Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

шпаргалки по психологии в Ванкувере.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Узнавание – актуализация информации, образа, присутствующих в перцептивном поле, при опоре на повторное восприятие. Это может быть предмет, ситуация, событие, состояние (эмоциональное).

Вспоминание – актуализация информации (образа), не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие или "подсказки".

Припоминание – воспроизведение, требующее волевых усилий для доступа к информации, хранящейся в памяти, для извлечения, для воссоздания ее. 

21. Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации. Исследование процесса забывания показало, что на процесс забывания влияет ряд факторов. В том числе время, прошедшее с момента заучивания. Известно, что забывание наиболее ярко проявляется в первые 6 часов после заучивания. Чтобы сохранить информацию в памяти надолго, ее целесообразно повторять с такими интервалами: через 15–20 минут, затем через 8–9 часов и потом через 24 часа. Ранние повторения возмещают быстрое первоначальное забывание. Однако С.Л. Рубинштейн выявил, что со временем воспроизведение иногда не ухудшается, а улучшается. Это явление, названное реминистенцией, обусловлено рядом причин: 1) реминистенция бывает наиболее ярко выражена у детей дошкольного возраста; 2) характер заучиваемого материала (улучшается воспроизведение бессмысленного материала); 3) способом заучивания (реминистенция чаще проявляется при свободном, нежели дословном запоминании материала, при воспроизведении логически построенного материала; 4) отношение к материалу (интерес).

Забывание имеет также  свои особенности:

  • использование материала, информации в деятельности (что не используется, то быстрее забывается);
  • вытеснением из сознания в бессознательную сферу травмирующих переживаний (З.Фрейд). Забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает эмоциональное напряжение;
  • характер предыдущей и последующей деятельности (проактивное и ретроактивное торможение);
  • актуальность информации для человека, ее значимость для достижения целей. Информация, которая теряет свою актуальность и значимость, быстрее забывается;
  • забывание может быть связано с возрастными особенностями человека. Часто пожилые люди легко вспоминают прошлые события, но легко забывают новую, только что полученную информацию. Этот феномен называется "законом Рибо", или законом обратного хода памяти.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22. Индивидуальные особенности и типы памяти. Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная. Первая включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы на можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Что касается прижизненной памяти, она является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. 
Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям. 
По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Произвольная память – запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий. 
По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта. Смысловая (логическая) память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.  
Существует несколько оснований для выделения видов памяти: 
1) степень сознательной активности при запоминании и воспроизведении; 
2) психологическое содержание запоминаемого; 
3) продолжительность сохранения. 
По степени сознательной активности различают память произвольную и непроизвольную. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической, как об этом было сказано выше. 
По психологическому содержанию запоминаемого выделятся память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Эти четыре вида присущи всем людям. Однако развиты они неравномерно: какой-то (или какие-то) являются преобладающими. Преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами, равно как и различными видами деятельности. 
В образной памяти выделяют зрительную и слуховую (а также обонятельную, вкусовую, осязательную). 
Словесно-логическая память – подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. 
Эмоциональная память – память на чувства. 
Двигательная память – память на движения. 
По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память – это непродолжительное сохранение информации после одно-двухкратного его восприятия. Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что воспринятый приказ). 
Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти. 
Объем памяти – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 3 до 12. 
Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение – конкретные проявления точности памяти. 
Быстрота запоминания – это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала. 
Длительность сохранения – время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому качеству. 
Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Готовность памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлением она определяет сообразительность и находчивость. 
Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям памяти разделить людей на четыре группы:
 
1) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;

2) быстро запоминающих, но скоро забывающих;

3) медленно запоминающих, но долго помнящих; 
4) медленно запоминающих и быстро забывающих.
 
 

23. Рациональные приёмы запоминания.

Закон осмысливания. Чем глубже произошло осмысление материала, тем лучше запоминание.

Закон интереса. Интересное запоминается лучше.

    Закон установки. При  наличии установки материал запоминается прочнее и на более длительный срок.

    Закон первого впечатления. Чем ярче первое впечатление, тем  прочнее его запоминание.

    Закон объема знаний. Чем больше знаний в определенной теме, тем лучше запоминаются новые.

    Закон оптимальной  длины (закон ряда). 7± 2

    Закон повторения.

    Закон применений. Лучше запоминается та информация, которая применяется.

    Закон конца и  начала. Лучше запоминается конец и начало информации.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

24. Мышление – это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. 

Виды  мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между  собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач – практических и теоретических.

Наглядно-действенное  мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. практическое мышление – это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления пр наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У  многих людей в одинаковой мере развиты  наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, но в  зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. 
 

25.Формы мышления - это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы, наглядны: понятие обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным характером.

Восприятие и представление  всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда  не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого  предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

Суждение раскрывает содержание понятий, т.е. знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь  высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и  субъективное отношение человека к  этому знанию, различная степень  уверенности в истинности этого  знания.

Психологическими  аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

Рассуждение - это  работа мысли над суждением. Рассуждение  является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Различают умозаключения  индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений ("мой мяч круглый, у соседа мяч круглый - значит любой объект, который называют мячом, имеет округлую форму"). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании общих законов ("все рыбы не могут жить без воды, значит рыба в моем аквариуме, тоже не может без нее жить"). Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства ("порода моей собаки - овчарка и она хороший охранник, у соседа тоже овчарка, значит и у него собака тоже хорошо охраняет дом").

В мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются  и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

26. Операции мышления.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение — это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них. Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения. К примеру, перед ребенком можно поставить задачу на нахождение общего и различного во внешнем виде двух животных. Решать эту задачу ребенок будет в наглядно-образном плане, применяя логическую операцию сравнения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"