Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологической сущности конфликтного поведения и факторов, его детерминирующих.

Задачи исследования:
1. Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта.
2. Обосновать методологические и инструментальные основы изучения конфликтного поведения.

3. Определить виды конфликтов.

4. Выявить причины, методы изучения конфликтного поведения.

5. Выявить особенности психологии конфликтного поведения.

6. Подобрать ряд диагностических методик направленных на изучение конфликта.

Содержание

Введение.


Глава 1. Теоретические аспекты понятия «конфликт». Общие характеристики конфликта.

1.Структура конфликта, понятие «конфликт».
2.Типы конфликтов.
3.Причины возникновение конфликтов.
4.Развитие конфликта.
5.Функции конфликтов
6.Стили конфликтного поведения
Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


2.1. Методы изучения конфликтного поведения.


2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


Глава 3. Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации.

3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва

3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

3.3.Тест Томаса – Килменна.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория конфликта.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение. 

Глава 1. Теоретические аспекты понятия  «конфликт». Общие характеристики конфликта.

    1. Структура  конфликта, понятие «конфликт».
    2. Типы конфликтов
    3. Причины возникновение конфликтов.
    4. Развитие конфликта.
    5. Функции конфликтов
    6. Стили конфликтного поведения

Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного  возраста (в контексте конфликтной  ситуации). 

2.1. Методы  изучения конфликтного поведения. 

2.2. Характеристика  старшего школьного возраста (в  контексте конфликтной ситуации). 

Глава 3. Характеристика методов и методик  изучения конфликта, поведения в  конфликтной ситуации.

     3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина,  П.А.Ковалёва

     3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

     3.3.Тест  Томаса – Килменна.

     Заключение.

     Список  литературы.

Введение.

Конфликт - важная составляющая социально-психологических  проблем, но, несмотря на постоянно  растущее число исследований в этом направлении, она остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У. Самнер, А. Смолл, К. Томпсон, К. Хорни). На современном уровне развития теоретических представлений о природе, содержании и путях возникновения и разрешение конфликтов необходимо провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований. Систематизация в этом направлении представляется актуальной, т. к. разночтения о природе конфликтов становятся фактором торможения исследований; она будет способствовать целенаправленному поиску эффективных путей разрешения сложных ситуаций в различных видах деятельности. Это необходимо также потому, что развитие цивилизации сопровождается возникновением и развитием самых разнообразных конфликтов, причудливо сочетающихся в различных комбинациях. Стало очевидным, что конфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; разные по масштабу, причинам, структуре, длительности, они требуют единой методологии как в исследованиях,  
Проблема понимания конфликта как социального явления и выявление его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления исследования.  
Наконец, следует развести как на методологическом уровне, так и на уровне понятийного аппарата социологический, психологический и социально-психологический подходы в изучении конфликта. Актуальность в данном случае обусловлена серьезными противоречиями между структурно-функциональными теориями с их системным принципом строения общества и пониманием конфликта как продукта внутренних изменений общества и т. д.  
В сущности, теории конфликта в чистом виде поддерживаются достаточно искусственно; социально-психологическая проблема нормативности в поведении рассматривается по-разному: например, в ряде исследований опираются на принцип, согласно которому отклонения - это условия развития личности, цивилизации в целом. Следовательно, требуется систематизация различных подходов в общем проблемном поле.

Схожесть  стремлений может привести к возникновению разногласий между группами и личностями. Значит, здесь уже уместно ввести такое понятие как конфликт.т.к. это довольно частое психологическое явление в нашем обществе.

Объектом данной работы является поведение личности в конфликтной ситуации.

Предмет: взаимосвязь стилей поведения личности в конфликте.

Цель: теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологической сущности конфликтного поведения и факторов, его детерминирующих.

Задачи  исследования:  
1. Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта.  
2. Обосновать методологические и инструментальные основы изучения конфликтного поведения.

3. Определить  виды конфликтов.

4. Выявить причины,  методы изучения конфликтного  поведения. 

5. Выявить особенности психологии конфликтного поведения.

6. Подобрать  ряд диагностических методик  направленных на изучение конфликта. 

 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «конфликт». Общие характеристики конфликта. 

    1. Структура конфликта, понятие «конфликт».

Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию конфликта. Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт. Одна группа ученых-социологов считаете что конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дарендорф). Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случаев когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельрод). Для этих представителей социологической конфликтологии конфликт возникает в тех случаях, когда разноглассия предполагают противоборствующие типы поведения (Козер, Шмидт, Обершалл). Некоторые (Поили) различие взглядов относят к ранним и поздним стадиям конфликта. Согласно бихевиористской (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других. Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом анормальное, деформированное состояние чувства установок и отношений между разными сторонами. Из всех этих подходов сложно представить определенное определение конфликтам поэтому рассмотрим различные определения конфликтам данные в учебных пособиях, выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.

1. Поскони Альберта Хедоури : Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами." Это ситуациям когда "каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое. То есть,

а) определяя  конфликт оперируют термином согласие, отождествляют конфликт с состоянием "согласие - несогласие". Чем выше степень разногласия, тем выше конфликтность

б) выделяют участников - лица или группы в организации 

в) конфликт проявляется через внешние формы  поведения его участников

г) в  качестве предмета конфликта называют - согласование точек зрения или целей участников.

Недостатки  определения: - конфликт - это не только разногласия - конфликт - это не только деятельность по утверждению своей  позиции и отрицанию чужой, не раскрыта стадия разрешения конфликта  и позитивная деятельность участников конфликта по согласованию точек зрения.

2. "Социология труда" под ред. Дряхлова, Кравченко, Щербины. Конфликт - "любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение (либо сохранение) средств производствам экономических позиций, власти или других ценностей, а также подчинением нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника". То есть,

а) определяя  конфликта оперируют понятиями  борьба противник 

б) участники - индивиды

в) конфликт рассматривается через поведение  участников в различных формах борьбы

г) предмет  конфликта - достижение или сохранение ценностей, интересов, подчинение или  устранение противника

В русском  языке слово конфликт стало употребляться с 19 века. В классическом Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля его еще нет. А современный Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в 20 веке оно имело очень широкую область применения: семейный конфликт, вооруженный конфликт на границе, конфликт с сослуживцами, конфликтная комиссияВ латинском языке (conflictus) означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово конфликт толкуется как столкновение, серьезное разногласие, спор.

Структура конфликта.

Структуру конфликта можно выразить формулой;

Конфликт == Конфликтная ситуация + Инцидент

  Конфликтная ситуация характеризуется наличием противо речия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, мо жет долго ке осознаваться. Она отражает всю совокупность при чин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.  [ №5;стр. 75-76]

  Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины конфликта. Показателем, а точнее, выражением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов. Напряженность есть особое состояние сознания и взаимодействия субъектов, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Напряженность представляет собой обобщающий признак конфликтной ситуации. Напряженность свидетельствует об определенном уровне сознания субъектами назревшего противоречия или противоречий и потребности их разрешения, понимания несоответствия сложившегося положения их интересам

  На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сто рон, образ ситуации, представленной в сознании каждой и сторон.

  Объектом конфликта является реальный или идеальны предмет, который слуншт причиной конфликта. Объект кои фликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет раз решение конфликта.

  Субъекты (стороны) конфликта — это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.

  Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов — внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию.

  На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. При участии представителей разных, этносов это практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга.

В структуру конфликта включают также ранги оппонентов. Оппонент первого ранга — это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересы и цели. Оппонент второго ранга — индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаимодействующих простых групп. 

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. [ №10; стр. 53-57 ]

Существует  достаточное количество определении  понятия «конфликт».

      Конфликт - весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.

       Конфликт - столкновение противоположно  направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

Прежде  всего, необходимо максимально четко  определить содержание, которое мы вкладываем в понятие «конфликт», обозначив тем самым границы  предметной области конфликтологии. Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Информация о работе Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации