Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:35, шпаргалка

Описание работы

1. Психология в системе наук. Структура современной психологии
- Антропология (специальная наука о человеке как особом биологическом виде).
3 основных раздела:
- морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

Работа содержит 1 файл

Хорошая шпора - 32 вопроса.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

- стыд - отриц.эмоц.состояние

29. Эмоциональные  состояния: стресс, настроение, аффект, фрустрация

1. Стресс - понимают эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные состояния.

Стрессовое  состояние - состояние нервно-психического напряжения, возникающее в необычной, трудовой ситуации - при наличии опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принятия быстрых и ответственных решений.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

2. Настроение - устойчивое эмоциональное состояние, проявляющее в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни индивида (в зависимости от обстоятельств может быть хорошее, плохое, приподнятое)

Выделяют:

1. эйфория - повышенное  радостное настроение, состояние  благодушия и беспечности, переживание  полного удовлетворения своим  состоянием

2. дисфория - злобно-тоскливое настроение с переживанием недовольства собой и окружающими, часто сопровождается агрессией

3. тревога - переживание  внутреннего беспокойства, ожидание  неприятности, беды, катастрофы

3. Аффект - кратковременное сильное душевное волнение, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Выделяют:

1. физиологический  - гнев или радость

2. астенический - быстро истощающее угнетенное  настроение, снижение психической  активности и тонуса

3. стенический  - повышенное самочувствие, психическая активность, ощущение собственной силы

4. патологический - кратковременное психические расстройство, возникающее в ответ на интенсивную  психическую травму и выражающее  в концентрации сознания на  травмирующих переживаниях

4. Фрустрация - эмоциональное состояние, вызываемое объективно или субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению значимой цели.

Сам термин в  переводе с латинского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

30. Понятие  воли. Структура волевого действия

Воля - психический процесс, характеризующийся способностью субъекта ставить цель, видеть и выбирать способы ее достижения, идти к намеченному, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное  с преодолением внутренних и внешних  препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Выполняя различные  виды деятельности, преодолевая при  этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

Структура волевого действия:

Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном  волевом действии выделяют следующие этапы:

1. осознание  цели и стремление достичь  ее (подготовительный этап, на котором осознается цель, определяются пути и средства достижения цели и принимается решение. если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия);

2. осознание  ряда возможностей достижения  цели (это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами);

3. появление  мотивов, утверждающих или отрицающих  эти возможности (каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо - это прежде всего знать содержание побудительного стимула).

4. борьба  мотивов и выбор (может быть одного уровня - одинаково хочется вечером пойти в кино и в театр, одинаково хочется после окончания школы приобрести профессию шофера) и борьба мотивов различного уровня - пойти в кино или сдаться делать уроки. Во втором случае надо сознать уровень мотивов и отдать предпочтение мотиву более высокого уровня. Когда речь идет о том, делать ли то, что надо, или то, что хочется, следует отдавать предпочтение мотиву «надо». На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает);

5. принятие  одной из возможностей в качестве  решения (характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование);

6. осуществление принятого решения (не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий).

31. Волевые  качества личности

1. Сильная  воля - четкое осознание цели. Интенсивнее стремление к ее достижению, возможности и мотивы достаточные, борьба мотивов и выбор обоснованный и быстрый, обоснованные интенсивное решение, осуществление решения стойкое.

2. Настойчивость - способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели. Преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней.

3. Целеустремленность - это умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление.

4. Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Без принуждения признает для себя обязательным выполнение правил общества.

5. Упрямство - объективно не оправданные цель и стремление к ее достижению, возможности и мотивы, борьба мотивов и выбор определяется не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнение, легко меняющееся решение, стойкое осуществление решения.

6. Податливость - легко меняющиеся цель и стремление к ее достижению, возможности и мотивы, борьба мотивов и выбор определяется мнение других лиц, легко меняющееся решение, различное осуществление решения.

7. Внушаемость - отсутствуют возможности и мотивы, решение дается извне, под влиянием чужих советов, различное осуществление решения.

8. Решительность - способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без излишних задержек переходить к их выполнению.

9. Нерешительность - четкое осознание цели. Интенсивное стремление к ее достижению, достаточные, иногда чрезмерно возможности и мотивы, длительные и незавершенные борьба мотивов и выбор, отсутствует или часто меняется решение, отсутствует осуществление решения.

10. Слабоволие - слабое стремление к цели и ее достижению, достаточные или малые возможности и мотивы, незавершенная борьба мотивов и выбор, решения без стремления к выполнению, нестойкое осуществление решений.

32. Понятие темперамента. Компоненты темперамента

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов, силы, уравновешенности и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.

Наблюдая за поведение  детей и взрослых, за тем, как они  трудятся, учатся, играют, как реагируют  на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращает внимание на большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы, очень подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям; в работе, учении и игре нетерпеливы, страстны, энергичны. Другие, наоборот, медлительные, спокойны, невозмутимы, малоподвижны; чувства их протекают слабо и внешне выражены незаметно. Вся эта сторона личности и характеризует понятие «темперамент».

Темпераментное свойство отчетливо проявляется:

- в раннем детстве

- в ситуациях, исключающих  возможность обращения к личному  опыту

- стрессовая ситуация

- в строго контролируемых  экспериментальных ситуациях

- в новых, привлекательных  для человека ситуациях

Компоненты темперамента:

1. Общая активность психической  деятельности и поведения человека  выражается в различной степени  стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.

2. Двигательная, или моторная  активность - показывает состояние  активности двигательного и речедвигательного  аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность - выражается в эмоциональной  впечатлительности (восприимчивость  и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращения их).

Темперамент проявляется  в деятельности, поведении и поступках  человека и имеет внешнее выражение.


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"