Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

Работа содержит 1 файл

Хорошая шпора - 32 вопроса.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

- абстрактно-логическое (мышление с опорой на понятия,  которые отражают общее, сущность  предметов и выражаются в словах  или других знаках).

2) По характеру  решаемых задач:

- теоретическое,

- практическое.

3) По степени развернутости и осознанности :

- дискурсивное,

- интуитивное.

4) По степени  новизны и оригинальности:

- репродуктивное (воспроизводящее),

- продуктивное (творческое)

18. Понятие  способностей. Способности и задатки

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Развитие способностей происходит поэтапно.

Предпосылкой  развития способностей являются ЗАДАТКИ - это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения

Способности:

1. Общие (определяют  успехи человека в самых различных  видах деятельности и общения  (умственные способности, развитые  память и речь, точность и тонкость  движений рук)

2. Специальные  (определяю успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные)

3. Теоретические  (определяют склонность человека  к абстрактно-логическому мышлению),

4. Практические (лежат в основе склонности  к конкретно-практическим действиям.  Сочетание этих способностей  свойственно лишь разносторонне  одаренным людям);

5. Учебные (они  влияют на успешность педагогического  воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности),

6. Творческие (связанны  с успешностью в создании произведений  материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.  Высшая степень творческих проявлений  личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) -- талантом;

7. Способности  к общению, взаимодействию с  людьми

8. Предметно-деятельностные  способности, связанные со взаимодействием  людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

18. Формы  и операции мышления. Мышление  как процесс решения задач

Формы:

1. Понятие (отражение  в сознании человека отличительных  особенностей предметов и явлений,  их общих и специфических признаков,  выраженное словом или группой слов. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» - конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» - понятия абстрактные)

2. Суждение (это  установление связей между понятиями  о предметах и явлениях или  об их свойствах и признаках):

= общие (утверждается  что-либо относительно всех объектов  некоторой группы, например: «Все  реки текут»)

= частные (Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными»)

= единичные  (единичное суждение касается  только одного объекта: «Волга - крупнейшая река в Европе»).

3. Умозаключение  (на основе нескольких суждений делается определенный вывод):

= индуктивное  (на основе ряда частных суждений  можно получить общее суждение (вывод);

= дедуктивное  (распространение общего положения  на частные случаи)

Операции:

1. Анализ - это  мысленное разделение предметов  и явлений на части.

2. Синтез - мысленное  объединение частей или свойств  в единое целое.

3. Сравнение  - это сопоставление предметов  и явлений, нахождение сходства  и различия между ними. (для  того чтобы осуществить эту  операцию, требуется сначала выделить  один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение)

4. Обобщение-  мысленное объединение предметов  и явлений по их общим и  существенным признакам.

5. Конкретизация - мыслительная операция, характеризующаяся переходом от общего к конкретному.

6. Абстрагирование - это мысленная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного (благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления)

7. Систематизация - это расположение отдельных  предметов, явлений, мыслей в  определенном порядке по какому-либо  одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

Мышление  как процесс решения задач:

Выделяют три  типа мыслительных действий, характерных  для процесса решения задач:

1. Ориентировочные  действия (анализ условий),

2. Исполнительные действия (выбор примеров решения),

3. Нахождение  ответа (сверка решения с исходными  условиями задачи).

Виды поиска решения задач:

1. поиск по  средством систематических проб;

2. случайный;

3. выборочный;

4. избирательный  (селективный) поиски.

Процесс формирования умственных действий:

1. Выявление  ориентировочной основы действия;

2. Формирование  действия в материальном виде;

3. Действие формируется  в громкой речи;

4. Этап формирования  действия во внешней речи про  себя;

5. Формирование  речи во внутренней речи.

По целям  мыслительной деятельности можно выделить задачи:

- распознавания,

- конструирования,

- объяснения,

19. Виды  и уровни способностей

Способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Развитие способностей происходит поэтапно.

Предпосылкой  развития способностей являются ЗАДАТКИ - это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения

Виды:

1. Общие (определяют  успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук):

- элементарные - ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, речевая способность,  переживать

- сложные - способность  к игре, к учению, труду, общению

2. Специальные  (определяю успехи человека в  отдельных видах деятельности  и общения, где необходимы особого  рода задатки и их развитие (способности математические, технические,  литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные)

- элементарные - музыкальный слух, высокая обонятельная  чувствительность

- сложные - педагогические, математические, организаторские

Уровни:

1. Одаренность  (человек, способный ко многим  видам деятельности)

2. Талант (высшая  степень способностей личности к определенной деятельности)

3. Гениальность (высшая степень творческих проявлений  личности)

20. Понятие  характера. Структура характера

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер -- это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может  обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Структура характера - отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию:

В структуре  характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко  второй группе относят интеллектуальные (характерные свойства человека, обуславливающие способы и динамику решения познавательных задач), волевые (способность человека достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние трудности) и эмоциональные (свойства характера человека, показывающие способность человека достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние трудности) черты характера.

21. Типология  характера (Э.Фром, К.Юнг)

Типы  характера по Э.Фрому (врач-психиатр фрейдистской ориентации):

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию (обман, тщетное ожидание), крушение надежд у данного человека. Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой».

Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип  мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я». Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

Типы  характеров по К.Юнгу:

1. Экстравертированный  (открытый) - мы имеем дело с  общительным человеком, проявляющим  всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. Экстраверт внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет.

2. Интровертированным (замкнутый).- мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"