Шпаргалка по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по "Психология"

Работа содержит 1 файл

шпоры псих.docx

— 87.67 Кб (Скачать)

24) св-ва нерв сист не предопределет форм поведения, но образуют почву на котор легче или труднее форм-ся определнн формы поведения. Треб осторожность при выборе средств и методов пед воздействия. Эффект будет зависеть от сод-ия этого воздействия и динамич особ-ей. Но опираясь на индив-е особ-ти необх закаливать нервн сист и опираться на саморегул деят и поведение р-ка.  Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности - средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, имеет, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Особенность адаптации ребенка-сангвиника к дошкольному учреждению - легкая и быстрая. В процессе воспитания сангвиника следует стремиться вырабатывать устойчивые интересы. Учить терпению, упорству,тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. При этом родителям необходимо учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм ребенка- сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали, стать источником как легкомыслия, так и непостоянства. 

26) худ творчество  представляет собой сложный процесс  познания и образного отражения  окружающей действительности.Дети, знакомясь с окр миром, пытаются отразить его в своей деят — играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изо, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный хар-ер. Здесь р-ок получает возможность отразить свои впечатления от окр мира, передать образы вообр-я, воплотив их с помощью разнообразных мат-ов в реал формы. В стар дошк возрасте восприятия приобретают целенаправленный хар-ер. Большинство их основывается на зрит ощущениях; с их помощью р-ок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необх в восприятие вкл осязание и другие ощущения, помогающие образ-ю более полного представления.Учить р-ка видеть мир — вот одна из задач восп. А это значит развивать в детях набл-сть, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.Р-ок 5—6 лет, воспр-ая окр объекты, уже пытается выделить их особ-ти, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на хар-ре их представлений о предмете, и на изобр в рисунке или лепке.К стар дошк возрасту у р-ка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.Все большую роль в деят начинает приобретать вообр-е. Но образы вообр-я у мл дошк еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать сод-ие своей работы, вводить новые образы.Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изо, концентрации внимания и чувств р-ка на создаваемом образе, усиливают работу вообр-я. Ст дошк способен к некоторым элементам предварительного прод-ия и сод-ия, и средств выпол-ия. Он уже может самост-но решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме явл-ся гл, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В ст дошк возр чувство ритма также помогает создать композ-но заполненную картину.

27) Игра, хоть  и считается ведущей (основной) деят детей дошк возр, возникает далеко не сразу. На рубеже 2—3 лет у р-ка возникает интересное занятие: он берет множество мелких предметов и расставляет их перед собой на стуле, на полу или на подоконнике. Он издает не очень нам понятные звуки, переставляет предметы, убирает одни и на их место ставит другие. Эту деят называют режиссерской игрой. Конечно, эта игра, возникающая в ст дошк возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую была у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объед-го разные предметы, она так же предметно представлена, в ней так же один р-ок исполняет все роли. Правда, сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литер творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как р-ок все время сопровождает все действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Иногда игра стр дошк проходит и без множества предметов, а как общение р-ка с одной какой-либо игрушкой. игра в данном возрасте иногда может быть и коллективной. Правда, участников в ней немного — не более двух-трех, и они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют и исполняют множество ролей. Но для того чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова и иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, встречается сейчас достаточно редко), то у них можно наблюдать такую игру.». Часто дети этого возраста увлекаются или придумыванием сказок, или переделыванием старых сказок на новый лад. Это тоже своеобразный вид режиссерской игры. Что дает игра для воображения? Этот последний в дошк возрасте вид игры подводит некоторые итоги в развитии воображения, он прежде всего предоставляет р-ку возможность действовать от внутренней позиции. Причем она крепнет в режиссерской игре, набирает силу, уже не нуждается в помощи опыта и в предметных подпорках. Все это меняет воображение качественным образом. Р-ок, переходящий на данный уровень развития воображения, уже способен не только осмыслить сделанное им самим, но и придать смысл тому, что сделали другие люди, не только осмыслить бессмысленное, например пятно или незнакомый предмет, но и хорошо знакомые ему вещи. Так, дети могут использовать одну и ту же вещь по-разному, в зависимости от своего замысла, причем делать, это в одной и той же ситуации. Таким образом, ребенок перестает нуждаться в многочисленных предметах для своей игры. Он может не только представлять одну и ту же палочку то шприцем, то градусником, то карандашом, то гвоздем, а воображать саму эту палочку и придавать ей самое разное значение и смысл. Этот уровень развития воображения теснейшим образом связан с возникновением символической функции и с психологической готовностью детей к обучению в школе.  

29) В ст дошк возрасте продолжается развитие восприятия по 3м основным направ-ям, котор определились раньше: расш-ся и углуб-ся предст-я детей, соотв-ие общепринятым сенсорным эталонам; способы их испол-я становятся значительно более точными и целесообразными; обслед-е предметов приобретает при благопр условиях восп-я системат-ный и плановый хар-ер. Отлич-ой особенностью восприятия у ст дошк явл-ся резкое увеличение его осмысленности. Все стороны развития восприятия в этом возрасте вкл испол-е наглядно-образного мышл, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам. Систематизация сенсорных эталонов. Расш-е и углубление предст-ий детей о форме, цвете, величине предметов происходит гл образом за счет сист-ции этих представлений. Так, знакомясь с цветом, дети узнают о послед-ти распол-я цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках.. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Совершенствование способов восприятия. Ст дошк при сравнении свойств предмета с образцом уже не нуждаются во внешних приемах — перемещениях, обведении контуров рукой и т. п. Они заменяются зрит сравнением. Зрит определение формы, цвета и величины предметов становится намного более точным. При рассм-нии формы незнакомой фигуры глаз р-ка движ в основном по контуру, останавливаясь на наиболее харак-ых его частях. Последующее узнавание этой фигуры среди других становится безошибочным. Примерно так же движется рука при осязательном ознакомлении .с формой, хотя его рез-ты на всем протяжении дошк- детства оказываются более низкими. Гл же состоит в том, что дети полностью переходит от использования внешних образцов (эталоне») к использованию усвоенных представлений. Восприятие изображений старшими дошкольниками. Восприятие предметов, изображенных на картинках, улучшается гл образом за счет зн о правилах их построения.Изображенный на картинке далекий предмет и теперь еще кажется р-ку маленьким, но он уже знает, что далекие предметы принято изображать уменьшенными, и поэтому догадывается, что предмет изображен расположенным вдали. Однако в этом случае воспр-е и мышл работают еще как бы изолированно друг от друга: р-ок видит, что предмет маленький, и понимает, что он далекий. В рез-те он (по отношению к незнакомым предметам и предметам, не имеющим постоянной величины) решает, что это что-то и маленькое, и далекое. Полностью правильное восприятие изображения складывается уже в школьном возрасте. Воспринимая сюжетные картинки, дети уже могут успешно определять, что делают люди, которые на них изображены, догадываются, что происходит с ними, если сюжет картинки не выходит за рамки жизненного опыта ребенка.Особенности развития слухового восприятия в старшем дошкольном возрасте. Совершенствование слухового восприятия речи и музыки у старших дошкольников происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Оно опирается на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений. 

30) Под самосознанием  следует понимать процесс осознания  своей личности, своего «Я». Самосознание  – это зн и в тоже время отнош-е к себе как к определенной личн. Все стороны личн находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Возникновение и развитие самосознания р-ка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взр. Поэтому он называет себя в 3ем лице (Диме чаю, «Дать Даше пирамидку) Слитность с др людьми, которую испытывает р-ок, не редко прояв-ся в его высказываниях. Мальчик, которому родители говорят: «Сашенька, мы идем в гости, спрашивает: «А мы меня возьмем? Здесь «мы» употреблено для обозначения всей семьи, включая и самого ребенка.  К3м годам Р-ок начинает овладевать выпол-ем разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деят. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда Заканч-ся этот п-од поистине эпохальным событием р-ок начинает впервые утверждаться как личн. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что р-ок начинает говорить о себе не в 3ем, а 1ом лице: «Я сам», «Я буду».В общении со взр он научается отделять себя от др людей. Далее р-ок начинает сравнивать себя со взр. Он хочет быть таким, как взр, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот п-од, оценивая сверстников, р-ок просто повторяет мнения, высказанные о них взр. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»). детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные  проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе. Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе. В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему. Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

31) Особенности  индивидуальности определяют особенности  индивидуальных различий, проявляющихся  в общем состоянии здоровья, в  темпах психич. и физич. развития, психологических состояниях и особенностях структуры самосознания. Индивид различия могут появл в разн степенях активности и работоспособности, скорости выполнения заданий, способности усвоению знаний, потребности в общении, скорости адаптации.Дети отлич темпами психич. развития.Темп псих разв-я первоначально зависит от врожденных особ-ей морфологии мозга но в последн время темп определяют и др причины. Условием псих разв-я явл среда. Гораздо > влияние на разл-я в псих разв-и детей форм-е их способн разв-я их личности оказывают условия жизни, восп-я и обуч-я. Перед восп могут предстать дети с норм умств разв-ем, с опережающ умств разв-ем, с задержкой и дети с отстованием. Дети с разн уровнем обуч-ти (умств выносливость, работоспосб, быстрота или замедленн усвоению учебн мат-ла, гибкость мысл процессов) с высокой обуч – отлич высокой подвижн нерв процессов быстр темпом продвижен, у них легко образуется связь между словесн-отвлеченн и наглядн элементами мышл. Дети с низко буч-ю межденн усваив мат-ал нужно дополнит время, у них набл инертность мысл процессов скованность первоначал найденных способом действий.  


Информация о работе Шпаргалка по "Психология"