических  игр по коррекции речевого  развития. 

5. Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных и творческих способностей.. 

6. Оформление и  обеспечение игрового уголка  “В гостях у сказки” для  обыгрывания персонажей детьми. 

2. 

Диагностический (сентябрь 2009) 

1. Составление и  подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 

2. Составление контрольных  листов и справки анализа осознания  личности детьми дошкольного  возраста в группе..  

3. 

Практический (сентябрь 20009 – март 2010) 

1. Анализ методической, педагогической литературы по  проблеме исследования. Обобщение  педагогического исследовательского  опыта.  

2. Использование  методов и приемов для развития  творческих способностей детей  дошкольного возраста через: средства  игр-драматизаций, ТРИЗ, мнемотехники, моделирования, песочной игротерапии, методов изобразительного творчества. 

3. Условия состояния  передметно-игровой среды для  творческой деятельности детей  дошкольного возраста. 

4. Составление индивидуальных  маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста. 

  

4. 

Обобщающий (апрель – май 2009) 

1. Обобщение итогов  фронтальной и индивидуальной  работы с детьми  

2. Подготовка отчета  о проделанной работе и оформление  исследовательского материала 

  
 

  

Темы занятий

№ 

Тема  

Вид обучения 

Мы из будущего 

ТРИЗ 

Мы из прошлого 

ТРИЗ 

Заучивание стихотворений 

Мнемотехника 

Пересказ рассказа 

Мнемотехника 

Составь сказку 

Моделирование 

Составь фантазию 

Моделирование 

Замок из песка 

Песочная терапия 

Песочный человек 

Песочная терапия 

В стране радуги 

Рисунок 

10 

Разноцветные истории 

Рисунок 

11 

Бумажный переполох 

Аппликация 

12 

Раз листочек, два  листочек 

Аппликация 

13 

Пластилиновая история 

Лепка 

14 

Сказка про медведя 

Игра-драматизация 
 

  

Приведем примеры  конспектов и заданий с использованием нетрадиционных форм обучения рассказыванию. 

“Путешествие по сказкам” 

Программное содержание: 

Закреплять знания детей о вежливости (слова приветствия  и прощания), о способах передачи информации и общения.  

Закреплять умение пересказа известной сказки с  опорой на основные события “по  кругу”; учить понимать скрытый  смысл сюжета сказки; продолжать учить  правильно задавать вопросы.  

Продолжать учить  детей давать нравственную оценку поведения того или иного героя в соответствии с нормами морали.  

Воспитание доброго  отношения друг к другу, чувства  сопереживания.  

Нормализация просодической  стороны речи.  

Коррекция эмоционально-познавательной сферы.  

Формы: мнемотехника, игра-драматизация, рисунок, моделирование. 

Оборудование: 

Кукла (плоскостная) - мальчик; значки помощники); русская  народная сказка “Маша и медведь”; микрофон; куклы-марионетки (по количеству детей); мольберт с рисунком из сказки “Морозко” с изображением падчерицы  и мачехиной дочери; конфеты (шоколадные в яркой обвертке и карамельки); сердечки из бумаги; сундук с элементами театральных костюмов; 2 больших зеркала; воздушный шарик и элементы для воздушной куклы (нарисованные части лица, палочка, шарф). 

Информация о работе Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста