Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологической сущности конфликтного поведения и факторов, его детерминирующих.

Задачи исследования:
1. Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта.
2. Обосновать методологические и инструментальные основы изучения конфликтного поведения.

3. Определить виды конфликтов.

4. Выявить причины, методы изучения конфликтного поведения.

5. Выявить особенности психологии конфликтного поведения.

6. Подобрать ряд диагностических методик направленных на изучение конфликта.

Содержание

Введение.


Глава 1. Теоретические аспекты понятия «конфликт». Общие характеристики конфликта.

1.Структура конфликта, понятие «конфликт».
2.Типы конфликтов.
3.Причины возникновение конфликтов.
4.Развитие конфликта.
5.Функции конфликтов
6.Стили конфликтного поведения
Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


2.1. Методы изучения конфликтного поведения.


2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


Глава 3. Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации.

3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва

3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

3.3.Тест Томаса – Килменна.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория конфликта.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Склонность конкретного лица в выборе способов разрешения конфликтов выявляется и другими приемами. В частности можно прибегнуть к психологическому тесту, который состоит из 15 вопросов-утверждений – по три вопроса на каждый из пяти стилей конфликтного поведения.

Оценка в баллах выставляется по следующей шкале: не согласен – 1 балл, согласен– 2 балла, скорее согласен – 3, больше согласен – 4 и  полностью согласен – 5 баллов. Если сумма баллов за ответы на три вопроса  превышает 10, то предпочтительность способа  разрешения конфликта считается выраженной.  

Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов

Способ  разрешения конфликтов Вопросы-утверждения,

требующие ответа

Оценка  ответа, баллы
Уклонение        
 
 
 
 
 

Приспособление        
 
 
 
 
 

Конфронтация     
 
 
 

Сотрудничество       
 
 
 
 

Компромисс

1. Мне сложно  отстаивать свою позицию, даже  если точно знаю, что я прав

2. Избегаю напряженных  конфликтных ситуаций

3. Добиваюсь  эффективных результатов, когда  работаю под руководством более  опытного партнера

1. Для меня важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами

2. Много времени  уделяю проблемам других и  часто забываю о себе

3. Если это  сделает другого счастливым, даю  ему возможность настоять на  своем

1.Я человек  принципиальный и никогда не меняю своей позиции

2. Из любого  конфликта выхожу победителем

3. Продолжаю  спор до тех пор, пока собеседник  не примет мою точку зрения

1. Трачу много  времени на поиски общих точек  соприкосновения

2. Пересматриваю  свою точку зрения, если почувствую свою неправоту

3. С удовольствием  проявляю инициативу в примирении  сторон

1. Отзываюсь  на предложения других, но сам  не склонен проявлять инициативу

2. Легко соглашаюсь  уступить, если и другой поступает  также

3. Часто соглашаюсь  на первое же условие, если оно ведет к урегулированию во взаимоотношениях

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению  и развитию конфликта, то есть приводящие к конфликту непосредственно.

В процессе конфликтного взаимодействия его участники  получают возможность выражать различные  мнения, выявлять больше альтернатив  при принятии решения, и именно в  этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то они функциональны. Если препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений, то они дисфункциональны. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

Существуют  два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный. Необходимо четко  различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими и здесь, как  говорится, третьего не дано. Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

В межличностных  конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. 

Проблема  понимания конфликта как социального  явления и выявление его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления исследования.  
Наконец, следует развести как на методологическом уровне, так и на уровне понятийного аппарата социологический, психологический и социально-психологический подходы в изучении конфликта. Актуальность в данном случае обусловлена серьезными противоречиями между структурно-функциональными теориями с их системным принципом строения общества и пониманием конфликта как продукта внутренних изменений общества.

Безусловно, в процессе исследования данного  вопроса были изучены теоретические  источники, проанализирована структура  конфликта, выделены методики изучения конфликта и конфликтного поведения.

      Надо  сказать о том, что цель поставленная в работе была достигнута, задачи решены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

  1. Авдеев  В.В. Психология решений проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992;
  2. Анцупов А.Я. Конфликтология. - М., 2002г
  3. А.С. Козлов “Процедурная помощь в разрешении конфликтов”. Журнал “Прикладная психология”, № 4. Москва - 1998г.
  4. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск. Наука, 1989
  5. Бабосов Е.М. Конфликтология. - Мн., 2000г
  6. Волков Б.С. Психология подростка - Мн., 2001г.,
  7. Возрастная психология. - М., 1996г.,
  8. Дубровина И.В. “Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту” Москва, 1987 г
  9. Д.П. Зеркин “Основы конфликтологии” (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998г
  10. Д. Скотт “Конфликты. Пути их преодоления”. Киев - 1991г.
  11. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. “Психология малой группы: теоретический и практический аспект” М, 1991
  12. А.С. Козлов “Процедурная помощь в разрешении конфликтов”. Журнал “Прикладная психология”, № 4. Москва - 1998г.
  13. Петровская Л. А. “о понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта” Л, 1977
  14. Психологические проблемы юности под ред. А.В. Петровского - М., 1969г
  15. “ПСИХОЛОГИЯ личности” ( под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск, 1998 г.
  16. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст - М., 1994г.
  17. Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов.” Спб, 1993
  18. Социальный конфликт.” Запрудский Ю.Г. Ростов н/Д., 1992.

Информация о работе Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации