Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологической сущности конфликтного поведения и факторов, его детерминирующих.

Задачи исследования:
1. Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта.
2. Обосновать методологические и инструментальные основы изучения конфликтного поведения.

3. Определить виды конфликтов.

4. Выявить причины, методы изучения конфликтного поведения.

5. Выявить особенности психологии конфликтного поведения.

6. Подобрать ряд диагностических методик направленных на изучение конфликта.

Содержание

Введение.


Глава 1. Теоретические аспекты понятия «конфликт». Общие характеристики конфликта.

1.Структура конфликта, понятие «конфликт».
2.Типы конфликтов.
3.Причины возникновение конфликтов.
4.Развитие конфликта.
5.Функции конфликтов
6.Стили конфликтного поведения
Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


2.1. Методы изучения конфликтного поведения.


2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


Глава 3. Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации.

3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва

3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

3.3.Тест Томаса – Килменна.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория конфликта.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

  1.4. Развитие конфликта. Началом конфликта выступаем инцидент, т.е. действия оппозиционных сторон, направленные на достижение их целей. Инцидент характеризуется осознанием  конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности. Однако нельзя приравнивать осознание конфликтной ситуации к инциденту, так как оно не является инцидентом, но инцидент из нее вытекает.

  Таким образом, конфликт представляет собой следствие накладывания инцидента на конфликтную ситуацию.

  Развиваясь по определенным закономерностям, конфликт имеет свою динамику, в которой выделяют четыре основных стадии.

  1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация — так называемая стадия потенциального конфликта — не сразу воспринимается людьми адекватно.
  2. Осознание объективной конфликтной ситуации или осознание конфликта (все участники конфликта воспринимают ситуацию как трудноразрешимую). В это время происходит осознание противоречий. Причем последние могут быть не только объективными, реально существующими, но и субъективными, т.е. мнимыми, реально не присутствующими. Поэтому конфликт может быть понят по-разному:
 
  
  • адекватно понятый конфликт, когда стороны правильной понимают существующую объективную конфликтную ситуацию;
  • неадекватно понятый конфликт, когда стороны воспринимают существующую объективную конфликтную ситуацию как таковую, но с какими-либо отклонениями;
  • не понятый конфликт, т.е. объективная конфликтная ситуация существует, но не воспринимается как таковая;
  • ложный конфликт (здесь объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои поступки как конфликтные).

Конфликтные действия или переход к конфликтному поведению. На этом этапе конфликтное поведение направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При этом деструктивный я конфликт характеризуется стремлением участников унизить друг друга, конструктивный же — конфликтными действиями не выходящими за рамки делового контакта, а также поиском возможных путей выхода из конфликта. Это наиболее острая, динамичная стадия, которая вся наполнена конфликтным содержанием: конфликт обостряется эмоциональным фоном, т.е. чувствами, которые в свою очередь подталкивают людей к конфликтным действиям, — обратное действие. Так возникает цепная реакция. Начавшееся взаимное проявление противоборства зачастую изменяет конфликтную ситуацию, возникшую с самого начала. Оно привносит в нее новые стимулы для последующих действий. Цепная реакция, возникающая под воздействием эмоционального и когнитивного факторов, приводит к эскалации конфликта и превращает его в затяжное столкновение. В этом и состоит негативный аспект цепной реакции; позитивный же заключается в том, что в этой цепной реакции появляются тенденции противоположного характера, т.е. его разрешения: конфликтные действия полностью разъясняют истинное положение дел, реальные отношения между сторонами конфликта (оппонентами) и таким образом выполняют познавательную функцию. [ №15; стр. 78-79 ]

  При вступлении в конфликт каждая из сторон имеет гипотезу об интересах оппонента, причинах его вступления в конфликт. Затем в ходе самого конфликта эти интересы и причины проясняются окончательно, становятся очевидными силы противника и возможные последствия конфликта. В этой фазе когнитивная функция отрезвляет противника, ставит под сомнение правомерность конфликта; и тогда проявляются предпосылки для его разрешения.

  4. Разрешение конфликта. Оно возможно за счет изменения объективной конфликгной ситуации или за счет трансформации образов этой конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов. Разрешение конфликта может быть частичным (исключение конфликтных действий, однако побуждение к конфликту все же остается) и полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).

  Любой конфликт когда-нибудь завершается. Завершение конфликта — это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возникает.

  Завершение конфликта может происходить несколькими путями, среди которых обычно выделяют следующие:

  1. полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон на какой-либо основе;
  2. прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон;
  3. ослабление конфликта почти до полного примирения на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон;
  4. трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию;
  5. постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного течения;

  механическое уничтожение конфликта.

  Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

  Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

  Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

  Разрешение конфликта необязательно идет за инцидентом. Конфликт можно разрешить на любой стадии, и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться неразрешенным, может остаться на стадии конфликтной ситуации, т.е. конфликт не возникнет, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его неразрешенными

Можно назвать несколько этапов разрешения конфликта:!

  1. установление действительных участников конфликтной ситуации;
  2. выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников] конфликта;
  3. изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностных отношений участников конфликта;
  4. определение истинной причины возникновения конф| ликта;
  5. изучение намерений, представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
  6. выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих} в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
  7. определение и применение способов разрешения конф| ликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру ее причин, учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт, носили бы конструктивный характер, соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива. [ №17; стр. 56-69 ]

  Урегулирование конфликта отличается от его разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

  Для урегулирования конфликта необходимо прежде всего проанализировать конфликтную ситуацию, а затем и предпринимать необходимые действия:

а) выяснить причины, а не поводы конфликта;

  б) определить зоны конфликта, т.е. включенность опреде- 
ленных сил (следует разграничить деловые стороны конфликта 
от межличностных сторон);

  в) выяснить мотивы вступления людей в конфликт (моти- 
вировки, объяснения причин могут не совпадать с истинным 
положением дел, а неумение выяснить мотивы приводит к не- 
возможности урегулирования конфликта);

  г) при анализе конфликтных ситуаций необходима беспри- 
страстность;

Урегулирование конфликтов предполагает:

  • повышение открытости и взаимного доверия конфликтующих сторон;

• налаживание их прямых контактов друг с другом;

  • организацию открытого, непредвзятого обсуждения и совместного анализа сложившейся ситуации или же (в крайнем случае) прекращение всех контактов оппонентов друг с другом;
  • воздействие на конфликтующие стороны в интересах урегулирования конфликта.

  Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую.

  Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

  Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

  Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда в Отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

  Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

  Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

  Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствующими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами. 
 
 
 
 
 
 

Структура конфликта

Внутр. внешняя внешняя внутренняя

позиция       позиция                                                                                    позиция             
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

    
 

  I стадия                     II стадия                             III стадия                         IV стадия  
 
 

  Схема1.психологическая характеристика конфликта. 
 

1.5. Функции конфликтов

В повседневной жизни людей сложилось достаточно жесткое и однозначное отношение  к конфликтам как негативным явлениям. Появление конфликта рассматривается  как симптом неблагополучия отношений, и все силы заинтересованных сторон направляются на быстрейшее его «замазывание», часто без серьезного предварительного анализа причин, возникающих противоречий, временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента. Кроме того, он совершенно неизбежен в той или иной форме, и это связано как с объективной трудностью организации такого управления, которое позволяло бы решать объективные конфликтные ситуации, на стадии их возникновения, так и с субъективными причинам: в группе функционируют живые люди, для которых почти естественно решать многие противоречия через конфликт.

Однако  наряду с так называемыми деструктивными функциями (разрушение совместной деятельности, ухудшение или распад отношений, ухудшение самочувствия участников и др.), конфликт выполняет значительную конструктивную задачу, т.к. является отражением объективных процессов, происходящих в различных межличностных взаимодействиях. В целом, конструктивная функция сводится к следующему:

- конфликт  является важным источником развития  личности, группы, межличностных отношений,  позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия;

- через  открытую конфронтацию конфликт  освобождает группу от подтачивающих  ее факторов, снижает вероятность  застоя и упадка группы;

Информация о работе Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации