Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологической сущности конфликтного поведения и факторов, его детерминирующих.

Задачи исследования:
1. Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта.
2. Обосновать методологические и инструментальные основы изучения конфликтного поведения.

3. Определить виды конфликтов.

4. Выявить причины, методы изучения конфликтного поведения.

5. Выявить особенности психологии конфликтного поведения.

6. Подобрать ряд диагностических методик направленных на изучение конфликта.

Содержание

Введение.


Глава 1. Теоретические аспекты понятия «конфликт». Общие характеристики конфликта.

1.Структура конфликта, понятие «конфликт».
2.Типы конфликтов.
3.Причины возникновение конфликтов.
4.Развитие конфликта.
5.Функции конфликтов
6.Стили конфликтного поведения
Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


2.1. Методы изучения конфликтного поведения.


2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


Глава 3. Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации.

3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва

3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

3.3.Тест Томаса – Килменна.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория конфликта.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

- конфликт  способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия.  

Позитивные  функции конфликта;

    1   Разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами

  1. информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);

      3  сплочение и структурирование организаций (противоборство с      внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);

  1. стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);
  2. снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);

    6  диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен). [ №11; стр. 76-87 ]

К негативным функциям конфликта относятся:

  1. большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;
  2. исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;
  3.     уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;
  4.     неадекватное (завышенное) восприятие своей группы коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах.

1.6. Стили конфликтного поведения

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиска решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

В некоторых  случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

существование взаимозависимости сторон, участвующих  в конфликте;

отсутствия  значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;

соответствие  стадии развития конфликта возможностям переговоров;

участие в переговорах сторон, которые  реально могут принимать решения  в сложившейся ситуации. [ №17; стр. 154-152 ] 

Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).

2.1. Методы изучения конфликтного поведения.

Методология науки о конфликте включает в  себя целый комплекс конкретно-научных  приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой целостную систему методов и приемов. Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:

1) структурно  – функциональный;

2) процессуально  – динамический;

3) метод  типологизации;

4) прогностический;

5) разрешительный.

Если  с помощью первых трех методов  конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.

Каждый  из указанных методов имеет свои особенности.

1 Структурно-функциональный  метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.

Однако  слабое место структурно-функционального  метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

2 Этот  метод исследования конфликта,  учитывая динамичную, текучую природу  этого социального явления, должен  быть дополнен процессуально - динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.

Важнейший инструмент процессуального анализа  — определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.

3 Типологизация  — еще один эффективный метод  социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.

4 Однако  при всем значении указанных  методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но кроме объяснительной важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5 Все  указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.

2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации). 

В старшем  школьном возрасте превалируют гипертимический, демонстративный, и аффективно- экзальтированный типы личности. Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к холерическому темпераменту, можно встретить и не ярко выраженного сангвиника. Мотивация достижения у школьников старшего школьного возрастав основном характеризуется как стремление к успеху. Рассматривая эмоциональное состояние, то здесь можно наблюдать все виды тревожности, но умеренная тревожность превалирует. Самую разнообразную картину можно наблюдать в исследовании поведения в конфликте.

Выделяются  особенности:

-Стратегия поведения у старшеклассников, имеющих демонстративный тип личности, который характеризуется стремлением выделиться, быть в центре внимания, обладает способностью завоевывать расположение окружающих. --Тип поведения в конфликте напрямую связан с акцентуацией личности, ее темпераментом. Очень ярко можно проследить, что от эмоционального состояния школьника зависит и его мотивы достижения и его работы в стрессовой ситуации, и поведение в конфликтной ситуации. [ №15; стр. 98-101 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Характеристика методов  и методик изучения конфликта, поведения  в конфликтной  ситуации.  

     3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина,  П.А.Ковалёва

     Шкалы обидчивости и мстительности

     Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость  и мстительность.

     Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними рядом с  соответствующим номером утверждения  поставьте знак «+», при несогласии «-».

Информация о работе Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации