Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологической сущности конфликтного поведения и факторов, его детерминирующих.

Задачи исследования:
1. Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта.
2. Обосновать методологические и инструментальные основы изучения конфликтного поведения.

3. Определить виды конфликтов.

4. Выявить причины, методы изучения конфликтного поведения.

5. Выявить особенности психологии конфликтного поведения.

6. Подобрать ряд диагностических методик направленных на изучение конфликта.

Содержание

Введение.


Глава 1. Теоретические аспекты понятия «конфликт». Общие характеристики конфликта.

1.Структура конфликта, понятие «конфликт».
2.Типы конфликтов.
3.Причины возникновение конфликтов.
4.Развитие конфликта.
5.Функции конфликтов
6.Стили конфликтного поведения
Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


2.1. Методы изучения конфликтного поведения.


2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


Глава 3. Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации.

3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва

3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

3.3.Тест Томаса – Килменна.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория конфликта.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

Прогресс  науки, особенно на этапе ее становления, зависит от того, насколько удачно определены границы предмета ее изучения. Важно, с одной стороны, не упустить ничего, так как при этом теряется системное представление о предмете, с другой стороны - не включить в предмет ничего лишнего, поскольку это приводит к расширению круга изучаемых явлений, увеличению объема исследовательской работы. Кроме того, важно уже в определении предмета по возможности точно раскрыть сущность изучаемого явления. В этой связи целесообразно внести в понимание конфликта два принципиальных уточнения.

Прежде  всего, необходимо сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты возникают только при социальном взаимодействии. При этом если социальное взаимодействие понимать в широком смысле, то в него целесообразно включить и взаимодействие между животными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточно большом количестве работ, посвященных различным аспектам проблемы биосоциальной эволюции. Поэтому в объект конфликтологии, по нашему мнению, необходимо включить зооконфликты - конфликты в животном мире. В неживой природе конфликтов нет, там есть противоречия, противодействия, столкновения и т.п.

Второе  уточнение касается сути конфликта. Представляется, что сущность конфликта  заключается не столько в возникновении  противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии  субъектов социального взаимодействия. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. [ №2; стр. 78-81 ]

Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в  противодействии субъектов конфликта  и обычно сопровождающийся негативными  эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными, Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

    1. Типы конфликтов. 

     Объективные причины в достаточной  степени условно можно представить  в виде нескольких укрупненных групп:

      1. Различия в целях; разное  представление о ценностях;

      2. Ограниченность в ресурсах; различия  в уровне образования; различия

         в манерах поведения и жизненном  опыте;

      3. Низкий уровень коммуникации;

      4. Низкое качество документов, работ или продукции;

      5. Взаимозависимость заданий;

      6. Отсутствие или неконкретность  должностных инструкций;

      7. Некомпетентность;

      8. Низкая культура поведения и  т.д.

Виды  конфликтов - варианты конфликтного взаимодействия. Конфликты различают:  
- по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;  
- по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;  
- по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;  
- по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;  
- по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные и межгрупповые и др

Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия. В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические  конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические  конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний в общении. [ №18; стр. 36-45 ]

Существуют  пять основных типов конфликта: внутриличностный; межличностный; между личностью  и группой ; межгрупповой; социальный.

Внутриличностный  конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго -- нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой  конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.

Социальный  конфликт — это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга.

  Конфликт  когнитивный - конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции. Конфликты интересов можно представить как противовес конфликта когнитивной, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций). [ №18; стр. 56-64 ]

Начало  конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый  его участник сознательно и  активно действует в ущерб  другому участнику путем физических  действий, демаршей, заявлений и  т. д.;

2) второй  участник сознает, что эти действия  направлены против него;

3) второй  участник в ответ предпринимает  активные действия против инициатора  конфликта; с этого момента  можно считать, что он начался.

Из этого  следует, что конфликт начинается в  случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.

Перечень  элементов конфликта:

1) два  участника или две стороны  конфликта;

2) взаимонесовместимость  ценностей и интересов сторон;

3) поведение,  направленное на уничтожение  планов, интересов противоположной стороны;

4) применение  силы для влияния на другую  сторону;

5) противопоставленность  действий, поведения сторон;

6) стратегии  и тактики конфликтного взаимодействия;

7) личностные  особенности участников: агрессивность,  авторитетность и пр.;

8) характер  внешней среды, присутствует ли  третье лицо и т. д.

1.3. Причины возникновение конфликтов.

Анализ  процесса возникновения конфликта  включает изучение развития того противоречия или противоречий, которые лежат  в его основе. Л. Козер отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность решения противоречия (обострившегося противоречия.).  Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, останавливаясь на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает “способствующие конфликту”. Конфликтогены мы называем слова, действия ( или бездействие ), могущие привести к конфликту. [ №15; стр. 78-87 ]. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: “Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами”. На самом деле этим грешат все, а не только представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями. Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида. В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля. Гораздо большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем, на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. Трудно удержаться от соблазна проучить обидчика. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Пытаясь оправдаться, действуем по принципу “лучшая защита - это нападение”. Вероятно, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и оберегать свое достоинство относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно. Эту закономерность сравнивают с известным принципом механики: сила противодействия равна действующей силе, но противоположно к ней направлена. У людей противодействие обычно сильнее действия (а не равно ему), есть еще одно принципиальное отличие в том, что принцип механики действует независимо от нашей воли, а эскалацию конфликтогенов мы все же можем остановить усилием воли. [ №15; стр. 67-74 ]

Информация о работе Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации