Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

Работа содержит 1 файл

Хорошая шпора - 32 вопроса.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

- ощущения ускорения

- голода

- жажды

- насыщения

- тошноты

2. Проприоцептивные - передают сигналы о положении тела в пространстве:

- ощущение равновесия, или статическое ощущение,

- двигательное, или кинестетическое ощущение (играют  очень важную роль в координации  наших движений)

3. Экстерорецептивные - доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой:

- зрительные (возникают  в результате воздействия световых  лучей, ощущения цвета)

- обонятельные, вкусовые (сладкое, кислое, горькое,  соленое)

- слуховые (ощущения  музыкальных звуков - пение, звуки  музыкальных инструментов, ощущения  шумов - скрипы, шорохи, стуки)

- температурные  (холод, тепло)

- тактильные  или ощущения прикосновения

- осязательные (осязанию, т. е. сочетанию кожных  и двигательных ощущений, мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость)

13. Понятие  восприятия. Свойства и виды восприятия

Восприятие - это процесс непосредственного чувственного отражения предметов и явлений окружающего мира в целом. Восприятие - сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающей мир, обследует воспринимаемые объекты. Важной составной частью деятельности восприятия являются движения - движения глаза, рассматривающего предмет, движение руки, ощупывающей предмет. В процессе восприятия отражаются предметы и явления внешнего мира во всем многообразии их сторон и свойств.

Свойства  восприятия:

1. Избирательность  (или активность) - зависит от интереса, установок и потребностей человека и определяет преимущественное выделении одних предметов по сравнению с другими. (напр. читая книгу мы не замечаем что у нас за спиной, мы углубились в текстовое содержание книги, направили все наши мысли на это).

2. Предметность - способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

3. Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей личности человека. (напр. художник, ботаник будут совершенно по-разному воспринимать рощу или поле, обращать внимание на различные особенности).

4. Осмысленность - свойство, показывающее, что восприятие у человека связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

5. Константность - человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. (напр., движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него)

6. Целостность - восприятие есть всегда отражение в психике целостного образа предмета или явления, в совокупности их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. (напр. воспринимаем целостную музыкальную мелодию, а не последовательный набор нот, пауз, звуков).

Виды  восприятия:

- восприятие  пространства (величина, форма, положение предмета в пространстве - напр. летя на самолете все предметы внизу нам кажутся очень маленькими)

- восприятие  времени (напр. время чередования  сна и отдыха, положительные события  вызывают ощущения быстрого течения  времени, отрицательные медленного)

- восприятие  движения (напр. проезжая по улице  предметы кажутся движущимися,  на самом деле они не двигаются)

- зрительное  восприятие

- слуховое восприятие

- осязательное  восприятие

- обонятельное  восприятие

- вкусовое восприятие

14. Понятие памяти. Функции и свойства памяти

Память - психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание  - воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом

2. Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение - процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства  памяти:

1. Запоминать (новую  информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее  сохраненную информацию)

6. Сохранять  (информацию)

15. Процессы  и виды памяти

Процессы  памяти:

1. Запоминание  (произвольное, непроизвольное) - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации (механическое, осмысленное).

2. Сохранение (осмысленность, прочность запоминания) - процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

3. Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации:

- быстрота воспроизведения,  характеризует способность человека  использовать в практической  деятельности имеющуюся у него информацию

- точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию

Виды  памяти:

1. Двигательная - это запоминание разных движений, имеет больше знание при запоминании физических упражнений, она лежит в основе выработки различных трудовых навыков.

2. Эмоциональная - это память на чувства. (положительные или отрицательные, чувство радости или огорчения, удовлетворения, угрызения совести от плохого поступка)

3. Образная - образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки. Она может быть зрительной (у нормально развитых людей), слуховой (у нормально развитых людей), осязательной (наиболее развита у дегустаторов, слепых, глухих), обонятельной (тоже), вкусовой (тоже).

4. Логическая (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей (логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами)

5. Мгновенная

6. Кратковременная (обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5--7 мин) затем забывается - напр. машинистка, печатая помнить все точки и запятые, затем забывает, напечатав текст)

7. Долговременная (относительная длительность и прочность сохранения воспринятого материала - напр.ученик, получив задание должен помнить полученные указания и инструкции к его выполнению)

8. Оперативная (вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности)

9. Промежуточная -- обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а вовремя ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

10. Генетическая (напр.ребенок в начале свой жизни усваивает узкий круг простейших движений, затем запоминание и воспроизведение движений прогрессивно расширяется в больший круг сложных движений).

16. Понятие внимания. Функции, виды  и свойства внимания

Внимание - это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Функции:

1. Функция отбора - сущность внимания проявляется  прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

2. Функция удержания  (сохранения) данной деятельности (сохранение  в сознании образов определенного  предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Функция внимания  является регуляцией и контролем  протекания деятельности.

Виды:

1. Непроизвольное -- это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный  тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание)

2. Произвольное - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность).

3. Послепроизвольное - вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение.

Свойства:

1. Концентрация - степень сосредоточения внимания  на объекте:

- высокая; - низкая

2. Объем - количество  объектов, которые могут быть  охвачены вниманием одновременно:

3. Переключение - намеренный перенос внимания  с одного объекта на другой:

- трудное; - легкое

4. Распределение  - способность удерживать в сфере  внимания одновременно несколько объектов.

5. Устойчивость - длительность сосредоточения внимания  на объекте:

- устойчивое

- неустойчивое

17. Понятие  мышления. Функции и виды мышления

Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Функции:

1. Понятие - одна  из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений, выраженная словом  или группой слов.

2. Суждение - одна из логических  форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

3. Умозаключение - форма  мышления, при которой на основе  нескольких суждений делается  определенный вывод.

4. Аналогия - умозаключение,  в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

5. Анализ - мыслительная  операция, при которой происходит  расчленение сложного объекта  на составляющие части.

6. Синтез - мыслительная  операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

7. Обобщение  - процесс выделения сходства  между предметами, выделения в  этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное  между самыми разнородными предметами  и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака

Выделение видов мышления производят по различным  основаниям:

1) По форме  и соответственно по содержанию  знаний выделяют:

- наглядно-действенное  (наиболее элементарная форма, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления);

- наглядно-образное (состоит в том, что мыслительный  процесс в нем непосредственно  связан с восприятием мыслящим  человеком окружающей действительности и без него совершаться не может)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"