Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:49, шпаргалка

Описание работы

1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ.
2. ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
21. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Работа содержит 1 файл

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

3) "Потеря  индивидуального подхода, "стрессогенность". Тест - самая общая "гребенка", под которую подгоняют всех людей. Возмож-ность упустить уникальную индивидуальность нестандартного челове-ка (тем более ребенка), довольно вероятна. Это чувствуют сами испы-туемые, и это их нервирует - особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает определенное нарушение саморегуляции - они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

Специалист  в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия  на них, а это налагает огромную ответственность:

Результаты  психологических исследований всегда имеют личностный смысл для обследуемого.

Важнейшее требование профессиональной этики психолога  — не причинить морального ущерба личности.

Психодиагностическим  исследованиям должен быть чужд дух  «наклеивания ярлыков», предвзятого  отношения к обследуемому.

Как обоюдоострое оружие - диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы  контроля за профессионально-этической  деятельностью психологов — имеющим  соответствующую лицензию).

Образец нормативно-правового  регулирования психодиагностической, деятельности психолога - многочисленные и постоянно дополняемые документы  Американской психологической ассоциацией.

1. Тесты должны  отвечать требованиям - в «Стандартах  для психологических и образовательных  тестов».

2. Деятельность  психолога регулируется «Этическими  стандартами и кодексом поведения».

3. Выполнение  Кодекса этикиобеспечивается действиями Комитета APA по этике, занимающегося расследованием жалоб на членов ассоциации и вынесением по ним решений.

4. Правила и  порядок работы этого комитета, годовые отчеты о его деятельности, публикуются в журнале «Американский  психолог»— официальном печатном  органе APA.

5. Подготовлен  справочник с комментариями и  иллюстрациями применения этических  норм.

6. Американская  психологическая ассоциация через  свои многочисленные бюро и  комитеты:

обеспечивает  руководством и информацией своих  членов,

осуществляет  текущий контроль за событиями,

распространяет  стандарты, инструкции, положения и  заявления по вопросам, которые могут  представлять проблему для практикующих психологов.

7. Американская  психологическая ассоциация издала  Общие инструкции для поставщиков  психологических услуг и Специальные  инструкции по поставкамдля оказания помощи тем, кто занимается профессионально психологической практикой.

8. Комитет APA по психологическим тестам и  психологической оценке CPTA- занимается  рассмотрением проблем практики  надежного тестирования и оценки, обеспечением технического консультирования  в отношении такой практики.

9. Комитет СРТА  также анализирует работу Объединенного  комитета по практике тестирования JCTP., который разработал Кодекс  честной практики тестирования  в образовании (1988).

10. Также комитет  JCTP готовит «Положение о правах  и обязанностях лиц, проходящих  тестирование».

11. в 1993 г.  создан Совет по тестированию  и оценке при поддержке министерств  обороны, просвещения и труда.

Этические принципы психодиагностического обследования:

осознание испытуемым цели обследования, цели и способов её использования,

право на отказ  от психологического обследования,

информирование  обследуемого об использовании полученных результатов:

когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения,.

результаты  обследования, по личной просьбе, не могут  быть предоставлены какому-либо учреждению, если человек не дает на это согласия.

если в силу необходимости защиты интересов  общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в  официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.

при тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей,

родителям должны быть сообщены результаты тестирования,

доступ к  полученным результатам подлежит строгому контролю,

обследуемый имеет  право знать о результатах  тестирования в доступном для  него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут  использованы полученные результаты.

при сообщении  результатов учитывать особенности  человека, которому они предназначены,

человеку не должны сообщаться результаты его обследования без интерпретации специалистами.

Предание гласности  даже каких-либо отдельных заданий  теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям.

Публикация  тестов в широкой печати может  привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых  читателей, когда результаты самопроверки противоречат представлениям о себе.

Так в США  учреждена Ассоциация издателей  тестов. Члены этой организации взяли  на себя обязательство следовать  принципу честности в распространении  своей продукции, а также содействовать  повышению их ценности в глазах общественности.

В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права  разглашать профессиональную тайну, описывать  смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно  вредит валидности методики.

В связи с  этим выделяют перечень принципов социальной нравственности, которые касаются каждого  специалиста, в той или иной степени  работает с людьми.Эти принципызакреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:

Принципы социальной нравственности:

принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность  и конфиденциальность полученной информации);

принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);

принцип этической  и юридической правомочности (использование  полученной информации в рамках действующего законодательства);

принцип квалифицированной  пропаганды психологии (организация  работы с целью создать у испытуемого  в результате исследований благоприятное впечатления о психологической диагностике);

принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);

принцип благополучия испытуемого (испытуемый по результатам  тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение. Ему не должен быть нанесен вред);

принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической  информацией в целях повышения  качества методической и организационной  практики, а также психодиагностической оценки испытуемых);

принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие  задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип  скрытности заложен в саму методику оценки);

принцип морально-позитивного  эффекта обследования (добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения);

принцип гражданственности  и патриотизма (умелое сочетание  принципа благополучия испытуемого  с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и  работает).

 

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Проективные методики направлены на измерение свойств  личности и особенностей интеллекта.

Они обладают рядом  особенностей, благодаря которым  существенно отличаются от стандартизованных  методов, а именно:

1)    особенностями стимульного материала;

2)    особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3)    особенностями обработки и интерпретации результатов.

1.    Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

2.    Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора.  Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

3.    Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых  методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного  исследования данные, полученные с  помощью проективных методик, следует  соотносить с данными, полученными  с помощью других методов.

Классификация проективных методик

1.    Методики дополнения. Стимульный материал:

набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать  слова, которые "приходят на ум" в  связи с услышанным словом (ассоциативный  тест К.Г. Юнга).

Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

Вопрос, на который  необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2.    Методики интерпретации. Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3.    Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4.    Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5.    Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное»

 

 

 

 

 

 

 

 

1


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"