Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:49, шпаргалка

Описание работы

1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ.
2. ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
21. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Работа содержит 1 файл

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

В линейном и  в параллельном эксперименте можно  использовать метод структурной  модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы  она представляла собой микромодель  генеральной совокупности по нейтральным  и контрольным характеристикам.

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным  методам вероятностной выборки  с заранее заданным объёмом. Как  правило, его используют в полевых  экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной  группы.

Планирование  и логика осуществления эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение  ряда вопросов:

Определение цели эксперимента;

Выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной  группы;

Выделение предмета эксперимента;

Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

Определение условий  эксперимента и создание экспериментальной  ситуации;

Формулировка  гипотез и определение задач;

Выбор индикаторов  и способа контроля протекания эксперимента;

Определение метода фиксации результатов;

Проверка эффективности  эксперимента.

 

ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

В простейшем случае экспериментатор произвольно изменяет один фактор (переменную), оставляя другие факторы без изменения.

Произвольно изменяемая экспериментатором переменная называется независимой переменной (НП). Переменная, за изменениями которой наблюдают  в процессе эксперимента, называется зависимой переменной (ЗП). Как правило, одна группа испытуемых оказывается  под воздействием независимой переменной, а другая группа, которую мы назовем  «контрольной», этого воздействия  не получает.

Поскольку в  остальном условия проведения эксперимента для обеих групп совершенно идентичны, то различия в значениях зависимой  переменной, по всей вероятности, объясняются  изменениями независимой переменной. В этом процессе психолог надеется точно установить влияние одной  переменной на другую и выявить причинно-следственную связь, или функциональную зависимость  в поведении.

Некоторые авторы говорили об этом процессе с точки  зрения «теории управления». Данное определение хорошо выражает идею проводимого  исследования. Экспериментатор старается  управлять переменными, произвольно  изменяя их или оставляя постоянными. Осуществление такого контроля позволяет  с большей достоверностью выявлять факторы, определяющие поведение испытуемого.

Как уже было отмечено, в простых экспериментах  изменению подвергается только одна переменная, после чего производятся наблюдения за тем, как эти изменения  влияют на другую переменную. Произвольно  изменяемая переменная называется независимой  переменной, а наблюдаемая переменная – зависимой переменной.

В экспериментальной  психологии зависимая переменная часто  принимает форму прямых ответов  на вопросы экспериментатора. Зависимые  реакции использовались в экспериментальной  психологии в течение очень долгого  времени и находят применение и сегодня. В то же время существуют два типа используемых в психологии независимых переменных.

Первый тип  имеет место, когда экспериментатор  систематически манипулирует переменной, например изменяя величину подкрепления животному за правильный ответ. Второй тип независимой переменной основан на отборе испытуемых, обладающих определенной чертой или интересующей характеристикой.

 

ДОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Между доэкспериментальными и квазиэкспериментальными планами есть одно существенное различие. Доэкспериментальные планы являются рудиментами вчерашнего дня психологической науки. Между тем как квазиэкспериментальное планирование – атрибут ее сегодняшнего и, по мнению многих исследователей, завтрашнего дня.

Доэкспериментальные планы, точнее – исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина – незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента.

Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Условия, в которые ставит жизнь, а также практические задачи экспериментаторов не всегда позволяют реализовать планы “истинных экспериментов”, использовать схемы контроля внешних переменных. Однако научные и научно-прикладные задачи нужно решать. Квазиэкспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы “истинного эксперимента”. Исследователь осознает те источники артефактов – внешние переменные, которые он не может контролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов “истинных экспериментов”, исследователи используют искусственные схемы, которые и называются квазиэкспериментальными планами.

Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом между реальностью и “строгостью” методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения прикладных проблем, но и для проведения научных исследований. Наиболее авторитетные авторы, чьи работы стали классическими, Кокс [Cox D.R., 1958] и Кэмпбелл (1979), сформулировали основные теоретические принципы квазиэкспериментального планирования. Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение лучшего плана невозможно.

Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллюстрации. В практике научных исследований по возможности их следует избегать.

 

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТЕСТ, КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ

Тесты – стандартизированные  методики психодиагностики, позволяющие  получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени  развитости изучаемых свойств.

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального  развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими  приемами.

Под интеллектом  как объектом измерения подразумеваются  не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют  отношение к познавательным процессам  и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных  для оценки возможностей индивида в  овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются  с интеллектом, и поэтому часто  они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей  форме тесты способностей носят  разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и  т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени  продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения  человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь  измеряют влияние, которое оказывает  на развитие индивида относительно стандартный  набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также  профессиональных достижений. Этим объясняется  их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные  тесты достижений обычно имеют три  разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов  психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том  числе и межличностных), а также  способностей поведения индивида в  определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

 

 

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Тестирование - (от англ. - опыт, проба) - метод психологической  диагностики, использующий стандартные  вопросы и задачи (тесты), имеющие  определенную шкалу значений. Применяется  для стандартизированного измерения  индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования: - (от англ. - опыт, проба) - метод психологической  диагностики, использующий стандартные  вопросы и задачи (тесты), имеющие  определенную шкалу значений. Применяется  для стандартизированного измерения  индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования:

· образование - в связи с увеличением продолжительности  обучения и усложнения учебных программ;

· профессиональная подготовка и отбор - в связи с  увеличением производства;

· психологическое  консультирование - в связи с ускорением социодинамических процессов.

Популярность  метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:

1) Стандартизация  условий и результатов. Тестовые  методики от-носительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним обра-зованием. Это не означает того, что для подготовки комплексного за-ключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием.

2) Оперативность  и экономичность. Типичный тест  состоит из серии заданий, на  выполнение каждого из которых  требуется, как пра-вило, не более 30 сек., а весь тест занимает, как правило, не более часа; тестированию одновременно подвергается группа испытуемых, следо-вательно происходит значительная экономия времени на сбор данных.

3) Количественный  дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматри-вать его как "измерительный инструмент", дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Тест позволяет хорошо дифференциро-вать испытуемых на полюсах шкалы - отличать просто способных от очень способных и талантливых, а среди отстающих отличать небезна-дежных от совершенно неподготовленных. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разрабо-танный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хо-рошо работает тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.

4) Профессионально  сделанный тест состоит из  заданий опти-мальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 60 процентов из максимально возможного количества баллов. Это дос-тигается за счет предварительных испытаний - пилотажа. Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется половина из обследуемы, то задание признается удачным и его оставляют в тес-те.

5) Возможность  компьютеризации. В данном случае  это не про-сто дополнительное  удобство, сокращающее живой груд квалифициро-ванных исполнителей при массовом обследовании. В результате ком-пьютеризации повышаются все параметры тестирования. Специально подчеркнем, что компьютеризация - это мощный инструмент обеспе-чения информационной безопасности (достоверности диагностики). Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может про-изводить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление испытуемому определенного задания в этом случае является таким же неожиданным для испытуемого.

6) Психологическая  адекватность. Это важнейшее психологиче-ское следствие оптимальной сложности. Наличие в тесте большого ко-личества кратких заданий средней трудности дает многим испытуемым шанс "зацепиться", поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку "на преодоление". А если заданий много, и часть из них явно начинает "поддаваться" (испытуемый уверен, что он с ними справится), человек в процессе тестирования ободряется и на-чинает "бороться" за максимальный результат. Свойство оптимальной сложности важно для теста тем, что оно не только обеспечивает изме-рительную (различающую) силу тесту. Недостаток стресса (в случае легкого теста), а тем более избыток (в случае трудного) искажают ре-зультаты измерения. Этого, как правило, совершенно не понимают ор-ганизаторы наших конкурсных экзаменов, пытающиеся в случае высо-кого конкурса дать абитуриентам задачки посложнее ("на засыпку") - создается избыточный стресс, который не дает возможности проявить себя людям, подготовленным хорошо, но обладающим пониженной стрессоустойчивостью.

Определенные  недостатки метода тестов являются продолжени-ем его достоинств:

1) Опасность  "слепых" (автоматических) ошибок. Слепая вера низкоквалифицированных  исполнителей, что тест должен  сработать правильно автоматически.

2) Опасность  профанации. Внешняя легкость проведения  тестов прельщает людей, которые  оснастившись тестами непонятного  качест-ва предлагают свои услуги вся. В результате все проблемы предполага-ется решать с помощью 2-3 тестов - "на все случаи жизни". К количе-ственному тестовому баллу приклеивается новый ярлык - заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Ходовой пример - повальное использование клинического теста MMPI для от-бора кадров в нашей стране.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"