Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологической сущности конфликтного поведения и факторов, его детерминирующих.

Задачи исследования:
1. Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта.
2. Обосновать методологические и инструментальные основы изучения конфликтного поведения.

3. Определить виды конфликтов.

4. Выявить причины, методы изучения конфликтного поведения.

5. Выявить особенности психологии конфликтного поведения.

6. Подобрать ряд диагностических методик направленных на изучение конфликта.

Содержание

Введение.


Глава 1. Теоретические аспекты понятия «конфликт». Общие характеристики конфликта.

1.Структура конфликта, понятие «конфликт».
2.Типы конфликтов.
3.Причины возникновение конфликтов.
4.Развитие конфликта.
5.Функции конфликтов
6.Стили конфликтного поведения
Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


2.1. Методы изучения конфликтного поведения.


2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).


Глава 3. Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации.

3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва

3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

3.3.Тест Томаса – Килменна.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория конфликта.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     1.       Мне чаще всего не воздают  должное за мои дела.

     2.      Если по отношению ко мне  поступают несправедливо, то про  себя я желаю обидчику всяких  несчастий.

  1. Ситуации почти всегда складываются благоприятнее для других, чем для меня.
  2. Я считаю, что лозунг из мультфильма: «Зуб за зуб, хвост за хвост» - справедлив.
  3. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
  4. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
  5. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
  6. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
  7. Я всегда обижаюсь, если среди награждённых за дело, в котором я участвовал, нет меня.
  8. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
  9. У меня такое ощущение, что часто со мной поступают не справедливо.
  10. Я считаю, что добро лучше мести.
  11. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они очень злые.
  12. Мне нравятся люди, которые не помнят зла.
  13. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается моё имя.
  14. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и поступаю согласно с этим.
  15. У меня вызывает сожаление чрезмерно обидчивые люди.
  16. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
  17. Я не вижу ничего обидного в том. Что мне говорят о моих недостатках.
  18. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
 

     Обработка результатов.

     Шкала обидчивости: за каждый положительный ответ по пунктам 1, 3, 5, 7, 9, 11 начисляется 1 балл, за каждый отрицательный ответ по пунктам 13, 15, 17, 19 – по 1 баллу.

     Шкала мстительности: за каждый положительный ответ по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 начисляется 1 балл, за каждый отрицательный ответ по пунктам 12, 14, 16, 18, 20 – по 1 баллу.

     Подсчитывается  сумма баллов по каждой шкале.

     Интерпретация. Диапазон от 0 до 10 баллов. Чем больше сумма баллов, тем больше испытуемый склонен к обидчивости и мстительности, а по общей их сумме – к враждебности (в диапазоне от 0 до 20 баллов).

     Шкала вспыльчивости

     Цель: диагностика уровня эмоциональной  возбудимости методом самооценки.

     Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними рядом с  соответствующим номером утверждения  поставьте знак «+», при несогласии «-».

     1. Я легко раздражаюсь, но быстро  успокаиваюсь

     2. Если кто-нибудь выводит меня  из себя, я не обращаю на  это внимания.

     3. Я могу скрывать свою раздражительность

     4. Я всегда спокойно реагирую  на критику, даже если она  кажется мне не справедливой.

     5. Мне очень не нравится, когда  надо мной насмехаются.

     6. У меня никогда не бывает  вспышек гнева.

     7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

     8. В конфликтной ситуации я веду  себя спокойно.

     9. Я не умею сдерживаться, когда  меня не заслуженно упрекают.

     10. Обычно меня трудно вывести  из себя.

       Обработка результатов. За ответы  «да» по пунктам 1, 3, 5, 7,9 и за ответы «нет» по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма набранных баллов.

     Интерпретация. Если опрашиваемый набирает 8 – 10 баллов, то у него высокая эмоциональная  возбудимость, если он набирает 4 балла  и меньше, то у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризуют средний уровень эмоциональной возбудимости. 
 

3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

  • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике  по выявлению типичных форм поведения  К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Инструкция  к тесту 

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно  описывает Ваше типичное поведение  в конфликтной ситуации.

Тестовый  материал
Ответ "А" Ответ "Б"
1. Иногда  я предоставляю возможность другим  взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса. Чем обсуждать  то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. Я  стараюсь найти компромиссное  решение. Я пытаюсь уладить  дело, учитывая интересы другого и  мои.
3. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4. Я  стараюсь найти компромиссное  решение.  Иногда я  жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. Улаживая  спорную ситуацию, я все время  стараюсь найти поддержку у  другого. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать напряженности.
6. Я  пытаюсь избежать возникновения  неприятностей для себя. Я стараюсь добиться своего.
7. Я  стараюсь отложить решение спорного  вопроса с тем, чтобы со временем  решить его окончательно. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего.
8. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего. Я первым делом  стараюсь ясно определить то, в чем  состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. Думаю,  что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. Я  твердо стремлюсь достичь своего. Я пытаюсь найти  компромиссное решение.
11. Первым  делом я стараюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и вопросы. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. Зачастую  я избегаю занимать позицию,  которая может вызвать споры. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. Я  предлагаю среднюю позицию. Я настаиваю, чтобы  было сделано по-моему.
14. Я  сообщаю другому свою точку  зрения и спрашиваю о его  взглядах. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. Я  стараюсь успокоить другого и,  главным образом, сохранить наши  отношения. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. Я  стараюсь не задеть чувств  другого. Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.
17. Обычно  я настойчиво стараюсь добиться  своего. Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. Если  это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять  на своем. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. Первым  делом я стараюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. Я  пытаюсь немедленно преодолеть  наши разногласия.  Я стремлюсь  к лучшему сочетанию выгод  и потерь для всех.
21. Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным  к желаниям другого. Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.
22. Я  пытаюсь найти позицию, которая  находится посредине между моей  позицией и точкой зрения другого  человека. Я отстаиваю  свои желания.
23. Я  озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого.  Иногда я  представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. Если  позиция другого кажется ему  очень важной, я постараюсь пойти  навстречу его желаниям. Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу.
25. Я  пытаюсь доказать другому логику  и преимущества моих взглядов. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. Я  предлагаю среднюю позицию. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. Я  избегаю позиции, которая может  вызвать споры.  Если это  сделает другого счастливым, я  дам ему возможность настоять на своем.
28. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29. Я  предлагаю среднюю позицию. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30. Я  стараюсь не задеть чувств  другого.  Я всегда занимаю  такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ  к тесту
Соперн. Сотрудн. Компр. Избег. Приспособ.
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5   А   Б  
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11   А     Б
12     Б А  
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А
Обработка и  интерпретация результатов теста.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной  ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

3.3. Тест Томаса – Килменна

Данный тест был разработан на способ разрешения конфликтов, позволяющий каждому составить примерную характеристику своей реакции на конфликтные ситуации. Эта реакция оценивается в баллах – от 5 (высокая оценка) до 1 (низкая оценка) – в зависимости от использования способа и испытываемого самочувствия при большинстве случающихся конфликтов. Результаты фиксируются в таблице, которая представляет собой инструмент наглядного упорядочения ответов и систематизации полученных оценок.  

Оценка  реакции человека на конфликты

Способ  разрешения конфликта

Отношение к использованию  способа
  Использую чаще всего Предпочитаю использовать Использую реже всего Чувствую  себя

Наименее  комфортно

УКЛОНЕНИЕ

стараюсь уклониться

от участия  в конфликте

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

стараюсь выработать решение, удовлетворяющее конфликтующих

КОНФРОНТАЦИЯ

активно отстаиваю 

собственную позицию

СОТРУДНИЧЕСТВО

ищу пути совместного  решения проблемы

КОМПРОМИСС

ищу решение, основанное на взаимных уступках

       

Обязательным  условием предлагаемого теста является, прежде всего, готовность человека уяснить для себя, какой из пяти стилей конфликтного поведения используется им чаще или реже всего при разрешении конфликтов, какой из способов он считает наиболее подходящим и удобным, позволяющим чувствовать себя достаточно комфортно. Несомненно, важны искренние и быстрые ответы, выражающие непосредственную и интуитивную реакцию на предусмотренные вопросы. Требуется также незамедлительная, без раздумий и колебаний, запись своей оценки в соответствующем столбце таблицы. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на получение общей объективной картины того, как данное лицо относится к разным методам разрешения конфликтов, какие из них в данный момент для него предпочтительны.

Информация о работе Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации